Как работать с созданным резервом по сомнительной задолжности в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как работать с созданным резервом по сомнительной задолжности в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).

Формирование резервов с учетом встречной кредиторской задолженности

В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что к сомнительной дебиторской задолженности относятся именно просроченные долги перед налогоплательщиком (п. 1 ст. 266 НК РФ). С одной стороны, логично было бы уменьшать этот сомнительный долг на просроченный долг перед контрагентом.

С другой стороны, до официальных разъяснений или уточнения норм безопаснее включать в кредиторскую задолженность все обязательства, включая те, срок исполнения по которым еще не наступил. Именно такой подход реализован в «1С:Бухгалтерии 8», начиная с версии 3.0.46.19. Для целей автоматического формирования резерва встречной кредиторской задолженностью, уменьшающей сомнительную дебиторскую задолженность в отношении контрагента, считается любая непогашенная задолженность перед данным контрагентом, в том числе, отраженная на счетах:

  • 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  • 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Правила создания резерва

Порядок создания резерва по сомнительным долгам предусмотрен в ст. 266 НК РФ. Этот резерв могут формировать только налогоплательщики, определяющие доходы и расходы методом начисления. Ведь в пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ говорится следующее. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются, в частности, расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ).

Резерв по сомнительным долгам создается по решению налогоплательщика. Причем это не обязанность, а право организации. Если такое решение принято, целесообразно зафиксировать его в приказе об учетной политике для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.

Определение суммы резерва и расчет отчислений в резерв

Чтобы определить сумму резерва по сомнительным долгам, организация обязана выполнить несколько действий. Во-первых, она должна провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.

Об инвентаризации дебиторской задолженности в бухучете читайте в РНК, 2009, N 1-2. — Примеч. ред.

Читайте также:  Плата за электроэнергию на общедомовые нужды в 2023 году

Налоговым кодексом не установлен порядок проведения такой инвентаризации. Поэтому организация может провести и оформить ее в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. По результатам инвентаризации составляется акт по форме N ИНВ-17 . В налоговом учете целесообразно доработать форму акта, дополнив ее такими сведениями, как:

  • дата признания доходов от реализации;
  • срок платежа по договору;
  • обеспечение сделки;
  • сумма просроченной дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода;
  • количество дней просрочки оплаты долга.

Решение государственного органа

Акты государственного органа также являются основанием для признания долга безнадежным (нереальным к взысканию). Это могут быть решения Правительства РФ или органов власти субъектов Российской Федерации о том, что задолженность хозяйствующему субъекту не будет погашена.

В данном случае речь идет о законодательных и нормативно-правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления (законах, указах, постановлениях, распоряжениях, указаниях Банка России, например о введении моратория на удовлетворение требований кредитора по ссудной задолженности, и др.).

Справка. Смерть должника

Допустим, должником является физическое лицо. Будет ли долг признан безнадежным в случае его смерти? Согласно п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом, законами, иными правовыми актами или договором. В п. 1 ст. 418 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается в связи со смертью должника, если исполнение не может быть произведено без его личного участия. Либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

Права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом или другими законами, не входят в состав наследства (ст. 1112 ГК РФ). Значит, обязательство, прекращенное в связи со смертью должника, исполнение которого не может быть произведено без его личного участия и которое неразрывно связано с личностью должника (наследодателя), признается безнадежным долгом, учитываемым в расходах для целей налогообложения прибыли организаций (см. также Письмо Минфина России от 16.07.2008 N 03-03-06/2/81).

Как создаётся резерв в бухучёте

Первым делом в учётной политике предприятия закрепляется регламент, где прописываются основания для увеличения объёма РСД.

Выделяют 3 способа создания резерва:

  1. Интервальный — каждый отчётный период бухгалтер определяет сумму для зачисления в резерв. Добавляется не вся сумма сразу, а только процент от общей суммы долга, который растёт пропорционально увеличению срока просрочки. Этот метод подобен резервированию средств в целях налогового учёта.
  2. Экспертный — специалистами оценивается сумма долга, которую должник точно не вернёт в установленный срок, и на эту сумму создаётся резерв.
  3. Статистический — опираясь на опыт предыдущих лет, вычисляется процент сомнительных долгов, на основании этих данных делается прогноз.

Как для бухгалтерского, так и для налогового учетов в целях создания РСД предназначен счет 63.

Для отражения расходов или доходов при создании РСД используют сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Собрали проводки по созданию резерва по сомнительным долгам в таблице:

Дебет

Кредит

Описание

91.02

63

Сумма отнесена на прочие расходы

63

91.01

Отражено погашение задолженности

63

62 (60, 76)

Списание безнадежной задолженности покупателя за счет сумм, отраженных на сч. 63

В с. 266 НК РФ закреплен следующий порядок формирования:

Срок

Размер

Свыше 90 дней

Полная сумма

От 45 до 90 дней

50%

До 45 дней

Не увеличивает сумму РСД

Читайте также:  Какой КВР для уплаты НДС в 2023 году

Условия для формирования

Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:

  1. Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
  2. После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
  3. В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
  4. Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
  • если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
  • если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.

Резерв по сомнительным долгам

В качестве сомнительного долга могут признаваться как дебиторская задолженность по счетам 60, 62, 76, так и задолженность по выданному вашей компанией займу, субсчет 58-3. Если срок возникновения заложенности составляет 45-90 календарных дней, то такой долг включается в резерв в размере 50%. А 100% долга можно отнести в резерв только в том случае, если срок возникновения задолженности составил более 90 календарных дней.

С 2017 года в формировании резерва произошли некоторые изменения. Так, например, если задолженность компании носит встречный характер, то есть когда определенный дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед этим дебитором, то сомнительной признается та часть долга, которая превышает обязательство.

До 2017 года компании имели право включать в резерв всю сумму долга. В настоящее время это четко регламентируется п.1ст.266 НК РФ. При этом, нужно учитывать, что впервые применить данное нововведение компании имеют право только по итогам 1-го квартала 2017 года. А резервы 2016 используются по требованиям НК РФ в прежней редакции.

Существует ряд причин для того, чтобы создавать резерв по сомнительным долгам на предприятии. Резерв позволяет увидеть конкретные обязательства дебиторов, реальный финансовый результат в бухгалтерской отчетности, а также позволяет компаниям оценить возможные убытки, возникшие из-за долга. Поэтому, когда в компании возникают сомнительные долги обязательно нужно создать резерв всем компаниям, даже тем, которые ведут бухгалтерский учет в упрощенном виде.

Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете пошагово

Резерв по долгам формируется при строгом соблюдении последовательности:

  1. Проведение инвентаризационных мероприятий по дебиторской задолженности с отражением результатов в акте.
  2. Сортировка дебиторских задолженностей в соответствии с приведенными диапазонами просрочки.
  3. Определение суммарного значения долгов с учетом НДС для последующего включения в резерв.
  4. Расчет максимального размера лимита резерва:
    • в размере 10% от общего размера выручки за предыдущий отчетный год;
    • в размере 10% от общего размера выручки за текущий отчетный период.

Значение выручки должно быть взято без учета НДС, то есть все вычисления ведутся от «чистой» выручки. Для лимита берется наибольшее значение из двух расчетных величин.

  1. Сравнение размера лимита резерва с суммарным числом сомнительной задолженности. Если итоговые данные по дебиторским долгам меньше лимита, то резерв будет равен сумме сомнительных долгов. Если лимит меньше, то выбирается его значение.

Что делать с резервом потом

Обновленные положения пункта 5 статьи 266 НК РФ обязывают размер резерва по сомнительным долгам, исчисленный на отчетную дату, сопоставить с остатком резерва. Последний рассчитывают по формуле:

Читайте также:  Государственная социальная помощь это что такое

Р ост. = Sрез. пред. – S безн.долг post

Где:

Р ост.– остаток резерва;
S рез. пред. – сумма резерва на предыдущую отчетную дату;
S безн.долг post – сумма безнадежных долгов, которые возникли после предыдущей отчетной даты.

Далее новые правила ст. 266 НК РФ предлагают два пути действия (см. таблицу).

Результат Что делать
1 Резерв на отчетную дату меньше остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:

Рна отчетную датуост.
Разницу включить во внереализационные доходы в текущем отчетном (налоговом) периоде
2 Резерв на отчетную дату больше остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:

Рна отчетную дату ˃ Рост
Разница включить во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде

Может ли одна компания применять оба подхода?

Да, конечно, но не для того же типа финансовых активов.

Возьмем в качестве примера банк.

Банки обычно предоставляют много кредитов и, согласно МСФО (IFRS) 9, они должны применять общие модели для расчета ожидаемых кредитных убытков.

Но иногда банки могут иметь и другие финансовые активы.

Например, они могут арендовать дополнительные офисы и иметь дебиторскую задолженность по аренде.

Или они могут предоставлять консультационные услуги и взимать плату за это, и, таким образом, у них может появиться обычная торговая дебиторская задолженность.

Для этих видов активов один и тот же банк может применять упрощенный подход.

Когда нужно формировать резерв?

Если в ходе очередной инвентаризации дебиторских задолженностей выявлены не оплаченные своевременно суммы, этого достаточно для создания счета, откуда могут поступить средства.

Подробно установить порядок формирования и распоряжения средствами, оказавшимися в разряде сомнительных долгов, дано право собственникам и руководителям.

Учитывая сферу деятельности, прочие нюансы, положения разрабатываются применительно к каждой организации, утверждаются локальными правовыми актами внутреннего пользования.

Сформировать его нужно непосредственно после выявления неоплаченных долгов, отразив в отчетных документах за этот период.

Ограничений в способах оформления и расчетах законодатель не устанавливает.

Обязательно важно принимать во внимание перспективы получения денег полностью (или частично).

Критерии, которые служат фактором для того, чтобы объективно оценить возможные убытки, не получив причитающиеся суммы, должны быть оговорены в регулирующих эти вопросы внутренних правовых актах. Их применение обязательно при начислении резерва по сомнительным долгам.

Ответственность за нарушение требований учета

Любое нарушение требований закона влечет наказание. Отсутствие положенной документации не исключение. Штрафные санкции в порядке административного наказания могут быть одновременно возложены как на собственника (руководителя) организации, так и ответственное должностное лицо (главного бухгалтера).

Если будет признан факт грубых нарушений бухгалтерского учета и отчетности, размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей для каждого из них.

При повторно выявленных нарушениях, если ранее уже применялись административные меры, придется уплатить уже от 10 до 20 тысяч рублей.

Помимо прочего, должностные лица могут быть дисквалифицированы (то есть не смогут продолжить свою деятельность в прежней должности) сроком до двух лет.

Поэтому трудно сказать, какое из наказаний более мягкое – заплатить штраф и руководствоваться нормами закона или лишиться должности.

Чревато наложением штрафа в размере 10 тысяч рублей искажение фактов по отчетам для налогообложения.

Если в течение налогового периода ситуация не изменится и не приведут в порядок документацию отчетности, взыщут еще 30 тысяч рублей в доход государства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *