Организация работы по выплате пенсии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация работы по выплате пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.

пенсия заявление нормативный порядок

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицами, имеющими право на трудовую пенсию являются:

1)граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2)нетрудоспособные члены семей указанных застрахованных граждан в предусмотренных Законом случаях.

3)иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ст. 8 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании». К ним относятся:

— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества

— работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг),

— работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае самостоятельной уплаты страховых взносов;

— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— священнослужители;

— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в судебном порядке (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ).

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Российской Федерации, у которых отсутствует право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»).

Согласно постановлению Минтруда РФ от 07.05.2002 г. N 34 гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, признаются:

— лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;

— граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;

— граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.

Гражданами, имеющими право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению являются (ст. 4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):

— федеральные государственные гражданские служащие;

— военнослужащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— граждане из числа космонавтов;

— граждане из числа работников летно-испытательного состава;

— нетрудоспособные граждане.

Таким образом, в пенсионном законодательстве четко указаны категории граждан имеющие право на ту или иную пенсию, условия при которых они имеют право подать документы на ее оформление.

Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.

Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.

По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.

Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.

В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

Читайте также:  Документы для ВТЭК первично в 2023 году

В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.

Основные типы пенсионных систем

Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.

Виды пенсионных систем

Способы финансирования пенсионных систем

Солидарно-распределительная (нефондируемая)

Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения).

Накопительная (фондируемая)

За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Смешанная

Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений.

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Выплата пенсий работающим пенсионерам

По общему правилу, работающим пенсионерам любая пенсия выплачивается в полной сумме. Исключение составляет досрочная пенсия по старости (см. § 6 гл. 9), назначаемая безработным гражданам, и некоторые пенсии за выслугу лет. Таким образом, пенсионер вправе заниматься любой деятельностью, получать какие угодно доходы; ничто не может повлиять неблагоприятно на его пенсию.

В прошлом были иные правила выплаты пенсии работающим пенсионерам. Часто пенсия таким пенсионерам выплачивалась с учетом их заработка. Из «старых» правил сохранилось лишь одно: работающим пенсионерам пенсия выплачивается без надбавки на иждивенцев.

Почему же в российском пенсионном законе упразднены все ограничения, касающиеся выплаты пенсий работающим пенсионерам, кроме указанных выше

Главное состоит в том, что восторжествовала иная, чем прежде, идеологическая оценка сущности обязательного пенсионного страхования и, в частности, пенсии по старости. Длительное время пенсия по старости рассматривалась как денежное обеспечение за счет государства в заключительный возрастной период жизни человека, как проявление заботы социалистического государства о старом человеке, нуждающемся в его помощи. Теперь трудовая пенсия по старости не без оснований признается заработанной, заслуженной многолетним трудом выплатой, осуществляемой за счет особого фонда, отделенного от государственного бюджета.

Из этого следуют соответствующие выводы о «судьбе» пенсии, когда пенсионер продолжает трудовую деятельность. Если пенсия — заработанная, заслуженная выплата, то в период работы она должна выплачиваться, ибо отобрать такую пенсию нельзя, она как бы собственность бывшего работника. Что делать в пенсионный период жизни, пенсионер решает сам: то ли ему работать, если он хочет этого и имеет возможность сохранить прежнюю либо подобрать более подходящую по возрасту другую работу, либо прекратить трудовую деятельность, заняться домашним хозяйством и т.д. И наоборот: если пенсию считать выплатой за счет государства, предназначенной для обеспечения пожилого человека, когда трудовая деятельность затруднена либо вообще недоступна, то вполне логичен противоположный вывод: работаешь — значит не нуждаешься в обеспечении за счет государства, т. е. в пенсии. Таковы крайние позиции.

В СССР, до пенсионной реформы 1956 г., пенсия работающим выплачивалась в полной сумме (но без так называемой «хлебной» надбавки). После реформы работающим стала выплачиваться сравнительно небольшая часть пенсии, а при заработке немного выше среднего выплата пенсии вообще не производилась. Впоследствии эти правила неоднократно корректировались и изменялись: пенсия выплачивалась одним в полной сумме, другим в размере 50—75%; более льготные условия были предусмотрены для рабочих, младшего обслуживающего персонала, некоторых специалистов, худшие — для многих категорий служащих. В целом можно сделать вывод, что при достаточно высоком уровне пенсий вводились существенные ограничения в выплате пенсий работающим пенсионерам, а при снижении уровня пенсий, когда на пенсию прожить было трудно, ограничения смягчались и даже полностью отменялись. Однако в прошлом пенсия никогда не рассматривалась как заработанная, заслуженная трудом выплата, а ее получение — как неотъемлемое право человека. Этим и объяснялись существенные изменения порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам.

В Концепции реформы пенсионной системы в Российской Федерации, одобренной Правительством, также затрагивается вопрос о выплате пенсий работающим пенсионерам. В ней отмечается дискуссионный характер данной проблемы и неоднозначные решения ее в нашей стране, хотя вот уже десятый год данный вопрос решен в российском законе достаточно определенно: трудовую пенсию работающим пенсионерам надо выплачивать, поскольку это заработанная выплата.

В концепции обосновываются на перспективу определенные выводы. Процитируем некоторые выдержки: «Пенсия в случае продолжения оплачиваемой работы выплачиваться не должна, по крайней мере в полном объеме»; «Иное решение противоречит принципам социального страхования…»; «Выплата пенсий работающим пенсионерам, имеющим более высокий достаток, чем неработающие пенсионеры, поглощает значительную часть средств…»; «Вместе с тем… в новой системе можно было бы предусмотреть возможность выплаты пенсий при относительно невысоком совокупном доходе работающего пенсионера, как это практиковалось в Российской Федерации длительное время».

Это свидетельствует о стремлении сэкономить средства за счет пенсионеров, могущих еще некоторое время после достижения пенсионного возраста трудиться. Иное решение, т. е. снятие существенных ограничений в выплате пенсии, как раз не противоречит принципам социального страхования. Выплата пенсий работающим пенсионерам вовсе не поглощает средств; если пенсия не будет выплачиваться полностью, пенсионеры оставят работу и будут получать причитающуюся им по праву пенсию, будучи неработающими (кто же станет работать за разницу в заработке и пенсии, да если к тому же пенсия составляет значительную часть заработка?). В России никогда не практиковалась выплата пенсии «при относительно невысоком совокупном доходе работающего пенсионера» (это общий доход, включая не только оплату труда, но и иные доходы), не практиковался подобный порядок и в СССР. Это грубая ошибка авторов концепции.

Каким же может быть оптимальное решение Затронутой проблемы

Во-первых, до тех пор пока в России крайне низкий реальный уровень пенсионного обеспечения, ни при каких условиях нельзя ограничивать выплату пенсий работающим пенсионерам. Выплата пенсии в полном размере — это средство борьбы с крайней нищетой. При прекращении выплаты пенсии большинство пенсионеров оставят работу, их доходы резко сократятся, численность граждан, доходы которых ниже черты бедности, резко возрастет. Надо также учитывать, что во многих случаях пенсионеры выполняют непрестижную работу и их рабочие места останутся вакантными. Не исключается также, что работу оставят пожилые специалисты самой высокой квалификации, найти замену которым не так-то легко.

Читайте также:  Расчёт ОДН по электроэнергии в общежитии в 2023 году в Новосибирске

Авторы названной выше концепции не учли, видимо, и некоторые положения Конституции РФ, в частности о равенстве прав и свобод человека, в том числе в сфере труда, о гарантированном праве на социальное обеспечение (ст. 19, 37, 39). Следует также иметь в виду, что, согласно ст. 55 Конституции, не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Во-вторых, в перспективе — после существенного повышения уровня пенсионного обеспечения — не исключается некоторая «мягкая» корректировка правил выплаты пенсии работающим пенсионерам. Во многих странах пенсия работающим пенсионерам выплачивается в полной сумме, однако есть немало стран, где сумма пенсии работающего может при определенных условиях несколько сокращаться, например при высоком заработке, с гарантией в то же время выплаты во всех случаях определенной, весомой части пенсии.

Безработным гражданам при определенных условиях устанавливается пенсия по старости досрочно, т. е. ранее достижения соответствующего пенсионного возраста. Такая «досрочная» пенсия работающим пенсионерам не выплачивается в течение всего срока их работы в период до достижения пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих или на других условиях. После достижения пенсионного возраста такая пенсия уже не считается досрочной и выплата ее работающим пенсионерам осуществляется в полной сумме.

Главные функции отдела

Все манипуляции с деньгами проводятся четко в соответствии с законами, действующими на данный момент на территории России. Кроме пенсий в функции отдела входит выплата других социальных пособий льготным категориям граждан.

Отдел назначения и перерасчета пенсий выполняет как основные, так дополнительные направления деятельности Пенсионного фонда России.

На отдел назначения и перерасчета пенсий в ПФР, по своему назначению, должен справляться со следующими задачами:

  • назначение и перерасчет размера пенсии. Это касается всех верст населения, даже космонавтов и летчиков-испытателей, основываясь на личных данных, полученных от Государственного фонда социального страхования лиц;
  • вычисление и проведение доплат к пенсиям и другим социальным выплатам, которые законодательством отнесены к компетенции ПФР;
  • проведение юридической оценки ситуации по конкретному гражданину по общему трудовому стажу, а так же работа с некоторыми категориями застрахованных лиц, которые имели специфический график работы. К таким относятся художники и другие люди творчества, фермера;
  • проверка обоснованности предъявления документов на перерасчет выплат, основываясь на реальный трудовой и страховой стаж;
  • ведение базы, в которой значатся все пенсионеры, получающие выплаты. Работники должны постоянно следить за правильностью сведений, ведь информация меняется достаточно часто;
  • ведение всей нормативной и отчетной документации, которая постоянно проверяется и контролируется;
  • постоянное улучшение собственных знаний и уровня подготовки, путем курсов повышения квалификации и постоянного изучения новых законов, которые были приняты.
  • постоянное проведение реструктуризации дел, внесение в них обновленной информации.
  • осуществление массовых перерасчетов. Делается это в тех случаях, когда одним законом выплаты увеличивают целой категории пенсионеров. К примеру, вследствие повышения уровня жизни россиян.
  • постоянное взаимодействие с органами регистрации актов гражданского состояния, чтоб иметь полную информацию о количестве пенсионеров в данный момент.

Как Вы видите, кроме основных своих функций работники отдела регулярно справляются с рядом дополнительных проблем и функций, которые не видны на первый взгляд.

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

  • обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
  • финансирование расходов;
  • капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
  • работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
  • осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Изменения в схеме структуры ПФР

Отметим, что структура ПФР РФ не стоит на месте, а развивается. Так, в каждом российском субъекте расположено отделение ПФР, под руководством которого работают:

  • территориальные управления;
  • центры по выплате пенсий и обработке информации;
  • клиентские службы Фонда.

В 2021 году организационная структура Пенсионного фонда РФ была в очередной раз оптимизирована не только в части структуры, но и численности персонала. Во многом это связано с автоматизацией и информатизацией исполнения возложенных на ПФР функций. В частности, это позволяет расширять перечень дистанционных электронных госуслуг.

На сегодня структура организации Пенсионного фонда нацелена на разделение функций:

  • приема граждан;
  • первичной оценки представленных документов;
  • процессов обработки информации;
  • принятия решений о назначении выплат, их индексации и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Оформление пенсии по инвалидности

Пенсионная выплата данной категории от удостоверенной медэкспертизой группы не зависит. Назначается эта выплата с 2022 года в автоматическом режиме, поэтому в оформлении и предоставлении документации не нуждается.

В ПФР касающиеся данной выплаты сведения передаются сотрудниками МСЭ, после чего данные о статусе имеющего инвалидность гражданина вносятся в касающийся лиц с инвалидностью Федеральный реестр. Пенсвыплата назначается в течение 7 дней (рабочих) после завершения МСЭ, и уведомление претенденту на нее отправляется по почте.

Для получения рассматриваемой выплаты следует лишь подать заявление и определиться с вариацией ее получения. Срок рассмотрения заявления данной категории – 3 дня (рабочих).

Если назначение пенсионной выплаты в автоматическом режиме не произошло, за разъяснениями следует обратиться в учреждение ПФР – лично либо с использованием телефонного звонка (единый контакт-центр).

Надбавки и коэффициенты

Вплоть до 1964 года колхозникам и работникам сельской местности вообще не полагалась никакая пенсия. Теперь всё по-другому: люди, посвятившие жизнь аграрным профессиям, могут получить не только пенсию, но и прибавку к ней в 25%, рассказала доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Для этого им надо отработать на определённых должностях не менее 30 лет. Всего же право на сельскую надбавку имеют представители более 500 профессий.

Кроме того, различные доплаты и повышенные коэффициенты индексации положены инвалидам, ветеранам и участникам войны, героям труда, героям СССР и РФ, лицам, подвергшимся воздействию радиации, опекунам инвалидов.

Читайте также:  Как сделать лицензию на травматику 2023 пошагово

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

А) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

– Всеобщая декларация прав человека;

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

– Европейская конвенция о социальном обеспечении;

– Конвенция «О правах ребенка»;

– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;

2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.

1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПРФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

– на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;

– за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.

Значение страхового стажа:

– является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;

– с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.

2. Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, атакже время работы или иной деятельности на разных предприятиях, если при переходе с одной работы на другую соблюдены установленные законом сроки.

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

А) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

Б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

В) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

Г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Значение непрерывного трудового стажа:

– от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;

– его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;

– с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.

3. Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы).

Значение специального трудового стажа:

– с учетом специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и работой на Крайнем Севере;

– с учетом выслуги лет устанавливается пенсия по выслуге лет;

– от продолжительности специального трудового стажа зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Как будут начислять пенсию в новых регионах РФ

Пенсионные права граждан, проживающих в Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР/ЛНР), а также в Херсонской и Запорожской областях будут реализованы с рядом особенностей на время переходного периода. Размер пенсии будет рассчитывается с учетом среднемесячного заработка в Ростовской области (для ДНР/ЛНР) и Республике Крым (для Херсонской и Запорожской областей).

Это следует из законопроекта Министерства труда «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Херсонской и Запорожской областях». О подлинности документа дополнительно сообщили в СМИ.

В целом, предлагаемая система перехода новых территорий на российское пенсионное законодательство повторяет порядок, действующий в отношении Крыма в 2015 года, однако явные различия все же присутствуют.

Чтобы компенсировать более высокий пенсионный возраст в РФ по сравнению с нынешними пенсионными рамками в ДНР/ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, гражданам будут начислять региональные надбавки.

Кроме того, опираясь на негативный опыт Крыма, когда законодательно не был урегулирован вопрос с распространением на местных жителей общероссийских доплат шахтерам и летчикам, разработчики из Минтруда на этот раз предложили одновременное применение федерального законодательства о доплатах отдельным категориям граждан вместе с переходом на российскую пенсионную систему.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *