Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются правительством

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются правительством». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Что такое и кто получает

Социальная выплата представляет собой государственное пособие, начисляемое при невозможности получать пенсию с учётом стажа работы.

Бюджетная помощь сейчас оказывается на следующих условиях:

  • Претендент имеет подтверждённую категорию инвалидности;
  • Продолжительность социального обеспечения зависит от периода

установления нетрудоспособности;

  • Потенциальный льготник постоянно пребывает в одном из российских регионов и на длительный срок ограничен в трудоспособности.

Получателями соцпенсии являются:

  • Инвалиды 1 группы, всецело зависящие от помощи окружающих;
  • Инвалиды 2 группы, менее зависимы от помощи окружающих, но лишённые возможности полноценно трудиться;
  • Инвалиды 3 группы, работающие в специально созданных условиях;
  • Дети-инвалиды, получившие данный статус до наступления

совершеннолетия;

  • Достигшие восемнадцатилетия нетрудоспособные субъекты, в отношении которых используется термин «инвалиды с детства».

Ведущими условиями, соблюдение которых гарантирует получение социального пенсиона, являются:

  • Принадлежность к категории «нетрудоспособный гражданин»;  Постоянное пребывание на территории страны.

Подтверждение нетрудоспособности осуществляется путём проведения медикосоциальной экспертизы в аккредитованных под эту деятельность медицинских организациях по отдельному графику.

Поскольку в результате реабилитационных процедур возможно улучшение состояния, то необходимо прохождение повторного обследования до присвоения бессрочного статуса:

  • Гражданам 1 группы – раз в два года;  Дети – в зависимости от заболевания:
    • ежегодно;
    • раз в два года; o при достижении совершеннолетия;  Все остальные – в ежегодном режиме.

Кто может получить социальную пенсию

На социальную пенсию могут претендовать не только пенсионеры, имеющие на нее право по достижении определенного возраста, но и инвалиды вне зависимости от возрастной категории.

Лица, имеющие такой статус с детства, получают пособие независимо от степени инвалидности. Пособие предназначено для следующих категорий граждан, а также лиц без гражданства, проживающих на территории РФ более 15 лет:

  • Несовершеннолетние и студенты, учащиеся на очном отделении, потерявшие обоих или одного из родителей, а также опекунов.
  • Семьи военнослужащих при условии гибели последних при нахождении на службе или в течение 3 месяцев после увольнения. Пособие выплачивается детям умершего, его супруге, также на него могут рассчитывать братья и сестры.
  • Участники ВОВ, официально зарегистрированные жители блокадного Ленинграда.

Получатели государственных выплат

Льготы и соцпособия от государства устанавливаются не только на федеральном уровне. Региональные и местные власти вправе ввести «особенные» виды поддержки и помощи населению. Как пример — выплаты, характерные для конкретного региона проживания. А вот отменить или снизить федеральные привилегии местные власти не вправе.

Перечень льготников регионального и местного уровней индивидуален. Федеральные привилегии едины для всей страны. Вот сравнительная характеристика социальных выплат по порядку расчетов и размеру для разных категорий граждан:

Льгота

Получатель

По состоянию здоровья

  • работники, получившие заболевание, травму;
  • граждане, достигшие пенсионного возраста;
  • лица, приобретшие инвалидность.

По утрате дохода

  • несовершеннолетние граждане, потерявшие кормильца;
  • безработные;
  • лица с низким уровнем дохода, малообеспеченные семьи;
  • работники предприятий, попавшие под сокращение;
  • родственники умершего.

Детские выплаты

  • беременные женщины и роженицы;
  • родители или усыновители детей;
  • опекуны и попечители;
  • многодетные семьи;
  • граждане в декретном отпуске;
  • родители детей-инвалидов;
  • дети-сироты и оставшиеся без попечения.

По социальному статусу

  • лица, имеющие знаки отличия;
  • медицинские работники, проживающие в сельской местности;
  • педагогические работники, проживающие в сельской местности;
  • военнослужащие;
  • госслужащие;
  • молодые специалисты.

По месту проживания

  • проживающие в районах Крайнего Севера;
  • проживающие на территориях, где установлены территориальные (районные) повышающие коэффициенты.

Пособия по инвалидности на 2022 год

С 01.04.2021 установлены такие размеры социальных пенсий по инвалидности:

  • для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов — 13 912,10 руб.;
  • для инвалидов I группы, инвалидов с детства II группы — 11 593,52 руб.;
  • для инвалидов II группы (кроме инвалидов с детства) — 5796,76 руб.;
  • для инвалидов III группы — 4927,25 руб.

Учтите: суммы указаны без учета районных коэффициентов, установленных в регионе проживания получателя.

Помимо пенсии, инвалидам полагается ежемесячная доплата. Средства направлены на компенсацию расходов:

  • на покупку медикаментов и лекарственных препаратов;
  • приобретение санаторно-курортных путевок;
  • проезд к месту лечения и обратно.

Пособие на погребение пенсионера

Социальное пособие на погребение в феврале 2023 года увеличится на 11,9%. В связи с этим, с 1 февраля Социальный фонд РФ будет выплачивать единовременное пособие на похороны неработающего пенсионера в размере 7793,48 руб.

  • Напомним, что выплачивают такую сумму гражданину, который оплатил ритуальные услуги (не обязательно родственнику пенсионера, а конкретно тому, кто понес финансовые расходы).
  • Кроме того, выплату можно получить лишь в том случае, если человек, который занимался организацией похорон, отказался от услуг по бесплатному захоронению, гарантированных государством в рамках ч. 1 ст. 9 закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле».

С 1 февраля более 40 выплат, пособий и компенсаций планируется проиндексировать на 11,9%

С 1 февраля пройдет ежегодная индексация выплат, пособий и компенсаций. Ряд выплат планируется проиндексировать на 11,9%. Соответствующий проект постановления представлен на общественное обсуждение.

«В общей сложности планируется проиндексировать свыше 40 различных выплат, пособий и компенсаций.

Так, на 11,9 % будет увеличен размер целого ряда выплат: единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, материнского капитала, ежемесячной денежной выплаты ветеранам, ежемесячной страховой выплаты и других мер социальной поддержки», — подчеркнул министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков.

Так, например, размер материнского капитала на первого ребенка увеличится почти до 587 тысяч рублей. Это на 62,5 тысячи больше, чем в прошлом году. Маткапитал на второго ребенка составит почти 775,6 тысяч, что на 82,5 тысячи рублей больше, чем в 2022 году.

Ежегодно с 1 февраля текущего года устанавливается коэффициент индексации выплат, пособий и компенсаций исходя из фактического индекса потребительских цен за предыдущий год.

В 2023 году коэффициент индексации составит 1,119. По данным Росстата, индекс потребительских цен составляет 111,94 % (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года). Таким образом, ряд выплат, пособий и компенсаций в 2023 году будет индексироваться на 11,9 %.

Читайте также:  Участие в государственных торгах

Набор социальных услуг (НСУ) в 2023 году

В рамках индексации на 11,9% с 1 февраля 2023 года увеличится денежный эквивалент набора социальных услуг. Стоимость НСУ теперь будет составлять 1469,74 руб.

Если человек пользуется гарантированным ему соцпакетом, стоимость НСУ вычтут из суммы ЕДВ. Такой же порядок применяется и при частичном отказе от соцуслуг, когда какие-то из предусмотренных льгот предоставляются в натуральной форме, а взамен остальных перечисляется денежная компенсация. В этом случае из полной суммы ЕДВ вычтут только денежный эквивалент фактически предоставляемых услуг:

  • 1132,03 руб. — за лекарственные средства;
  • 175,12 руб. — за путевки на санаторно-курортное лечение;
  • 162,59 руб. — за бесплатный проезд на ж/д транспорте.

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

А) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

– Всеобщая декларация прав человека;

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

– Европейская конвенция о социальном обеспечении;

– Конвенция «О правах ребенка»;

– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;

2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:

– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;

– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).

Глава 1 «Общие положения»:

1) определяет предмет регулирования закона;

2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

– Конституции Российской Федерации;

– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) дает основные понятия, используемые в законе.

Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:

– страховых взносов;

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.

Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:

– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;

– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;

– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:

– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

– трудовые книжки колхозников;

– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

– выписки из приказов;

– лицевые счета;

– ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:

– указанным договором;

– документом работодателя об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:

– указанными договорами;

Читайте также:  Ветеранская пенсия в 2023 году

– документом территориального органа ПФР;

– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:

– трудовой книжкой;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Социальные пенсионные выплаты по старости

Граждане, у которых отсутствует страховой стаж, имеют право получить социальную пенсию по возрасту.

Оформить выплаты можно после достижения мужчины возраста 70 лет, женщины – 65 лет. Возраст получения социальной пенсии по старости отличается от возраста выхода на трудовую пенсию.

Социальная пенсия по старости оформляется всего один раз в жизни, право на ее предоставление не пересматривается, а срок выплаты обрывается только после смерти пенсионера.
Получить социальную пенсию смогут и иностранные граждане, имеющие вид на жительство, достигшие пенсионного возраста и прожившие в РФ не менее 15 лет. Для них выплаты будут осуществляться с учетом срока действия документа. Как только он будет аннулирован или прекращен, пенсия отменяется.

Перечень документов для оформления социальной пенсии по старости:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Вид на жительство (для иностранных граждан).
  • Заявление.

Решение о назначении выплат принимается не позднее 10 дня с момента приема документов. Первая пенсия будет выплачена в течении трех месяцев.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению– ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости(инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

федеральные государственные служащие– граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ»;

военнослужащие– граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф– граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф;

нетрудоспособные граждане– инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет, не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ»;

члены семей вышеназванных граждан– в случаях, предусмотренных законом.

Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

пенсия за выслугу лет – федеральным государственным служащим и военнослужащим;

пенсия по старости – гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

пенсия по инвалидности – военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

социальная пенсия – нетрудоспособным гражданам.

ФЗ «О госуд пенсион обеспеч» Статья 22. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой

1. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, поданному в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подпункт 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.

Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.

2. Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. Перерасчет размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может производиться с применением положений статей 14 и 21 настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.

В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Читайте также:  Штраф за несвоевременный расчет при увольнении в 2023 году

Правовое регулирование института социальных пенсий на современном этапе

Практическая реализация пенсионной реформы началась 1 января 2002 г. после вступления в силу ряда федеральных законов. С указанной даты утратил силу Закон N 340-1. Его сменили Закон N 166-ФЗ и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . С 1 января 2015 г. введен в действие Закон N 400-ФЗ, в связи с чем с указанной даты не применяется Закон N 173-ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей.

Далее — Закон N 173-ФЗ.

Тем самым пенсии классифицируются законодателем на два вида в зависимости от источника их финансирования: страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Первые из названных пенсий финансируются в первую очередь за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Закон N 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.

Закон N 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий таким категориям граждан, как: федеральные государственные гражданские служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; граждане из числа космонавтов; граждане из числа работников летно-испытательного состава; нетрудоспособные граждане.

Нетрудоспособным гражданам устанавливается социальная пенсия (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению– ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости(инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

федеральные государственные служащие– граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ»;

военнослужащие– граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф– граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф;

нетрудоспособные граждане– инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет, не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ»;

члены семей вышеназванных граждан– в случаях, предусмотренных законом.

Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

пенсия за выслугу лет – федеральным государственным служащим и военнослужащим;

пенсия по старости – гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

пенсия по инвалидности – военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

социальная пенсия – нетрудоспособным гражданам.

ФЗ «О госуд пенсион обеспеч» Статья 22. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой

1. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, поданному в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подпункт 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.

Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.

2. Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. Перерасчет размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может производиться с применением положений статей 14 и 21 настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.

В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Чем отличаются социальная и страховая (трудовая) пенсии

Признаки Социальная пенсия Страховая (трудовая) пенсия
Стаж работы Не требуется Наличие минимального стажа. С увеличением стажа растёт размер пенсии
Источник выплаты Государственный бюджет Обязательные страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд
Размер Фиксированный, установленный законом Зависит от количества пенсионных баллов, заработанных получателем, и их стоимости
Дополнительные выплаты Разовая материальная помощь Возможность создать накопительную пенсию дополнительно к страховой


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *