Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду без шлема на мотоцикле в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В разделе ПДД, где описываются общие обязанности водителей, находиться за рулем только в застегнутом мотошлеме. Такое же защитное приспособление должны иметь и пассажиры при перевозке их на заднем сиденье мотоцикла. Ответственность за это возлагается на водителя.
Какой грозит штраф за езду без шлема на мотоцикле?
В соответствии со статьей 12.6 российского КоАП несоблюдение требований безопасности по части экипировки при управлении мотоциклом может повлечь административную ответственность и штраф за езду без шлема.
Размер штрафа за езду без шлема составляет 1 000 рублей.
Нарушитель может воспользоваться льготным периодом и оплатить штраф с 50-процентной скидкой, если сделает это в течение 20 дней.
Стоит отметить, что нарушением считается, если:
- Водитель в шлеме, а вот пассажир без него;
- Все лица на двухколесном транспортном средстве без шлемов;
- Пассажир в мотошлеме, а водитель нет.
Таким образом, размер штрафа остается неизменным и не удваивается, если одновременно и водитель, и пассажир без экипировки на голове.
В свою очередь, фиксация правонарушения может осуществляться лично сотрудником ГИБДД, а также специальными средствами фото и видео фиксации. Штраф за езду без шлема оплачивается на основании постановления об административном нарушении.
Кому нужен этот вид защиты
Все, безусловно, знают, что мотоциклист обязан передвигаться по дороге исключительно в шлеме. Мотоцикл является особо опасным средством передвижения, потому как его конструкция никаким образом защитить водителя не сможет. Но мотоциклисты — далеко не все, кому в законном порядке было установлено обязательное ношение шлемов. Это правило касается еще и водителей скутеров, мопедов и велосипедов, а также всех пассажиров в обязательном порядке.
Помимо того, что шлем в принципе должен быть надет на голову, он должен быть еще и надежно зафиксирован, то есть застегнут. Если это требование не будет соблюдено, наказание будет точно таким же, как если бы защиты не было совсем. Не стоит забывать о том, что перевозка пассажиров может допускаться только в том случае, если это допускает конструкция транспортного средства, в ином случае, придется оплачивать штраф.
Кому нужен этот вид защиты
Все, безусловно, знают, что мотоциклист обязан передвигаться по дороге исключительно в шлеме. Мотоцикл является особо опасным средством передвижения, потому как его конструкция никаким образом защитить водителя не сможет. Но мотоциклисты — далеко не все, кому в законном порядке было установлено обязательное ношение шлемов. Это правило касается еще и водителей скутеров, мопедов и велосипедов, а также всех пассажиров в обязательном порядке.
Помимо того, что шлем в принципе должен быть надет на голову, он должен быть еще и надежно зафиксирован, то есть застегнут. Если это требование не будет соблюдено, наказание будет точно таким же, как если бы защиты не было совсем. Не стоит забывать о том, что перевозка пассажиров может допускаться только в том случае, если это допускает конструкция транспортного средства, в ином случае, придется оплачивать штраф.
Если мотоциклист без шлема попадает в ДТП
К несчастью помимо очевидных последствий аварии, водитель мотоцикла или скутера может понести уголовную ответственность. Дело в том, что согласно закону, если произошло ДТП, то виновником признается тот, кто нарушил ПДД. Поэтому если «гонщик» привык ездить без шлема, то он по умолчанию будет единственным или одним из виновников дорожного происшествия.
Даже при учете того, что водитель АТС также нарушил ПДД, это не снимает ответственности с мотоциклиста. В этом случае, согласно 264 статье Уголовного Кодекса, владелец мототехники может понести более суровое наказание. Согласно УК РФ он даже может отправиться в тюрьму до 2 лет.
Если же в результате ДТП пострадал пассажир мотоцикла, то согласно 1079 статье ГК за это также несет ответственность водитель «байка», так как он прекрасно осведомлен об опасности передвижения по дорожному полотну без защитного шлема. Поэтому он обязан контролировать действия пассажиров и запрещать им садиться на «байк» без соответствующего «обмундирования».
Спорные ситуации данного нарушения
Некоторые водители мотоциклов необоснованно надеются, что сотрудники ДПС не будут преследовать их при проезде рядом без шлема. Но это не так – инспектор обязательно поедет следом, если заметит мотоциклиста, нарушающего правила безопасности.
На общепринятое мнение о том, что законом запрещается преследование водителей мотоциклов, оказало влияние то, что сотрудники ДПС не всегда оперативно реагируют на ситуацию. Их опыт позволяет предположить, что водитель попытается непременно уехать от преследователей и спровоцирует ДТП или сам попадет в него. Поэтому немедленной погони чаще всего не бывает. Сведения о нарушителе могут быть переданы в ГИБДД и без его ведома.
Справка! Иногда водители, не застегнувшие мотошлем, пускаются на хитрость. Они уверяют инспектора, что расстегнули застежку в то время, пока ожидали его приближения. Если сотрудник ДПС не догадался или не успел заснять нарушение на фото или видео, доказать его будет непросто. При видеоматериале плохого качества оно не будет являться доказательством.
Получив штраф за несоблюдение правил безопасности, вы можете уменьшить его размер. Для этого следует внести оплату за срок, не превышающий 20 дней. Сумма штрафа будет уменьшена наполовину.
Некоторые мотоциклисты, катающиеся на огромных скоростях без шлемов, демонстрируют и пропагандируют экстремальное вождение. Именно по этой причине добропорядочные водители двухколесных красавцев оказываются «под ударом» ненависти автомобилистов, которым такие «гонщики» изрядно потрепали нервы.
Конечно, законом предусмотрен штраф за езду без шлема на мотоцикле, скутере и мопеде, и составляет он с недавних пор не пятьсот рублей, а тысячу. Эту же сумму придется оплатить в том случае, если ваш пассажир также не располагает необходимой защитой
Многие водители надеятся, что избежать штрафов им удастся в том случае, если они умчатся от работников ДПС — ведь не поедут же они за ними. Но на это рассчитывать не стоит. Потому как закона, запрещающего преследовать водителей двухколесного транспорта, нет, и сотрудники могут пуститься в погоню.
Исключение может составить ситуация, при которой делать они это вряд ли будут — загруженные улицы и высокая вероятность появления жертв в результате погони.
К тому же, следует учитывать, что если водителя все же догонят, его во-первых, могут лишить водительских прав за превышение скорости, а если выяснится, что храбрости гонщику придал алкоголь — изъять транспортное средство совсем, с последующей его отправкой на специализированную стоянку (которое непременно будет зафиксировано камерами видео регистрации, находящимися у госавтоинспекции).
Единственным способом мирно попробовать избежать наказания, это пойти на хитрость и сказать, что пока инспектор подходил к только что остановившемуся водителю, шлем был снят. Лишение прав? К тому же не забывайте о своей возможности оплачивать штрафы с пятидесяти процентной скидкой на государственном портале «Госуслуги», при условии произведения оплаты в течение месяца.
За езду несовершеннолетнему
В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения», самый ранний возраст, когда человек может получить право управлять транспортным средством, составляет 16 лет. В данном случае речь идет о правах категории М, дающих право управлять скутерами и мопедами.
Изучать теорию и практику на курсах вождения можно начать уже в подростковом возрасте, но получить права несовершеннолетнему не удастся — за езду на мотоцикле до указанного возраста будет выписан штраф. Причем поскольку юный правонарушитель не достиг совершеннолетия, оштрафован будут не он сам, а человек, передавший в его руки транспортное средство, а именно — собственник мотоцикла. Штраф довольно внушительный и составляет 30 тыс. руб.
Как оспорить постановление за отсутствие ремня
Адвокат Михаил Никитин пояснил, что обжаловать такой штраф можно в течение 10 дней, отправив заказное письмо главе ЦАФАП, инспектор которого вынес постановление. «Получается, что чиновник не обеспечил соблюдение ст. 24.1 и ст. 26/11 КоАП РФ — не выполнила свою обязанность по тщательному и детальному изучению фотоматериалов », — пояснил Никитин.
В свою очередь, специалист Европейской юридической службы Алексей Тарасов дал понять, что решение об отказе от ремня безопасности можно обжаловать при наличии доказательств. «Например, по фотографии, сделанной по указу, может быть не совсем понятно, пристегнут ли водитель ремнем безопасности», — сказал Тарасов. — Либо автомобиль был передан в аренду третьему лицу, либо по открытой страховке, за рулем был другой человек. В этом случае есть возможность отмены решения », — сказал адвокат.
В виду того, что вокруг ношения шлемов, также, как и вокруг ремней безопасности, уже много лет не утихают споры на тему «нужен он вообще или делает только хуже?», считаем необходимым коротко перечислить несколько пунктов.
- Да, в некоторых случаях шлемы действительно сыграли злую шутку с водителями, но статистика утверждает, что спасенных жизней благодаря такой защите значительно больше.
- Если задаться вопросом о том, каких травм больше — незначительных или тяжких из-за ношения шлема, то ответ будет однозначным. Легких травм получается больше.
- Статистика настаивает на том, что защитный головной убор причастен в большей степени к ситуациям, в которых травм удалось избежать совсем, нежели к тем, где он стал причиной увечий.
А вот точки зрения тех, кто выступает против ношения защиты:
- «При ДТП весь удар вместо головы приходится на шейный отдел и позвоночник». Это логично, ведь шлем призван защищать именно голову, а не что-то другое.
- «Эффективность защиты не так уж и высока». Чтобы повысить эффективность защиты можно предложить водителям ездить в бронежилетах, например. Или в скафандрах. Но вряд ли кому-то это будет удобно. Поэтому, на наш взгляд если есть возможность хорошо защитить хотя бы одну часть тела, к тому же, такую жизненно важную, эту возможность нужно использовать.
Водителям мопедов и скутеров шлемы необходимы по тем же причинам — не смотря на гораздо меньшие скорости, угрозы получить серьезные травмы от этого ничуть не меньше.
Спорные ситуации данного нарушения
Некоторые водители мотоциклов необоснованно надеются, что сотрудники ДПС не будут преследовать их при проезде рядом без шлема. Но это не так – инспектор обязательно поедет следом, если заметит мотоциклиста, нарушающего правила безопасности.
На общепринятое мнение о том, что законом запрещается преследование водителей мотоциклов, оказало влияние то, что сотрудники ДПС не всегда оперативно реагируют на ситуацию. Их опыт позволяет предположить, что водитель попытается непременно уехать от преследователей и спровоцирует ДТП или сам попадет в него. Поэтому немедленной погони чаще всего не бывает. Сведения о нарушителе могут быть переданы в ГИБДД и без его ведома.
Получив штраф за несоблюдение правил безопасности, вы можете уменьшить его размер. Для этого следует внести оплату за срок, не превышающий 20 дней. Сумма штрафа будет уменьшена наполовину.
Важно знать, какие еще бывают штрафы на мототранспорт. Предлагаем узнать, какое будет наказание за непостановку на учет мотоцикла, превышение скорости на автомагистрали, езду без прав на мотоцикле, скутере и квадроцикле.
Штраф за отсутствие мотошлема
Размер штрафа за отсутствие шлема или ненадлежащее его ношение предусмотрен ст.12.6 КоАП, в которой говорится, что взыскание в размере 1000 рублей может быть применено к:
Здесь следует сказать, что какой-либо особо требовательный инспектор может попытаться наказать дважды водителя скутера или мотоцикла, который сам едет без мотошлема и перевозит пассажиров без этого защитного головного убора: соответственно, за управление ТС без шлема и перевозку пассажиров опять же без шлемов. КоАП утверждает, что такое деяние инспектора является противозаконным, т. к. согласно ст.4.1 Кодекса нельзя дважды наказывать за одно и то же правонарушение, а поскольку управление и перевозка пассажиров указаны в одном пункте ПДД (ст.12.6), то это случай следует считать одним нарушением.
Нужен ли шлем водителям и пассажирам скутера и мопеда
Обязанность передвигаться в шлеме на мотоцикле известна всем владельцам данного вида транспорта. Все водители мотоциклов прекрасно осведомлены, что езда без шлема на мотоцикле запрещена и наказывается штрафом. Но водители и пассажиры скутеров и мопедов ошибочно полагают, что данное требование не имеет к ним никакого отношения.
До конца 2013 года отношение к данному виду транспортных средств было снисходительным, и ими можно было управлять без прав.
Это обстоятельство несколько расхолаживало владельцев данных ТС. Они считали, что допустимо передвижение на скутерах и мопедах без использования мотошлема. Между тем, езда без шлема на мопеде и скутере — нарушение ПДД.
Не совсем понятно с точки зрения здравого смысла, чем руководствуются владельцы мопедов и скутеров, передвигающиеся по трассе без шлема. Возможно, они экономят на его покупке, или надеются на счастливый случай и думают, что ДТП им не грозит.
Важно! По правилам ПДД водители и пассажиры не имеют права передвигаться по дорогам без шлема на скутере и мопеде.
Допустимо ли передвижение без защиты на мотоцикле, мопеде и скутере?
В разделе ПДД, где описываются общие обязанности водителей, находиться за рулем только в застегнутом мотошлеме. Такое же защитное приспособление должны иметь и пассажиры при перевозке их на заднем сиденье мотоцикла. Ответственность за это возлагается на водителя.
Существует расхожий миф о том, что на скутере(мопеде) можно ездить и без шлема. Однако, правила говорят о том, что он не только должен находиться на голове, но и быть застягнутым. Это транспортное средство по техническим характеристикам приравнивается к механическим. Пункт 2.1 раздела 2 ПДД устанавливает порядок для движения по автодорогам на механических ТС. В частности, всем лицам, размещающимся на ТС в процессе езды, вменяется в обязанность надевать шлем и непременно застегивать его. В п.24.8 раздела 24 ПДД запрещено ездить по дорогам водителю мопеда, не застегнувшему шлем.
Водитель мотоцикла, с пренебрежением относящийся к правилам техники безопасности, подвергает опасности и себя, и пассажиров. В автомобиле для защиты имеется ремень безопасности и кузов, а мотоциклист этого лишен. Если на дорогах города средняя скорость движения составляет 40-50 км/ч, шансы для того, чтобы оставаться в живых при столкновении с другим транспортом или при аварии по другой причине, невелики. Зато гарантированы травмы – и это самый легкий исход.
Необходимость надевать шлем
Несение обязательства надевать шлем основывается на действующих правилах дорожного движения, которые предъявляют такие требования к лицам, передвигающихся на таких транспортных средствах. Это связано с возможностью развивать высокую скорость и, наряду с этим, незащищенностью при возможном столкновении или падении.
Независимо от того, где располагается лицо в процессе движения на мопеде или мотоцикле – управляет ли им, является пассажиром, сидящим непосредственно за водителем или в коляске, обязательство надеть шлем сохраняется в любой ситуации.
По причине того, что пострадать от такого несоблюдения правил может не только водитель, но и тот, кто был допущен им к езде без шлема, была введена ответственность за такое нарушение.