Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение валютного законодательства в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Центробанк РФ осуществляет контроль проведения операций с иностранной валютой в кредитных компаниях. Правительство РФ свои функции осуществляет с помощью исполнительных органов. До 2016 года это осуществлял Русфиннадзор. А в настоящее время оборот иностранной валюты контролирует Федеральная таможенная служба и налоговый орган.
Ответственность за нерепатриацию выручки в валюте
Репатриация валютной выручки — это поступление зарубежной валюты на расчетные счета отечественных компаний, которые открыты на территории России. Обязанность по репатриации накладывается на резидентов на основании федерального валютного законодательства. При ведении внешнеторговой деятельности резидент должен обеспечивать (ст. 19 Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ):
- получение от нерезидентов на свои расчетные счета в уполномоченных отечественных банках валюты в счет оплаты за проданные нерезидентам товары, работы, услуги;
- возврат в Россию денег, уплаченных нерезидентами за неввезенные в РФ товары, неисполненные работы и неоказанные услуги;
- получение от нерезидентов на свои расчетные счета в уполномоченных отечественных банках валюты, которая причитается им согласно условиям договора займа.
Валютный контроль в РФ: какими законами регулируется
Под валютный контроль подпадают валютные операции, в том числе денежные расчёты между российскими резидентами и нерезидентами. Операции могут проходить как иностранной валюте, так и в рублях. Расчёты с иностранными компаниями в рублях также подпадают под валютный контроль. Также контролируются операции между нерезидентами на территории РФ в рублях, переводы резидентов между своими счетами и операции между резидентами — в предусмотренных законом случаях. Большую долю операций, подлежащих валютному контролю, составляют сделки по внешнеторговым контрактам.
Справка! Валютные резиденты — граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство, вне зависимости от того, сколько времени они в реальности проводят в России. Организации, созданные в РФ по внутреннему законодательству, а также их филиалы и представительства (в том числе, находящиеся за рубежом), находящиеся за рубежом официальные представительства РФ (в том числе представительства федеральных органов исполнительной власти, дипмиссии, консульства, представительства при международных организациях), вступающие в валютные правоотношения субъекты и муниципальные образования РФ.
Валютный контроль регулируется рядом нормативных актов.
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
- Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Виды нарушений валютного законодательства
Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:
- Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок)
- Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов
- Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета
- Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами
Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:
- Гражданско-правовая (аннулирование сделки)
- Административная (штрафные санкции)
- Уголовная (вплоть до лишения свободы)
Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.
К незаконным валютным операциям относятся:
- Купля-продажа иностранной валюты и чеков с номинальной стоимостью в валюте не в банке
- Проведение операций в валюте без использования банковских счетов
- Осуществление переводов в валюте без открытия банковского счета
Изменения в законодательстве
В июле 2022 года внесены поправки в статью 15.25 КоАП РФ (Федеральный закон от 13 июля 2022 года № 235-ФЗ). Речь идет о снижении штрафов для всех участников внешнеэкономической деятельности за проведение незаконных валютных операций с 75-100% до 20-40% от суммы нелегальной операции. Штраф за нерепатриацию валютной выручки сокращен с 3-10% до 3-5% от суммы средств, зачисленных несвоевременно. Исключение составляют контракты, связанные с экспортом леса и лесоматериалов. Здесь максимальный штраф за незачисление в срок выручки составит 10%.
Также в статью 15.25 КоАП РФ внесено примечание №10 об отмене ответственности за нарушение валютного законодательства для юридических лиц и ИП, вызванных антироссийскими санкциями. Мораторий действует на операции, проведенные с 23 февраля по 31 декабря 2022 года. Правило распространяется на следующие виды правонарушений:
- Проведение незаконных валютных операций
- Нерепатриация средств по валютным контрактам
- Несвоевременное исполнение или прекращение обязательств по договорам с иностранными партнерами
- Несвоевременный возврат средств, уплаченных по договору поставки или оказания услуг нерезидентам
Порядок проведения валютных операций физлицами
Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.
Важно! При проведении операции по обмену валюты на более чем 40 тыс. рублей, то банк кроме паспортных данных вправе запросить также дополнительную информацию. Данные требования предусмотрены законом о противодействии терроризму, согласно которого Росфинмониторингом отслеживаются сделки на сумму более 600 тыс. рублей.
У банка есть право сообщить о совершаемой сделке независимо от ее суммы, в том случае если она кажется ему подозрительной. И в проведении этой сделки банк вправе отказать.
Изменения, вводящие ответственность
2.1. Введена ответственность за нарушения, связанные со счетами в иных иностранных организациях финансового рынка
С 2021 г. обязанность представления в налоговые органы уведомлений и отчётности распространяется на зарубежные счета (вклады) резидентов не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка.
Рассматриваемый закон вводит ответственность за нарушение этих обязанностей, такую же, как для банковских счетов.
Законом также вводится ответственность за операции по счетам в зарубежных организациях финансового рынка, не допускаемые российским законом. Хотя Банк России разрешил без ограничений все такие операции, ФНС России напомнила, что это разрешение не относится к запрещенным операциям между резидентами и не освобождает от репатриации. За запрещённые операции между резидентами и за нарушение правил репатриации и ранее была возможна ответственность. Однако за списание средств, которые зачислены на счета в зарубежных организациях финансового рынка в рамках запрещённых операций между резидентами, становится возможен штраф по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в новой редакции.
Упомянутые выше поправки, устраняющие ответственность, если средства списаны с зарубежного счёта на российский, применяются только к счетам в зарубежных банках, распространять это освобождение на иные организации финансового рынка не стали, – и в этой ситуации изменения тоже не вполне согласованы друг с другом.
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Понятие валютного контроля
Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:
- 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
- объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
- валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
- органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
- органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
- агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1). Кроме того, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи за нарушение валютного законодательства РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Необходимо отметить, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных о наличии события административного правонарушения.
Составлять протоколы об административной ответственности за нарушение валютного законодательства вправе должностные лица органов и агентов валютного контроля (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Напомним, что органами валютного контроля являются ЦБ РФ и Росфиннадзор, агентами валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, Внешэкономбанк, таможенные и налоговые органы, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные ФСФР (ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании)).
Уполномоченными банками признаются российские и иностранные кредитные организации, имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять на территории РФ банковские операции в иностранной валюте.
Необходимо отметить, что ЦБ РФ контролирует осуществление валютных операций исключительно кредитными организациями и валютными биржами.
Изменения в данной области законодательства 2023 года
Пени, штрафы КОСГУ и КВР в 2023
В августе 2023 года произошло ужесточение мер наказания в данной сфере. Нарушение валютного законодательства штрафы 2023 будут выплачиваться в разных ситуациях. Во-первых, была увеличена нижняя ценовая планка за нарушение законодательства – с 10% до 75% от общей суммы сделки. Основным возможным штрафом может стать сумма 500 тысяч рублей*.
Во-вторых, при поступлении валюты (ее проводке и просрочке) в банк необходимо предоставлять информацию о точных сроках ее получения. Если раньше банки пропускали любые операции с валютой, то теперь при нарушении законодательства РФ будет производиться отказ от этих услуг. Обязательным пунктом любой валютной операции станет оформление паспорта сделки, а еще ужесточается наказание (вплоть до лишения свободы) за несвоевременное уведомление об открытии производства физическим лицом или предприятием.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что «предлагаемая проектом норма не будет позволять привлекать к уголовной ответственности руководителей вполне законопослушных компаний и ее применение не окажет отрицательного влияния на иностранные инвестиции». Сам законопроект предусматривает, что деяние должно быть «направлено на нарушение» требований закона о репатриации. Однако такие нарушения не разграничены на ошибки при структурировании финансовых потоков и общественно опасные посягательства, нуждающиеся в противодействии уголовно-правовыми средствами (оплата «серого» импорта, сокрытие противоправных доходов и т.п.), что не позволяет в полной мере исключить уголовную ответственность законопослушных должностных лиц.
2. В Уголовный кодекс предлагается ввести новую статью 193.1 «Совершение валютных операций по переводу иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов». Статья устанавливает:
- ответственность за совершение операций по переводу денежных средств нерезиденту с представлением банку «документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода» — именно так понимаются указанные в названии статьи «подложные документы». Скорее всего, так же будут пониматься и подложные документы, использование которых признается отягчающим обстоятельством в рамках ст. 193 УК РФ;
- отягчающие обстоятельства, схожие с новой редакцией ст. 193 УК РФ. Субъект преступления, а также критерии крупного и особо крупного размеров, имеющие значение отягчающего обстоятельства, аналогичны ст. 193 УК РФ.
Полномочия по валютному контролю
Центробанк РФ осуществляет контроль проведения операций с иностранной валютой в кредитных компаниях. Правительство РФ свои функции осуществляет с помощью исполнительных органов. До 2016 года это осуществлял Русфиннадзор. А в настоящее время оборот иностранной валюты контролирует Федеральная таможенная служба и налоговый орган.
Некоторые функции переданы специальным агентам валютного контроля, которыми являются Внешэкономбанк и иные банки. Данные структуры могут проверять соблюдение валютного законодательства в РФ резидентами и нерезидентами. С этой целью ими запрашиваются документы и сведения, связанные с обслуживанием валютных счетов, а также проведением операций с иностранной валютой, в том числе у лиц, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности.
Важно! Если документы предоставлены не будут, либо окажутся недостоверными, то кредитная компания откажет в проведении операции с иностранной валютой и в совершении сделки.
Налоговый орган может контролировать правила обращения с иностранной валютой при камеральных и выездных проверках. Уполномоченные банки в целях контроля оформляют паспорта сделок, а сведения передают в Центробанк. Таможенный орган осуществляет контроль за оборотом иностранной валюты при экспорте или импорте товаров, при пересечении границы.
Судебная практика применения КоАП за нарушения в области валютного законодательства
В случае привлечения к административной ответственности следует учитывать сроки давности за соответствующие правонарушения.
Федеральным законом от 05.04.2016 г. №89-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» (вступил в силу 16.04.2016 г.) срок давности привлечения увеличен с одного года до двух лет.
При этом сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. А течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (п.1 ст.4.8 КоАП РФ).
При рассмотрении споров необходимо разграничивать действие новой и старой редакции ст.4.5 КоАП РФ.