Налога на прибыль организаций в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налога на прибыль организаций в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 2023 года основная ставка налога на прибыль увеличена с 18% до 20% (п. 1 ст. 184 НК-2023). Одновременно отменяется право местных Советов депутатов увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) стандартную ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль (п. 10 ст. 184 НК-2023).

Доходы, которые участвуют в расчёте налога

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.

Акцизы: новые товары и рост ставок

Оба эксперта обращают внимание на изменения в в списке подакцизных товаров. Итак, С 2023 года подакцизными товарами являются:

Читайте также:  Заявление на развод с детьми в 2023 году

1) Нефть (п. 73 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.17 ст. 150 НК-2023);

2) Электронные системы курения и системы для потребления табака. В законе об изменениях приводятся соответствующие определения этих товаров (п. 73 и 197 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.15 ст. 150 НК-2023, п. 12 и 13 приложения 1 к НК-2023);

3) Табак нюхательный, который введен в группу табачные изделия. По нему также устанавливается ставка акциза (п. 197 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.8 ст. 150 НК-2023, подп. 9.1 приложения 1 к НК-2023).

— Введение новых подакцизных товаров обусловлено необходимостью соблюдения положений Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, заключенного в Москве 3 ноября 2022 года, — уточняет Татьяна Дайлид. — И обратите внимание, что в ситуации, когда электронные системы курения ввезены на территорию Беларуси в 2022 году, при их дальнейшей реализации в 2023-м акцизы исчислять не нужно (подп. 1.3 ст. 147, ч. 2 п. 4 ст. 160 НК-2023, разъяснение МНС).

Также есть изменения в ставках акцизов. Часть остались прежними, а некоторые увеличены.

Ставки не изменились:

  • на автомобильный бензин и дизельное топливо;
  • газ углеводородный сжиженный, используемый в качестве автомобильного топлива.

Решено уменьшить ставки на газ природный топливный компримированный, используемый в качестве автомобильного топлива.

Ставки увеличены:

  • на спирт этиловый из пищевого сырья, спирт синтетический, спирт этиловый денатурированный, спирт этиловый ректификованный технический;
  • крепкие алкогольные напитки;
  • вина плодовые крепленые марочные;
  • вина фруктово-ягодные натуральные, сидры фруктово-ягодные;
  • вина натуральные, в том числе игристые, шампанские, газированные и шипучие;
  • слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов и сидры (за исключением фруктово-ягодных);
  • пиво, пивной коктейль и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки);
  • спиртосодержащую продукцию;
  • все табачные изделия (причем по табачным изделиям, предназначенным для потребления путем нагревания, и сигаретам ставка акцизов будет увеличиваться ежеквартально);
  • жидкости для электронных систем курения;
  • нетабачные никотиносодержащие изделия;
  • судовое топливо;
  • масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания.

Трансфертное ценообразование

Эксперты утверждают, что ощутимо изменились нормы налогового законодательства 2022 года по контролю трансфертного ценообразования:

  • Уточнено, что не подлежат контролю ТЦО сделки, заключенные с операторами платежных систем на основе использования карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в офшорных зонах. Ранее в данной норме речь шла о владельцах международных систем платежных расчетов с использованием указанных карточек.
  • Перечень сделок, не подлежащих контролю ТЦО, дополнен кредитами (займами), которые предоставлены сельскохозяйственным организациям, включенным в определенные перечни Совмина. Напомним, контроль сделок с взаимозависимыми лицами по предоставлению (получению) кредитов (займов) введен с 2022 года.
  • Введено новое положение, которое позволяет при формировании диапазона рыночных показателей рентабельности анализируемой стороны сделки — иностранной организации в случае отсутствия информации о рентабельности иностранных организаций использовать данные отчетности белорусских организаций. Если и таких данных нет, можно использовать данные из отчетности организаций государств — членов ЕАЭС.

Существенно изменилось законодательство по земельному налогу:

  • Начиная с налогового периода 2023 года земельный налог исчисляют не сами организации, а налоговые органы. Причем налог рассчитывают по истечении календарного года, а не наперед, как ранее (п. 1 — 5 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях).
  • Не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, организации получают от налоговых инспекций на портале МНС декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период, предварительно заполненную на основании сведений о земельных участках за истекший налоговый период, которые имеются в налоговых органах.
  • Организации, получившие предварительно заполненную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают декларацию электронной цифровой подписью и направляют ее обратно в налоговый орган.
  • Введена авансовая уплата земельного налога в течение налогового периода и его уплата по итогам истекшего налогового периода (п. 6 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях). Установлены следующие сроки уплаты организациями авансовых платежей: не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода.

Единый налоговый платеж

Казначейство откроет всем организациям и ИП единый налоговый счет (ЕНС). После этого компании смогут отправлять один платеж с двумя реквизитами: сумма и ИНН. Сотрудники ФНС без участия компании, на основании предоставленной отчетности, будут распределять деньги по разным фондам.

Теперь не будет таких ситуаций, где у компании по разным налогам есть задолженность и переплата из-за механической ошибки. Никаких начислений пени и дополнительных налоговых проверок. Обещают, что в будущем система будет работать в полностью автоматическом режиме.

Вся информация по счету будет доступна в личном кабинете налогоплательщика. Там можно будет посмотреть задолженности, статистику и получить выписку. Налоговая дополнительно планирует расширять возможности автоматического взаимодействия с предпринимателями. В будущем могут ввести функцию оплаты по номеру телефона, интеграцию с разными IT-системами предприятий.

Читайте также:  За сколько дней нужно выплатить отпускные в 2023 году

Сальдо единого счета может быть положительным – организация оплатила больше, чем требовалось; отрицательным – тогда имеется задолженность перед ФНС, которую следует погасить и нулевым – бизнес все посчитал правильно. Сотрудники налоговой могут назначить внеочередную проверку, если предприятие несколько раз уйдет в минус по счету, даже если быстро исправит это.

Затраты и внереализационные расходы

1. В настоящее время для организаций (за исключением банков) порядок создания резервов предстоящих расходов законодательством не установлен. Хотя на практике организации часто создают резерв предстоящих расходов оплаты отпусков (компенсаций за неиспользуемые отпуска), действующая редакция подп. 2 п. 2 ст. 170 НК не позволяет им (за исключением банков) учитывать указанный резерв при налогообложении прибыли, т.к. порядок создания такого резерва законодательством не установлен.

Проектом предлагается предоставить право учитывать при налогообложении прибыли отчисления в резерв предстоящих отпусков, формируемый в бухгалтерском учете в порядке, определенном законодательством или учетной политикой.

2. Планируется изменить состав расходов на рекламу, включаемых в затраты для целей налогообложения. Листовки, флаеры и другая печатная продукция наряду с брошюрой и каталогом являются полиграфическим материалом, выпускаемым в рекламных целях. Расходы на изготовление данной продукции целесообразно включать в качестве рекламных в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в полном объеме.

3. В состав затрат по производству и реализации с января 2023 г. будут включаться суммы премий, бонусов, вознаграждений, предоставленных при выполнении покупателем условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных договором. Сегодня они включаются в состав внереализационных расходов.

На практике выявлены ситуации, когда организации предоставляли существенные бонусы при реализации товаров, облагаемых по пониженной ставке или освобождаемых от налогообложения, и, пользуясь действующим законодательством, всю сумму такого вознаграждения учитывали в составе внереализационных расходов, формирующих налоговую базу для исчисления налога на прибыль по ставке 18%, не уменьшая прибыль, облагаемую по пониженной ставке или освобождаемую от налогообложения.

4. В состав внереализационных расходов предлагается включить расходы на проведение идеологической работы.

5. Согласно предлагаемой редакции п. 83 ст. 1 проекта в составе затрат при налогообложении не будут учитываться суммы превышения стоимости, по которой приобретено денежное требование, над размером денежного обязательства должника по этому денежному требованию.

6. В НК переносятся положения Указа от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». В состав затрат по производству и реализации будут включаться суммы страховых взносов за счет средств работодателя по договорам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии работников.

Затраты по налогу на прибыль

Для расчета прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов), подлежащей налогообложению, нужно из выручки от их реализации на возмездной основе вычесть сумму налогов и сборов, исчисляемых из выручки, а также отнять соответствующие затраты, которые учитываются при налогообложении. Таковыми являются затраты, соответствующие требованиям ст. 169–172 НК. А затраты, перечисленные в ст. 173 НК, нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для целей исчисления налога на прибыль все понесенные затраты разделяются:

– на учитываемые при налогообложении прибыли;

– неучитываемые при налогообложении прибыли.

Затраты, учитываемые при налогообложении, – это экономически обоснованные затраты. Они определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости путем проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и законодательством.

Учитываемые затраты включают в себя:

– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– нормируемые затраты.

Для того чтобы учесть затраты при расчете налога на прибыль, они должны соответствовать следующим критериям:

– должны быть экономически обоснованными;

– должны иметь стоимостную оценку;

– должны быть отражены в бухгалтерском учете;

– должны быть произведены в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– затраты, содержащиеся в перечне нормируемых затрат, не должны превышать установленные для них нормы и пределы;

– не должны быть перечислены в ст. 173 НК.

При определении валовой прибыли филиалами принимаются учитываемые при налогообложении затраты по деятельности этих филиалов.

В каких странах налог на прибыль взимается по меньшей ставке, чем в ОАЭ

Министерство финансов ОАЭ подчеркивает, что ставка нового налога на прибыль — одна из наиболее конкурентных в мире. Например, в России и Великобритании компании платят в два раза больше — по ставке 20 и 19% соответственно.

Читайте также:  Нужно ли ежегодно подтверждать ветерана труда

Но некоторые страны взимают корпоративный налог по меньшей ставке, чем в ОАЭ, или не взимают его совсем. Например, от налога освобождаются новые компании в карибской стране Антигуа и Барбуде и Вануату, островном государстве Океании.

Мальтийские компании возвращают до 100% уплаченного налога на прибыль в виде вычетов. В Черногории действует такая же ставка корпоративного налога, как в ОАЭ, — одна из самых низких для стран Европы.

Когда налоги будут считаться неуплаченными

По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):

  • при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
  • возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
  • неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
  • неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.

Реквизиты для уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов единым налоговым платежом на ЕНС (начиная с 1 января 2023 года)

Номер (поля) реквизита платежного документа

Наименование (поля) реквизита

платежного документа

Значение

13

Наименование банка получателя средств

ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА

БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула

14

БИК банка получателя средств (БИК ТОФК)

017003983

15

№ счета банка получателя средств

(номер банковского счета, входящего в

состав единого казначейского счета)

40102810445370000059

16

Получатель

Управление Федерального

казначейства по Тульской области

(МИ ФНС России по управлению

долгом)

61

ИНН получателя

7727406020

103

КПП получателя

770801001

17

Номер казначейского счета

03100643000000018500

101

Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж (Статус плательщика)

01

24

Назначение платежа

Единый налоговый платеж

104

КБК

18201061201010000510

105

ОКТМО

Как получить льготную ипотеку IT-специалисту

Детали госпрограммы по льготной ипотеке для IT-сферы еще находятся в стадии утверждения. Но заявки от желающих её получить банки уже принимают. По мнению застройщиков, тут ожидается меньше покупателей (в сравнении с числом желающих взять «Семейную ипотеку»), однако все они будут более денежные, способные приобретать дорогостоящие квартиры.

На заседании Правительства РФ, состоявшемся 2 марта 2022 года, премьер Михаил Мишустин заявил, что льготы для IT-компаний по ипотекам непременно будут. И уже 1 апреля вышло распоряжение Правительства № 714-р о выделении 1,5 млрд рублей для АО «ДОМ.РФ». Эти деньги пойдут на оформление субсидий кредитным организациям, занимающимся оформлением льготных ипотечных кредитов «работникам организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».

Основные положения данной программы озвучены, но еще не утверждены.

Возможно, какие-то параметры будут еще пересмотрены. К примеру, уже поменялись требования касательно уровня дохода. Первоначально предложенная планка была такой: не менее 200 тысяч рублей для городов-миллионников, 150 тысяч рублей для всех остальных. Потом эти цифры уменьшили на 50 тысяч рублей. Ограничения по максимальному возрасту участников программы тоже еще обсуждаются и окончательно не установлены.

Ориентировочно уже с середины мая этого года данной мерой поддержки смогут воспользоваться айтишники в возрасте от 22 до 45 лет.

Сейчас банки принимают заявки, проводят предварительные проверки, смотрят, подходит ли IT-специалист под параметры программы. Затем высчитываются сумма доступного кредита и размеры ежемесячных платежей. Окончательно оформить ипотеку можно будет сразу после того, как правительство утвердит постановление, и программа официально начнет работать.

Заявку на ипотеку можно подать и в «ДОМ.РФ». Он собственно, выступает в качестве оператора данной программы. Другие банки тоже готовы к сотрудничеству, ждут лишь выхода окончательного варианта постановления. ВТБ, например, сообщил, что планирует заниматься кредитованием IT-специалистов и ожидает публикации параметров госипотеки.

Предварительные прогнозы финансистов выглядят весьма оптимистично. Они уверяют, что программа окажется востребованной, если ставки и лимиты будут достаточно комфортны.

А вот, например, «Абсолют банк» не стал работать с госипотекой, запущенной в апреле 2020 года. Программа изначально оказалась неприбыльной, а в 2021 году условия ещё и ухудшились, ставка возросла, и кредитный лимит снизился до 3 млн рублей.

Между тем собственные рыночные программы банка в 2020-2021 годах были вполне приемлемыми, ставка почти как льготная, поэтому участие в госпрограмме получалось не особо выгодным. На сегодняшний день рыночные ставки все еще довольно высоки, и по прогнозам в нише первичной недвижимости 80-90 % займет именно госкредитование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *