Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение от исполнительского сбора судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такой сбор назначается если лицо, являющееся должником, либо несвоевременно, либо вообще не погашает тот долг, который ему назначен для выплаты судом. И после того, как срок, установленный судебной инстанцией, уже истек и человек не погасил свои долги, включается в работу судебный исполнитель. Он и должен взыскивать ту сумму, которая предназначалась для погашения долга.
Как получить обратно деньги, являющиеся сбором от судебного исполнителя
Вопрос, волнующий каждого человека, являющего должником, но старающегося все-таки погасить свой долг — это как получить обратно деньги, являющиеся сбором от судебного исполнителя? Если судебный акт будет отменен либо акт другого ответственного исполнителя, на основании которого выдавали документ, обжалованная сумма будет возвращена полностью.
Если же суд вынесет решение об уменьшении сумма уплаты, разница будет также отдана заявителю.
Существует специальный механизм возврата и на этот счет — специальное постановление правительства. В срок, который не превысит тридцати дней, с момента подачи заявления, деньги придут на указанные банковские реквизиты.
Мы постарались разъяснить, как вернуть сбор, предусмотренный судебным приставом либо уменьшить его сумму. Каждый должник может воспользоваться нашими рекомендациями, если он уверен, что нет оснований для взыскания с него лишних денег.
Когда не нужно платить исполнительский сбор
Долг не нужно выплачивать тогда, когда для этого нет оснований. То есть тогда, когда задолженность была оплачена должником в период для добровольного исполнения обязательств. Если исполнительский сбор все же был начислен, вероятно, произошла какая-то ошибка. Для того, чтобы приставы разобрались и отменили дополнительное взыскание, необходимо сообщить об этом, подав заявления в отдел ФССП. Сделать это можно посредством портала ГосУслуги.
Помимо этого сбор не налагается также на гражданина, который не имел возможности добровольного погашения обязательства перед приставами ввиду особых оснований. К таким основаниям относятся различные форс-мажоры. Такие, как стихийные бедствия, военные действия и так далее.
Кроме двух вышеуказанных оснований для освобождения от исполнительского сбора, законом предусмотрен ряд случаев, когда исполнительский сбор не начисляется.
Действия приставов не всегда правомерны. Часто это случается из-за внутренних ошибок самих приставов-исполнителей. Именно так происходит при повторном взыскании исполнительского сбора по одному и тому же исполнительскому документу.
Такое взыскание нарушает права должника и является незаконным. И с этим можно и нужно бороться. Как правило, достаточно подачи заявления судебным приставам для того, чтобы они разобрались в ситуации. И в случае своей внутренней ошибки отменили такое постановление и вернули деньги, если их уже успели удержать. Если же этого будет недостаточно, должник может защитить свои права в суде.
Что досудебные процедуры, что сам судебный процесс занимают определенное время и силы. Для того, чтобы разрешить вопрос наверняка и не упустить никаких важных деталей, советуем привлекать в дела по исполнительным производствам опытного юриста.
Уважительные случаи освобождения от сбора
Российским законодательством предусмотрен ряд случаев, при которых должник освобождается от уплаты сбора. Так, повинность уплатить снимается, если гражданин предпринял все требующиеся от него действия, но в силу обстоятельств провести оплату у него не получилось..
К таким ситуациям можно отнести следующие:
- уведомление о вынесении постановления было направлено не по месту действительного проживания гражданина;
- средства не были перечислены из-за технических проблем со стороны банка;
- работодатель долгое время задерживает заработную плату;
- должник не находился в России на момент вынесения постановления;
- обстоятельства непреодолимой силы не позволили должник исполнить требование суда в указанный срок.
При признании причины просрочки уважительной, с гражданина снимается обязанность добровольной уплаты исполнительского сбора.
Что такое исполнительный сбор?
Исполнительский сбор — это санкция в виде штрафа, которая применяется к должникам, которые отказываются добровольно выплачивать долг. Если денежные средства будут списаны со счетов судебным приставом самостоятельно в результате мер по их аресту, к общей сумме задолженности будет добавлен определенный процент, который рассчитывается исходя из характера дела и времени, затраченного сотрудником ФССП.
Исполнительный лист — это документ, подтверждающий перечень обязательств и сумм, указанных в решении суда. Взыскатель может получить исполнительный лист после вступления решения в силу. Документ подписывается судьей и скрепляется печатью суда, и он выдается на бланке строгой отчетности.
Первоначально судебный пристав-исполнитель устанавливает срок, в течение которого должник должен добровольно выполнить требования (погасить долг или совершить определенные действия в пользу кредитора). Этот срок составляет 5 дней, а если речь идет о немедленном исполнении, то срок сокращается до суток.
Размер исполнительского сбора
Размер исполнительского сбора по взысканию денежных сумм единый — 7% от суммы долга по решению суда, но минимум 1000 рублей с должника — гражданина (в т.ч. ИП) и 10000 рублей с должника-организации. Эта сумма взыскивается сверх суммы долга по решению суда и зачисляется в федеральный бюджет.
Есть несколько нюансов по начислению исполнительского сбора:
- По требованиям неимущественного характера (например, обязание выполнить какие-то действия — вселить, выселить, передать и т.п.) — исполнительский сбор фиксированный — 5000 рублей с граждан и индивидуальных предпринимателей и 50 тысяч рублей с организаций.
- При частичном исполнении решения — исполнительский сбор будут считать от неисполненной части долга. Сумма берется на следующий день после окончания срока на добровольное исполнение.
- По долгам в валюте — исполнительский сбор все равно взыскивается в рублях. Для расчета исполнительского сбора приставы переводят сумму долга из валюты в рубли по курсу ЦБ на дату постановления об исполнительском сборе (ч.7 ст.72 ФЗ об исполнительном производстве).
- По алиментным долгам и другим периодическим платежам — исполнительский сбор считается отдельно по каждой сумме задолженности (п.4 ст.112, ч.5 ст.102 ФЗ об исполнительном производстве).
- По решениям суда о взыскании долга и обращении взыскания на заложенное имущество — исполнительский сбор рассчитывается только от взыскиваемой суммы долга.
Основания для наложения исполнительского сбора
Судебный пристав вправе наложить исполнительский сбор только в случае, когда должнику было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства, он его получил, либо по независящим от пристава причинам документ не был доставлен (отсутствие адресата по месту нахождения, отказ от получения и т.п.).
В ином случае исполнительский сбор не начисляется, поскольку должнику не был предоставлен срок для добровольного исполнения судебного акта, и он не был предупрежден о применении к нему мер принудительного исполнения и иных негативных последствиях в случае неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок. Такой вывод сделан в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2014 по делу № А27-8832/2013.
Отсрочка или рассрочка по уплате сбора
Согласно ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. С таким требованием ему следует обращаться в территориальный орган Федеральной службы судебной приставов (ответ на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2010 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 15.09.2010).
В случае исполнения должником требований исполнительных документов частично до возбуждения исполнительного производства либо частично в срок, установленный для добровольного исполнения, размер исполнительского сбора рассчитывается от суммы, подлежащей фактическому взысканию на день, следующий после окончания срока для добровольного исполнения, то есть с оставшейся части неоплаченной суммы долга.
В случае если после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора должником или иными лицами представляются доказательства добровольного погашения части задолженности в установленный судебным приставом-исполнителем срок, данное постановление подлежит изменению в части уменьшения суммы исполнительского сбора, подлежащего взысканию. Постановление о внесении изменений в постановление о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Представленные должником документы, подтверждающие частичное исполнение требований исполнительного документа, приобщаются к материалам исполнительного производства. Об этом сказано в п. 4.2.1. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора от 07.06.2014 (приведены в письме ФССП России от 08.07.2014 № 0001/16).
В связи с этим должнику следует незамедлительно сообщить в соответствующее территориальное подразделение ФССП России о том, что им был частично исполнен судебный акт, представить платежные документы и иные доказательства для уменьшения размера предъявленной ему к уплате суммы исполнительского сбора.
Исполнительский сбор является санкцией за нарушение срока добровольного исполнения судебного акта, поэтому он не может применяться в случае, когда должник, не согласный с вынесенным против него решением, не вступившим в законную силу, предпринимает меры к его оспариванию (подал апелляционную жалобу, либо кассационную жалобу с ходатайством о приостановлении исполнения судебного акта, и такое ходатайство было удовлетворено, оспаривает постановление пристава о наложении исполнительского сбора и т.д.).
Реализация должником права на применение процессуальной меры защиты в виде приостановления исполнения судебного акта не может расцениваться как виновное поведение, влекущее ответственность за неисполнение исполнительного документа в срок, назначенный судебным приставом.
Иное означало бы ограничение права должника на обращение в суд по вопросу применения предусмотренных законодательством обеспечительных мер и нивелировало бы значение принимаемых судами судебных актов, предусматривающих применение мер защиты, испрашиваемых заявителем в установленном законом порядке и в срок, предоставленный ему для добровольного исполнения (постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 14465/11 по делу № А47-10563/2010).
С должника не подлежит взысканию исполнительский сбор, если им будут представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. К таким действиям относится, в частности, перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет арбитражного суда или нотариуса (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 27 «О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве»).
Однако впоследствии, как только основания для приостановления исполнительного производства отпадают, должник обязан исполнить судебный акт добровольно, чтобы не платить исполнительский сбор.
В расходах не учитывается
Дополнительным основанием, стимулирующим должников-организации для исполнения судебных актов в добровольном порядке, является тот факт, что расходы по уплате суммы исполнительского сбора должник не сможет учесть в составе затрат при исчислении налога на прибыль.
Абзацем 3 п. 3 постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П определено, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности.
В силу прямого указания нормы п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций.
В связи с этим исполнительский сбор не входит в состав издержек, связанных с рассмотрением дела, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организации и не подлежит отражению в составе расходов (постановления ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 по делу № А49-4493/2006-260А/17АК, Северо-Западного округа от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005).
Вопрос 1. Можно ли как-то уменьшить размер исполнительского сбора или освободить лицо от его взыскания?
В соответствии с п. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора. Также суд может и уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в п. 3 ст. 112 данного Закона.
Суд может отказать в удовлетворении ходатайства об освобождения от уплаты сбора ввиду недоказанности того, что имели место чрезвычайные, объективно непредотвратимые и непредвиденные обстоятельства, с наличием которых Закон связывает возможность уменьшения размера исполнительского сбора.
Однако в Законе нет четкого перечня обстоятельств, которые можно отнести к уважительным причинам, на основании которых можно уменьшить сумму сбора.
КС РФ в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил: «Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в названном Федеральном законе не указывается, какие именно причины являются уважительными или, наоборот, неуважительными. Оспариваемое положение пункта 1 статьи 81 не содержит четких, точных и ясных критериев, формально определенных оснований ответственности и условий, при которых взыскание как мера ответственности за нарушение сроков исполнения исполнительного документа может быть наложено.
Формальная неопределенность, расплывчатость данной нормы создают возможность ее произвольного толкования и применения, что ведет к нарушению общеправовых принципов юридической ответственности и равенства, произвольному ограничению конституционного права собственности и нарушению гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод и в этой связи противоречит Конституции Российской Федерации, ее частям 1 и 2 ст. 19, части 3 ст. 35, части 1 ст. 45, частям 1 и 2 ст. 46, части 3 ст. 55. С учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного в конечном счете на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Вопрос 6. Каков пресекательный срок для возбуждения исполнительного производства по неисполненным постановлениям о взыскании исполнительского сбора?
В Законе отсутствует пресекательный срок для возбуждения исполнительного производства по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника исполнительского сбора.
Возбуждение исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора по неисполненному постановлению о взыскании исполнительского сбора по истечении более 2 месяцев после окончания основного исполнительного производства не влечет невозможности взыскания исполнительского сбора.
В Определении от 11.07.2012 N 33-3201/2012 Ленинградский областной суд указал: «Согласно п. 7 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в редакции, действовавшей на момент вынесения указанного выше Постановления) одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.
В силу п. п. 15, 16 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Проанализировав указанные выше правовые нормы в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в законе пресекательного срока для возбуждения исполнительного производства по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника в том числе исполнительского сбора.
Поэтому возбуждение исполнительного производства N… о взыскании с… исполнительского сбора по не исполненному… постановлению от… о взыскании исполнительского сбора по истечении более 2 месяцев после окончания основного исполнительного производства не является основанием для отмены указанного выше постановления и не влечет невозможности взыскания исполнительского сбора, как не влечет его отмены и наличие внесенной позже рукописной записи о выделении в отдельное исполнительное производство исполнительского сбора».
Уменьшить или отменить исполнительный сбор: помощь адвоката
Не всегда достаточным является принятие судом решения по делу. Ответчики довольно часто не исполняют судебные акты, и тогда взыскатели обращаются в службу судебных приставов, в целях принудительного исполнения должниками тех или иных требований, содержащихся в акте суда, в рамках исполнительного производства (подробнее про возбуждение исполнительного производства по ссылке).
Если должником добровольно не исполнено в установленный срок постановление пристава, то с него подлежит взысканию исполнительский сбор. Наш адвокат по исполнительному производству разъяснит: как уменьшить исполнительный сбор, полностью его избежать или обжаловать незаконное решение пристава — профессионально, на выгодно согласованных с Вами условиях и в срок.
Жалоба в порядке подчиненности
В порядке подчиненности, это значит вышестоящему руководству. Обычно такие жалобы рассматривает старший судебный пристав – начальник районного ОСП.
Но если обжалуемое постановление было вынесено либо утверждено им, в таком случае жалобу нужно подавать заместителю или главному приставу субъекта РФ.
Жалобу можно подать как непосредственно лицу, которое будет ее рассматривать, так и через пристава, чье постановление обжалуется – он обязан передать ее в порядке подчиненности (ст. 123 ФЗ № 229).
У заинтересованной стороны есть 10 дней с момента вынесения обжалуемого постановления (или с момента как она узнала о его вынесении) на подготовку и подачу жалобы (ст. 122 ФЗ № 229).
Действовать нужно в следующем порядке:
- Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства, делаем копии. Находим основания для обжалования постановления.
- Готовим жалобу на постановление судебного пристава. Она составляется в письменной свободной форме, с учетом требований ст. 124 ФЗ № 229. Потому в ней обязательно должны быть указаны:
- должность и ФИО пристава;
- реквизиты обжалуемого постановления;
- ФИО и адрес заявителя;
- основания, по которым обжалуется постановление;
- требования лица, подавшего жалобу.
Пример удачно составленной жалобы смотрите здесь. К жалобе не обязательно прикладывать документы, ее обосновывающие. Если они имеют значение и не находятся в распоряжении пристава, тот вправе запросить их дополнительно (п. 3 ст. 124 ФЗ № 229).
- Направляем жалобу. Подать ее можно как лично в ФССП, так и направить по почте. Еще есть электронная приемная ФССП, через которую также принимаются жалобы. Но так как в законе указано, что обязательная ее форма – письменная, есть риск, что в ее рассмотрении могут отказать.
- Ждем рассмотрения. Ответственное должностное лицо обязано рассмотреть жалобу на постановление судебных приставов в срок до 10 дней с момента ее поступления (ст. 126 ФЗ № 229).
- Ждем копию постановления. Если жалоба частично или полностью удовлетворена, ответственное лицо выносит об этом постановление, которым отменяет частично или полностью постановление пристава. Затем, в 3-дневный срок с момента его вынесения, оно направляет копию такого постановления заявителю (ст. 127 ФЗ № 229).