Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда: понятие и методы осуществления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Нормы и правила по охране труда содержатся в разделе Х «Охрана труда» ТК РФ, а также в его главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и т.д.
Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами.
Законодатель определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).
Следовательно, цель государственной политики в области охраны труда — обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
В ст. 210 ТК РФ дан довольно обширный перечень, включающий 20 направлений государственной политики в области охраны труда.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна быть обеспечена согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, работодателями всех форм собственности. Эта система включает в себя:
федеральные законы;
иные федеральные нормативные правовые акты;
постановления Правительства РФ;
межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации;
строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству;
государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, государственные стандарты системы безопасности труда;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в указанных актах об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством РФ.
Достаточно широкий круг обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается ст. 212 ТК РФ на работодателя.
Эти обязанности можно условно разделить на несколько групп:
1. Обязанности работодателя по образованию (обучению) работников в области охраны труда в процессе трудовой деятельности.
Работодатель обязан обеспечить:
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работы и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
— ознакомление работников с требованиями охраны труда.
Положения этих абзацев конкретизируются в ст. 225 ТК РФ и различных нормативных правовых актах.
2. Обязанности работодателя по сохранению здоровья работников. Работодатель обязан обеспечить:
— соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте (ст. 220 ТК РФ); условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работников (ст. 209 ТК РФ);
— режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
— проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
— организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных осмотров (обследований), круг работников, проходящих указанные медицинские осмотры (обследования), приводится в ст. 213 ТК РФ;
— недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
— санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи (ст. 222, 223 ТК РФ).
Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?
Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.
Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.
Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.
Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.
Виды контроля соблюдения требований охраны труда
В нашей стране существуют 3 вида контроля охраны труда:
- Государственный. Ведется госорганами и профильными инспекциями на федеральном и местном уровнях. Осуществляется с помощью проведения обследований, проверок, по итогам которых выдаются обязательные к исполнению предписания по устранению нарушений в области охраны труда и привлечению к ответственности виновных. Осуществление государственного контроля возложено на Федеральную инспекцию труда. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют надзор за выполнением правил безопасности при ведении работ различных видов наряду с Федеральной инспекцией труда. К числу таких органов относятся Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, и Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и защиты человека. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления отвечают за внутриведомственный государственный контроль исполнения трудового законодательства. Общий надзорный государственный орган — Прокуратура РФ. Органы государственного контроля проводят плановые и внеплановые проверки. Плановые проходят 1 раз в 3 года, внеплановые могут быть вызваны:
- жалобой на нарушение охраны труда;
- окончанием срока, который был дан на устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
- несчастным случаем на производстве;
- запросом работника на проведение проверки его рабочего места на соответствие условиям безопасности труда.
Потребовать провести проверку может вышестоящая организация — Министерство. Правительство РФ, Прокуратура.
- Ведомственный. Это надзор вышестоящих организаций по отношению к подчиненным предприятиям. Осуществляется министерствами, департаментами и т. д. Проверяется выполнение требований безопасности труда, гигиены труда. Цели проверок в подведомственных организациях — выявление нарушений в области ОТ; предупреждение нарушения прав сотрудников подчиненных организаций, их законных интересов; принятие мер по восстановлению прав работников, если они были нарушены; привлечение должностных лиц, которые виновны в нарушениях законодательства об охране труда, к ответственности; надзор за мероприятиями по предотвращению травматизма на производстве, профессиональных заболеваний.
- Общественный. Согласно ТК РФ, одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда — содействие общественному контролю за соблюдением прав работников, их законных интересов. Общественный контроль осуществляется профсоюзами и другими представительными органами, которые уполномочил коллектив. Чтобы работники и работодатели смогли совместно действовать и обеспечить соблюдение требований охраны труда на предприятии создаются комиссии или комитеты по охране труда, являющиеся частью системы управления охраной труда на предприятии.
Виды контроля являются частью системы контроля требований ОТ. Однако различают еще и ступени контроля.
Контроль за соблюдением требований охраны труда в ЛПУ
Рекомендации для главного врача по осуществлению
контроля за соблюдением требований охраны труда
Контроль за соблюдением требований охраны труда в учреждении здравоохранения осуществляется работодателем и должностными лицами организации, ответственными за обеспечение безопасности труда.
Эффективность контроля определяется политикой работодателя в области управления охраной труда, подготовкой работников организации по вопросам охраны труда, последовательным улучшением состояния охраны труда на рабочих местах.
Вопросы по проведению контроля могут решаться через коллективный договор и соглашение по охране труда во взаимодействии с органами государственного управления охраной труда, органами государственного надзора и контроля, органами общественного контроля и иными заинтересованными организациями.
Основные виды контроля за соблюдением
требований охраны труда
К основным видам контроля за соблюдением требований охраны труда в организации относятся: — контроль за безопасной эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования, соблюдением работниками технологических инструкций, применяемыми в производстве инструментами, сырьем и материалами; — контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах; — контроль за обучением безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве; — контроль за расходованием средств, выделяемых на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда; — контроль за проведением обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований); — контроль за режимом труда и отдыха; — контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка; — контроль за правильностью обеспечения и применения средств индивидуальной и коллективной защиты; — контроль за санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием; — контроль за проведением специальной оценки условий труда; — контроль за принятием необходимых мер по сохранению жизни и здоровья при возникновении аварийных ситуаций, в том числе осуществлении надлежащих мер по оказанию первой помощи пострадавшим; — контроль за своевременным проведением расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий по устранению причин происшедших несчастных случаев, а также возмещением вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием пострадавшим; — контроль за выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Контроль за соблюдением требований охраны труда обеспечивается: — разработкой и утверждением распорядительных документов организации о назначении должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, электрохозяйства, сосудов, работающих под давлением, паровых и водогрейных котлов, газового хозяйства и иного оборудования; — составлением и выполнением графиков проведения соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов (при их наличии), предохранительных приспособлений и защитных устройств, осмотров зданий и сооружений; — применением приборов, инструментов и оборудования для контроля вредных для здоровья производственных факторов; — соблюдением работниками требований проектной, технологической и иной документации, содержащей требования к производственным процессам; — планированием мероприятий по улучшению условий и охраны труда на основе анализа состояния охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
— стимулированием безопасности труда: поощрением работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда; привлечением к ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых и локальных актов по охране труда.
- Формы и порядок проведения контроля
за соблюдением требований охраны труда
К формам контроля за соблюдением требований охраны труда относятся: многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда, Дни охраны труда, комплексные обследования состояния охраны труда, целевые проверки по охране труда. Формами контроля за соблюдением требований охраны труда могут быть и проведение смотров-конкурсов на лучшего по профессии, лучшее рабочее место (подразделение) по охране труда. Наиболее распространенной формой контроля за соблюдением требований охраны труда является многоступенчатый контроль. В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов ее подразделений многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится: — на первой ступени — на участке подразделения, в смене или бригаде; — на второй ступени — в структурном подразделении организации; — на третьей ступени — в организации в целом. Первая ступень контроля осуществляется ежедневно в начале рабочего дня (смены) непосредственным руководителем работ совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда. По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно проводиться работниками незамедлительно. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены собственными силами, то руководитель работ по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
Результаты проверки фиксируются в специальном журнале первой ступени контроля, который хранится у руководителя работ. Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем подразделения организации, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят представители службы охраны труда, профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа, специалисты подразделения и служб организации. График проверки устанавливается руководителем подразделения по согласованию с профсоюзным комитетом и выдается руководителям работ и иным должностным лицам подразделения. Результаты проверки фиксируются в журнале второй ступени контроля, который хранится у руководителя подразделения. При этом комиссия намечает мероприятия, а руководитель подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения. Если намеченные мероприятия не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель подразделения по окончании работы комиссии докладывает об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения. Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем организации (его заместителем), не реже одного раза в квартал. В состав комиссии включаются руководитель службы охраны труда, руководители надзорных и иных служб организации, председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа. Проверка проводится в присутствии руководителя проверяемого подразделения. Организация, проверка которой за один обход невозможна, проверяется по отдельным подразделениям по годовому графику с таким расчетом, чтобы в течение года каждое подразделение было обследовано не менее четырех раз. График проверки утверждается руководителем организации, согласовывается с профсоюзным комитетом и выдается всем руководителям подразделений. Комиссия третьей ступени может быть разделена на подкомиссии под руководством главных специалистов или заместителей руководителя организации для проведения проверок по отдельным подразделениям.
Государственный надзор и контроль за
соблюдением законодательных и иных
нормативных актов об охране труда
осуществляется федеральным органом
контроля и надзора за охраной труда, не
зависящих в своей деятельности и
действующих в соответствии с положениями,
утверждаемыми в установленном порядке.
Должностные лица органов государственного
надзора и контроля (государственные
инспектора) по охране труда имеют право
беспрепятственно посещать любые
предприятия, проводить расследования
несчастных случаев на предприятиях,
иметь доступ к необходимой информации,
выдавать должностным лицам предприятий
обязательные для исполнения предписания,
приостанавливать эксплуатацию
производственного оборудования и
деятельность производственных
подразделений, налагать штрафы на
должностных лиц предприятий виновных
в нарушении законодательных и иных
нормативных актов об охране труда.
Положение о статусе государственного
инспектора по охране труда утверждается
законодательством. Решения должностных
лиц органов государственного надзора
и контроля, принятые в пределах
предоставленных им полномочий, являются
обязательными для исполнения предприятиями
всех форм собственности независимо от
сферы хозяйственной деятельности и
ведомственной подчиненности.
- Должностные лица органов государственного
контроля и надзора несут ответственность
за выполнение возлагаемых на них
обязанностей в соответствии с
законодательством РФ. - Общественный
контроль за охраной труда - Общественный контроль за соблюдением
законных прав и интересов работников
в области охраны труда осуществляется
профессиональные союзы в лице их
соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные
органы, которые могут создавать в этих
целях собственные инспекции. - Уполномоченные
(доверенные) лица по охраны труда
профессиональных союзов или трудового
коллектива действуют в соответствии с
рекомендациями, разработанными
государственным органом управления
охраной труда. - Профессиональные
союзы в лице их соответствующих органов
и иные уполномоченные работниками
представительные органы имеют право:
-
Осуществлять контроль за соблюдением работодателе законодательных и других нормативных актов об охраны труда;
-
Проводить независимую экпертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
-
Принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
-
Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаев на производстве;
-
Предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;
-
Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
-
Осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
-
Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
-
Принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
-
Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
-
Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
Ответственность
работодателей и должностных лиц за
нарушение законодательных и иных
нормативных актов об охране труда
Работодатели и
должностные лица, виновные в нарушении
законодательных и иных нормативных
актов об охране труда в невыполнении
обязательств, установленных коллективными
договорами или соглашениями об охране
труда, либо препятствующие деятельности
представителей органов государственного
надзора и контроля, а также общественного
контроля, привлекаются к административно,
дисциплинарной или уголовной
ответственности в порядке, установленном
законодательством РФ и республик в
составе РФ.
-
Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед администрацией за невыполнение ими дисциплины труда.
Основным документом, регулирующим дисциплину труда, являются типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.
На основе этих типовых или отраслевых правил администрация предприятия разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требований которых является дисциплинарным проступком.
За нарушение
трудовой дисциплины администрация
предприятия может применять к работнику
следующие дисциплинарные взыскания:
замечание, выговор, строгий выговор,
перевод на нижеоплачиваемую работу на
срок до 3-х месяцев или смещение на низшую
должность на тот же срок, увольнение.
Налагать дисциплинарное взыскание
может только должностное лицо на
подчиненного ему работника.
Административная
ответственностьвыражается
в форме различных административных
взысканий – предупреждения, общественного
порицания, штрафа. К административной
ответственности за нарушение
законодательства об охране труда имеют
право привлекать в установленном законом
порядке государственные органы надзора
и государственные инспектора труда.
Важно
Должностные лица могут обжаловать
решения о наложении на них штрафа в
районный (городской) суд в 10-дневный
срок со дня вручения постановления об
этом. Подача жалобы приостанавливает
взыскание штрафа. Определение районного
(городского) народного суда по указанным
жалобам является окончательным и
обжалованью не подлежит.
Уголовная
ответственность
должностных лиц наступает в тех случая,
когда они допустили нарушение, носящее
характер преступления.
В ст.
140 УК предусмотрена
уголовная ответственность за нарушение
должностным лицом правил ТБ, промышленных,
санитарно-гигиенических или иных правил
охраны труда, если это нарушение повлекло
или могло повлечь за собой несчастные
случаи с людьми или иные тяжкие последствия
– лишение свободы на срок до одного
года или исправительные работы на тот
же срок или штраф или увольнение с
должности. За те же нарушения, повлекшие
за собой причинение телесных повреждений
или утрату трудоспособности, — виновные
наказываются лишением свободы на срок
до 3-х лет или исправительными работами
на срок до 1 года. За нарушения, указанные
в части первой настоящей статьи, повлекшие
смерть человека или причинение тяжких
телесных повреждений нескольким лицам,
виновные наказываются лишением свободы
на срок до 5- ти лет.
Ответственность
за нарушение правил охраны труда по ст.
140 несут лишь те должностные лица, на
которых в силу служебного положения
или специального распоряжения возложена
обязанность соблюдения правил охраны
труда на соответствующем участке работы
или контроль за их выполнением.
Если
эти нарушения допущены иными должностными
лицами, они могут быть привлечены к
ответственности за должностные
преступления (халатность или злоупотребление
служебным положением).
Статья 216 УК –
уголовная ответственность за нарушение
производственно-технических или иных
правил, обеспечивающих безопасность
производства на взрывоопасных предприятиях
или взрывоопасных цехах: исправительные
работы до 1 года или штраф или увольнение
с должности. За те же действия, связанные
с гибелью людей или иными тяжкими
последствиями, виновные наказываются
на срок до 7-и лет. Ответственность несу
по ст. 216 любые виновные в этих нарушениях
лица.
Материальная
ответственность.
Работодатель несет материальную
ответственность за вред, причиненный
здоровью работника трудовым увечьем,
согласно правилам о возмещении ущерба
от 24.12.92 г. Возмещение вреда состоит в
выплате потерпевшему денежных сумм в
размере заработка в зависимости от
степени утраты профессиональной
трудоспособности вследствие трудового
увечья.
Ответственность
предприятий за невыполнение требований
по созданию здоровых и безопасных
условий труда
За
невыполнение требований законодательства
РФ об охране труда и предприятий органов
государственного надзора и контроля
за охраной труда по созданию здоровых
и безопасных условий труда на предприятиях
полагаются штрафы. Размеры и порядок
положения штрафов устанавливаются
законодательством РФ и республик в
составе РФ.
Вопросы для
самопроверки
-
Назовите обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятиях.
-
Назовите обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.
-
Какие документы относятся к локальным правовым актам?
-
Какие законодательные и нормативные акты регламентируют безопасность труда?
-
Какие органы и как осуществляют надзор и контроль за соблюдением требований безопасности труда?
-
Как организовано обучение безопасности деятельности (труда) в РФ?
-
К каким видам ответственности привлекаются нарушители требований безопасности?
-
Как организовано управление безопасностью труда в РФ?
Проверки органов государственного надзора за охраной труда
Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:
• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ; • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой; • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ; • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда; • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.
Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.
Особенности прав и обязанностей государственных инспекторов труда
Основываясь на том, что ограничивать права и свободы допустимо исключительно, базируясь на федеральном законе, ст.357 ТК обозначает ряд ключевых прав государственных инспекторов труда:
— в любое время, имея удостоверение установленного образца, посещать для того, чтобы проводить инспекцию компании всех организационно-правовых видов и форм собственности в порядке, который установлен федеральным законом и рядом иных нормативно-правовых актов РФ, на беспрепятственной основе;
- запросить у работодателя и его представителя, органа исполнительной власти и органа местного самоуправления и на безвозмездной основе получить от них документацию, ряд объяснений, данные, которые необходимы для того, чтобы выполнить надзорные и контрольные функции;
- совершать изъятия, для того чтобы проанализировать образцы материалов и веществ, которые используются или обрабатываются, при предварительном уведомлении об этом работодателей и их представителей, а также сформировать соответствующий акт;
- производить расследование в необходимом порядке несчастных случаев во время производства;
- направлять работодателю и его представителю ряд предписаний, которые являются обязательными для исполнения, относительно устранения нарушений и дисциплинарной ответственности или отстранения их от должности в необходимом порядке;
- осуществлять направление в ряд судов, имея заключение государственной экспертизы условий труда, ряд требований относительно ликвидации компании или остановки работы ее структурного подразделения из-за того, чтобы были нарушены требования охраны труда;
- осуществлять отстранение от деятельности ряд лиц, которые не прошли обучение по безопасным способам и приемам осуществления деятельности, не ознакомились с инструкцией по охране труда, не прошли стажировку на ряде рабочих мест и проверку знаний относительно требований охраны труда;
- не разрешать эксплуатацию средств защиты работников индивидуального или коллективного характера, у которых нет сертификата соответствия или декларации относительно соответствия или несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (сюда же входят требования технических регламентов);
- формировать ряд протоколов и исследовать дела относительно административных правонарушений в рамках полномочий, формировать и направлять в ряд правоохранительных органов и суды иные материалы относительно привлечения тех, кто виновен, к ответственности на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ;
- быть экспертом в суде относительно исков о нарушении закона и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, возмещения вреда, который нанес ущерб здоровью работника во время производства.
Классификация обязанностей государственных инспекторов происходит на основании трех ключевых групп:
- соблюдение установленных в РФ норм права. Речь идет о Конституции РФ, трудовом законодательстве и иных нормативно-правовых актах, которые содержат ряд норм трудового права, и нормативно-правовые акты, которые регулируют работу органов и должностных лиц ФИТ;
- охрана тайны, которая охраняется законом, и стала известной во время осуществления ими своих полномочий, а также после того как была оставлена должность. Воспринимать в качестве абсолютно конфиденциальных ряд источников любых жалоб относительно недостатков или нарушений положений законов и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права;
- воздержание от сообщений работодателям информации о заявителях, в ситуациях, когда проверка проходит из-за их обращения, а заявители возражают против того, чтобы работодателям сообщались данные относительно источника жалоб.
Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать
Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать
Обязан ли работодатель вводить ступенчатый контроль
Ступенчатый контроль за охраной труда представляет собой проверку соблюдения требований безопасности на рабочих местах представителями разных уровней управления организации.
Работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ; ст. 212 ТК).
В свою очередь СУОТ подразумевает контроль соблюдения требований охраны труда на нескольких уровнях управления. Более того, Типовое положение о СУОТ, которое утверждено в Минюсте, предполагает ступенчатый контроль (п. 55 Типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее — Положение о СУОТ). Поэтому прямого требования вводить ступенчатый контроль для всех работодателей нет, но есть косвенные указания.
Ступенчатый контроль может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Он позволит:
· оперативно выявлять и ликвидировать нарушения требований охраны труда;
· применять меры, которые позволят предупредить повторные нарушения;
· эффективно распределить обязанности по контролю за охраной труда;
· вовлекать в проведение контроля всех работников.
Сколько ступеней контроля выбрать
Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.
Двухступенчатый контроль.
Подойдет для небольших организаций или компаний, где большая часть персонала — офисные сотрудники.
Трехступенчатый контроль.
Будет оптимальным для предприятий, которые состоят из нескольких производственных цехов, расположенных в одном месте.
Четырехступенчатый контроль.
Подойдет крупным организациям с большой численностью персонала и разветвленной организационной структурой, где есть удаленные подразделения, филиалы в регионах (таблица).
Четыре ступени также применяют на предприятиях с большим количеством рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В этом случае IV ступень — стратегический контроль, который проводит комиссия по охране труда, состоящая из руководителей направлений.
Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях. Поэтому на его примере покажем, какие документы нужно подготовить и кого назначить ответственными, чтобы внедрить многоуровневый контроль соблюдения требований охраны труда в организации.
Что нужно для внедрения трехступенчатого контроля?
Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.
Также необходимо будет сформировать комитет по охране труда, который займется организацией совместных действий работодателя и работников в этой области. Комитет выполняет следующие обязанности:
- организует проверку состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
- информирует работников о результатах этих проверок;
- собирает предложения к разделу коллективного договора об охране труда.
Численность комитета по охране труда зависит от размера организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей. Ее определяют по взаимной договоренности сторон – работодателя и работников (ст. 218 ТК РФ).
Трехступенчатый контроль наиболее актуален для крупных производственных организаций. Эта система часто встречается на предприятиях, где безопасную работу организуют по старым правилам, разработанным во времена СССР.
В качестве примера отрасли, где трехступенчатый контроль будет эффективным, можно привести строительство. Так, генподрядчик, который работает с множеством субподрядных организаций, не всегда может полностью контролировать порядок и соблюдение требований охраны труда на объекте. Отсюда большая вероятность несчастных случаев и других инцидентов.
Концепция и основные задачи Федеральной инспекции труда
Федеральная инспекция труда — это единая федеральная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми юридическими и физическими лицами, на которых распространяется действие этого законодательства. В своей деятельности Федеральная инспекция труда руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. Государственный надзор и контроль в этой сфере осуществляется непосредственно государственными инспекторами труда и другими должностными лицами Федеральной инспекции труда.
С вступлением в силу в 2002 году нового Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе законодательства об охране труда, всеми работодателями в Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2001 года (с изменениями на 29 декабря 2010 года) «Собрание законодательства РФ» 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 03.01.2011, N 1, ст. 49.
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов по надзору и контролю в сфере труда
ФИТ возглавляет главный государственный инспектор труда, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Полномочия и порядок деятельности государственной инспекции труда в системе ФИТ в субъектах РФ установлены Положением о государственной инспекции труда в субъекте РФ (территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), утвержденным в установленном порядке приказами руководителя Федеральной службы по труду и занятости — главного государственного инспектора труда РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 22.06.2010 N 773) «Собрание законодательства РФ», N 11, 15.03.2004, ст. 945; 28.06.2010, N 26, ст. 3331, федеральные инспекции труда были отнесены к Федеральной службе по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В систему этих органов входят государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации и надрегиональные государственные инспекции труда.
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Федеральной инспекции труда.
Основной задачей Федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.
Деятельностью Федеральной инспекции труда руководит Главный государственный инспектор труда Российской Федерации, который назначается и отзывается Правительством Российской Федерации. Руководители государственных инспекций труда — высшие государственные инспекторы труда — назначаются и освобождаются от должности им. См: Комментарий к Трудовому кодексу / Под. Под ред. Е. А. Шаповал. -М.: Юрист, 2002.p 175.
Для организации службы охраны труда оформляются:
— положение о службе охраны труда, если создано отдельное структурное подразделение;
— приказ о назначении специалиста по охране труда либо о назначении лица, ответственного за осуществление функций специалиста по охране труда;
— должностная инструкция специалиста по охране труда (лица, ответственного за осуществление функций специалиста по охране труда);
— договор на оказание услуг в области охраны труда, в случае привлечения аккредитованной организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или специалиста по охране труда.
Проверяются документы:
· положение о службе охраны труда, если создано отдельное структурное подразделение;
· приказ о назначении специалиста по охране труда, либо о назначении лица, ответственного за осуществление функций специалиста по охране труда;
· должностная инструкция специалиста по охране труда (лица, ответственного за осуществление функций специалиста по охране труда);
· договор на оказание услуг в области охраны труда, в случае привлечения аккредитованной организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или специалиста по охране труда.
Несчастные случаи на производстве регистрируются в специальном журнале регистрации несчастных случаев на производстве.
В ходе расследования несчастного случая формирующийся комплект документов, включая акты расследования, подлежит хранению в организации в течение 45 лет.
Проверяются документы:
· приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
· акт о несчастном случае на производстве по установленной форме;
· журнал регистрации несчастных случаев на производстве.