Как осуществляется воинский учет граждан в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как осуществляется воинский учет граждан в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В статье 21.5 Кодекса об административных правонарушениях прописано, что неявка в военный комиссариат для постановки или снятия с воинского учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Как осуществляется и кем проводится воинский учет было рассказано выше, но также стоит упомянуть и о его видах. Так воинский учет бывает общий и специальный.

Многие задаются вопросом, зачем военкомату знать всю актуальную информацию о семейном положении гражданина, месте работы, проживания и проч. А все для того, чтобы военный комиссариат мог планировать призыв и в случае возникновения необходимости проводить сборы для поддержания обороноспособности страны.

Специальному воинскому учету подлежат те граждане, которые закрепляются за органами государственной власти и местного самоуправления. Также сюда относятся граждане, проходящие службу в органах внутренних дел, МЧС, наркоконтроле.

А вот в остальных случаях граждане подлежат общему учету. Единственное различие между двумя перечисленными учетами заключается в том, что лица, состоящие на специальном учете, во время общей мобилизации заранее знают свои задачи и строго следуют их выполнению, а для работы с военнообязанными на общем учете потребуются дополнительные усилия со стороны военкоматов.

II. Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления

17. Первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета:

  • а) для призывников — по учетным картам первичного воинского учета призывников;
  • б) для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса — по алфавитным карточкам и учетным карточкам;
  • в) для офицеров запаса — по карточкам первичного учета.

18. Документы первичного воинского учета заполняются на основании следующих документов:

  • а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
  • б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных.

19. Документы первичного воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданах:

  • а) фамилия, имя и отчество;
  • б) дата рождения;
  • в) место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;
  • г) семейное положение;
  • д) образование;
  • е) место работы (учебы);
  • ж) годность к военной службе по состоянию здоровья;
  • з) основные антропометрические данные;
  • и) наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
  • к) наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
  • л) наличие бронирования военнообязанного за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
  • м) наличие отсрочки от призыва на военную службу у призывника с указанием нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (подпункта, пункта, статьи), в соответствии с которой она предоставлена, даты заседания призывной комиссии, предоставившей отсрочку от призыва на военную службу, и номера протокола.
  • н) пребывание в мобилизационном людском резерве.

20. При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

21. В целях организации и обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:

  • а) осуществляют первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев), в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, на их территории;
  • б) выявляют совместно с органами внутренних дел граждан, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев), в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, на их территории и подлежащих постановке на воинский учет;
  • в) ведут учет организаций, находящихся на их территории, и контролируют ведение в них воинского учета;
  • г) ведут и хранят документы первичного воинского учета в машинописном и электронном видах в порядке и по формам, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации.

22. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:

  • а) сверяют не реже 1 раза в год документы первичного воинского учета с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов и организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами;
  • б) своевременно вносят изменения в сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, и в 2-недельный срок сообщают о внесенных изменениях в военные комиссариаты по форме, определяемой Министерством обороны Российской Федерации;
  • в) разъясняют должностным лицам организаций и гражданам их обязанности по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль их исполнения, а также информируют об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  • г) представляют в военные комиссариаты сведения о случаях неисполнения должностными лицами организаций и гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

23. В целях организации и обеспечения постановки граждан на воинский учет органы местного самоуправления и их должностные лица:

  • а)проверяют наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок в документах воинского учета о снятии граждан с воинского учета по прежнему месту жительства, отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок об их вручении);
  • б)заполняют карточки первичного учета на офицеров запаса. Заполняют (в 2 экземплярах) алфавитные карточки и учетные карточки на прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса. Заполняют карты первичного воинского учета призывников. Заполнение указанных документов производится в соответствии с записями в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов), справках взамен военных билетов и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (учебы), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, и другие необходимые сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
  • в)представляют военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), справки взамен военных билетов, персональные электронные карты, алфавитные и учетные карточки прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, карты первичного воинского учета призывников, а также паспорта граждан Российской Федерации с отсутствующими в них отметками об отношении граждан к воинской обязанности в 2-недельный срок в военные комиссариаты для оформления постановки на воинский учет. Оповещают призывников о необходимости личной явки в соответствующий военный комиссариат для постановки на воинский учет. Кроме того, информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета и мобилизационных предписаниях граждан исправлениях, неточностях, подделках и неполном количестве листов. В случае невозможности оформления постановки граждан на воинский учет на основании представленных ими документов воинского учета органы местного самоуправления оповещают граждан о необходимости личной явки в военные комиссариаты. При приеме от граждан документов воинского учета выдают расписки;
  • г) делают отметки о постановке граждан на воинский учет в карточках регистрации или домовых книгах.
Читайте также:  Алименты на 2 детей в 2023 году размер сколько процентов в РФ

24. В целях организации и обеспечения снятия граждан с воинского учета органы местного самоуправления и их должностные лица:

  • а)представляют в военные комиссариаты документы воинского учета и паспорта в случае отсутствия в них отметок об отношении граждан к воинской обязанности для соответствующего оформления указанных документов. Оповещают офицеров запаса и призывников о необходимости личной явки в соответствующий военный комиссариат для снятия с воинского учета. У военнообязанных, убывающих за пределы муниципального образования, решениями военных комиссаров муниципальных образований могут изыматься мобилизационные предписания, о чем делается соответствующая отметка в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) или справках взамен военных билетов. В случае необходимости уточнения военно-учетных данных военнообязанных их оповещают о необходимости личной явки в военные комиссариаты. При приеме от граждан документов воинского учета и паспортов выдают расписки;
  • в) составляют и представляют в военные комиссариаты в 2-недельный срок списки граждан, убывших на новое место жительства за пределы муниципального образования без снятия с воинского учета;
  • г) хранят документы первичного воинского учета граждан, снятых с воинского учета, до очередной сверки с учетными данными военного комиссариата, после чего уничтожают их в установленном порядке.

VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами министерства внутренних дел Российской Федерации

46. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

В этих целях должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.

47. Порядок организации совместной работы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Постановка на воинский учет.

Призывник обязан состоять на воинском учете в военном комиссариате:
— по месту жительства;
— по месту пребывания (если гражданин прибыл на срок более трех месяцев);

Согласно п. 1 ст. 10 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

При прибытии на новое место пребывания (жительства) на срок более трех месяцев гражданин обязан в течение двух недель встать на воинский учет в отделе военного комиссариата по новому месту пребывания (жительства) и сняться с воинского учета по месту предыдущего пребывания.
Граждане обязаны лично являться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета

согласно п. 53 Положения о воинском учете).

При постановке на воинский учет в отношении призывника могут провести медицинское освидетельствование для определения его категории годности к военной службе.


ссылки на Закон

Постановка на воинский учет гражданина Российской Федерации, не пребывающего в запасе, производится в возрасте с года исполнения ему 17 лет до 27 лет только при его личной явке в военный комиссариат.

Читайте также:  Расчет для признания малоимущими в 2023 году

Если в удостоверении гражданина отсутствует запись о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, ему вручается повестка о явке в военный комиссариат на ближайшее заседание призывной комиссии. Расписка призывника о получении повестки приобщается к материалам личного дела призывника при его получении.

Военный комиссариат не вправе отказать призывнику в постановке на воинский учет по причине отсутствия в удостоверении отметок о наличии отсрочки от призыва на военную службу или о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства, а также по причине наличия записи об ограничении его годности к военной службе. В случае если призывник не снялся с воинского учета по прежнему месту жительства, в отрезной части алфавитной карточки это должно быть указано.

Приказ МО от 02.10.2007 года N 400 утратил силу с 1-го января 2022 года.

В соответствии с изменениями, вступающими в силу 17.02.2019, военный комиссариат обязан производить постановку граждан на воинский учёт в том числе и при отсутствии регистрации по месту пребывания. Достаточно подать заявление о постановке на воинский учёт и сообщить о месте пребывания в военкомат.


При постановке гражданина на воинский учёт выдаётся документ воинского учёта, в «старом» документе делается соответствующая отметка.
Постановка граждан на воинский учёт может осуществляться круглогодично.

Следует понимать, что гражданам, подлежащим призыву на военную службу может быть вручена повестка для прохождения медицинского освидетельствования, а также повестка для отправки к месту прохождения военной службы (после прохождения медицинского освидетельствования).

Где можно состоять на учете?

В статье 8 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.

По месту пребывания производится учет граждан, которые уже более 3 месяцев живут в другом месте или проходят альтернативную гражданскую службу.

В муниципальных образованиях, где отсутствуют военные комиссариаты, осуществляется первичный воинский учет, который организуют местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) указанных муниципальных образований.

Что делать, если отказывают в постановке на воинский учет?

Существуют разные ситуации, при которых вам могут отказать в постановке на воинский учет. Мы перечислили основные и разъяснили, что делать в таком случае.

Вам отказывают после того, как поставили отметку о принятии.

Второй экземпляр заявления, который вы забираете себе, можно использовать как доказательство того, что вы пытались встать на воинский учет. Он понадобится для обращения с жалобой в такие инстанции, как военкомат субъекта, органы прокуратуры, суд.

Заявление о постановке на учет не приняли.

Нужно обратиться в соответствующий военный комиссариат с заявлением. Сделать это можно по почте. После получения ответа (по закону ответ на обращение является обязательным) вы сможете обжаловать отказ в том же порядке, что и в первом случае.

Также никто не отменяет возможность личной беседы с должностными лицами, которые ответственны за постановку на воинский учет. Для этого необходимо знать типичные причины для отказа в постановке на учет:

Отказ в постановке на учет без регистрации.

Как мы уже говорили ранее, воинский учёт осуществляется как по месту жительства, так и по месту пребывания.

Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете, а значит, не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет.

Не принимают заявление без снятия с учета в прошлом военкомате.

В статье 10 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что для того, чтобы обеспечить воинский учет, граждане обязаны в течение двух недель прийти в военный комиссариат для снятия и для последующей постановки на воинский учет.

Невыполнение одной из обязанностей не освобождает от исполнения следующей возникшей. То есть, даже если вы не снялись с воинского учета в старом военкомате, вы все еще должны встать на учет в новом.

В военкомате перед постановкой на учет требуют пройти медкомиссию.

Согласно статье 26 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе», медицинское освидетельствование предусмотрено только в рамках призыва на военную службу, а также первоначальной постановки на воинский учет. То есть проходить медкомиссию для постановки на воинский учет вы не обязаны.

Что такое специальный воинский учет

Обязанностью организаций является необходимость создания военных подразделений ведущих учет в отношении количества граждан бронированных на мобилизацию и находящихся в запасе. К примеру, при наступлении военного времени все запасные силы не могут быть призваны, так как необходимо не нарушать баланс в общей инфраструктуре государства.

Порядок бронирования определяется специальной инструкцией предусматривающей необходимые действия в период мобилизации и военного времени в отношении различных категорий граждан (запасные войска, федеральные агенты исполнительной власти, работники государственной и муниципальной власти).

Данная инструкция утверждена по постановлению Межведомственной комиссии по бронированию граждан, которые находятся в запасе от 22 декабря 1999 г. № 144. Осуществляют бронь лиц, которые находятся на службе в МВД, УФСИН, органах контроля наркотических веществ в виде получения отсрочки от армии на период мобилизации в стране.

Ведение специального учета основывается на заполнении специальных бланков (форма № 4) куда вносится вся необходимая информация. Документ состоит из 2 частей (извещение и удостоверение).

Извещение подразумевает постановку на военный учет, а удостоверение подтверждает необходимость предоставления отсрочки в военное время. В качестве контроля количества бронированных лиц ведется специальная книга учета по утвержденной форме № 13.

Воинский учет в организации

Каждый работодатель обязан вести воинский учет кадров. Это одно из положений закона, поэтому уклонение от подобной деятельности грозит немалым штрафом. Лицо, занимающееся воинским учетом, выбирается, исходя из численности сотрудников компании. Это может быть исполнение обязанностей по совместительству или веденная отдельная штатная единица.

В обязанности лица, ответственного за воинский учет входит постоянное сотрудничество с военным комиссариатом, мониторинг и анализ изменения информации о гражданах, своевременное информирование сотрудников военкомата о смене места жительства или должности работника.

Читайте также:  Переезд по программе переселения соотечественников из Молдовы в Россию”

Начинается оформление вновь поступившего сотрудника с того, что уполномоченное лицо собирает сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету. Проверяется наличие военного билета и его подлинность. На каждого работника следует завести персональную карточку. Форма бланка утверждена работодателем, однако, как образец, можно использовать бланки по форме Т-2.

Обязанности граждан РФ по воинскому учету

Лица, подлежащие ВУ в Российской Федерации, обязаны:

  • Быть зарегестрированными в военном комиссариате по месту жительства, в органах местного самоуправления в населенных пунктах, где нет комиссариатов, в Службе внешней разведки России или органах ФСБРФ в случае, если гражданин является офицером или пребывает в запасе данных структур. Для становления на ВУ обычных граждан производится первоначальная постановка на воинский учет в 16 лет.
  • Являться по вызову в орган, реализующий воинский учет, в назначенное время, взяв с собой военный билет или удостоверение лица, подлежащего призыву на службу, паспорт и водительские права (при их наличии).
  • В случаях увольнения в запас явиться в комиссариат по месту проживания для постановки на ВУ на протяжении 2-х недель с момента отчисления из списков граждан, входящих в личный состав воинской части.
  • Сообщать в орган, производящий воинский учет, сведения о смене семейного положения, места работы, занимаемой должности, образования, места проживания в пределах района, города, не имеющего районного деления или муниципального образования, не позднее 2-х недель с момента их наступления.
  • Производить снятие с ВУ при переезде на другое место жительства или пункт пребывания на срок более 3-х месяцев, при выезде заграницу на период более 6-ти месяцев, а также становиться на учет на территории нового места нахождения не позднее 2-х недель с момента прибытия или возвращения в Россию.
  • Сохранять военный билет в хорошем состоянии, а в случае его утраты на протяжении двух недель обратиться за его восстановлением в комиссариат.

Цели и задачи воинского учета

Как уже было сказано выше, под воинским учетом понимается государ­ственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобили­зационных людских ресурсов.

Воинский учет граждан осуществляется по месту жительства военными
комиссариатами.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и во­енной службе» и «Положением о воинском учете» исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета органы государственной власти, ор­ганизации и их должностные лица. Таким образом осуществлять работу по воинскому учету должны все ор­ганизации здравоохранения независимо от организационно-правовой при­надлежности.

Для организации воинского учета и бронирования граждан, пребываю­щих в запасе в организации издается соответствующий приказ. Данным приказом устанавливается конкретное должностное лицо организации, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.

Обязанности граждан после зачисления на воинский учет

Основным положением о воинской обязанности, утвержденным соответствующим Федеральным законом, предусмотрены обязанности граждан по воинскому учету. Их можно сформулировать в виде отдельных статей.

  • Каждый гражданин, который состоит на учете в военном комиссариате или в наделенных полномочиями органах административного управления обязан по требованию являться в указанный срок. Вызов осуществляется вручением повестки с указанием цели.
  • После увольнения из списка личного состава и отправления в запас, а также после окончания срока отбывания наказания гражданин должен явиться в военный комиссариат, где будет принято решение о его постановке на учет. Это касается и тех, кто получил гражданство, а также женщин, освоивших военно-учетную специальность. Для постановки отводится две недели.
  • Гражданин своевременно должен сообщать в органы, занимающиеся воинским учетом, всю информацию, связанную с изменением семейного статуса, переходом на новую должность, отъездом, получением дополнительно специальности.
  • При отъезде для проживания на постоянной основе в другое место, если оно находится вне границ района обслуживания военного комиссариата, а также при отъезде, длящемся более 3 месяцев или выезде за пределы РФ на срок более 6 месяцев военнообязанный должен предварительно оповестить военкомат или прочие наделенные полномочиями органы.
  • Военный билет можно назвать вторым по важности документом. Его необходимо хранить соответствующим образом. Если произошла утеря, то следует незамедлительно обратиться в муниципальный отдел военного комиссариата для восстановления документа, то же касается и приписного свидетельства.
  • Если в период призыва призывник намеревается покинуть пределы муниципального образования, то этот вопрос необходимо лично согласовать с органами, занимающимися вопросами первичного учета.

Также все компании должны каждый год направлять доклад о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе:

  • в федеральные органы государственной власти или в организации по подчиненности;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в военные комиссариаты по месту нахождения фирмы.

К докладу следует приложить:

  • отчет о количестве работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6, приложение № 6;
  • сведения об обеспеченности на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами по форме № 19, приложение № 18;
  • карточку учета организации — форма № 18, приложение № 13.

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать только полные и верные сведения.

Кого не нужно ставить на учет?

Существуют граждане, которые не стоят на учете в военкомате.

К этой категории относятся:

  • Те, кого военкомат освободил от исполнения воинской обязанности.
  • Лица, в настоящий момент проходящие военную службу.
  • Не подлежат также занесению в документацию люди, которые отбывают уголовное наказание.
  • Избавляются от учета лица женского пола, чья специальность не является военно-учетной.
  • Те, кто живет за пределами России, тоже не подлежат обязательному воинскому учету.
  • На особом положении находятся сотрудники Федеральной службы безопасности. Те из них, кто имеет офицерские звания, а также пребывает в запасе, освобождаются от постановки на воинский учет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *