Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальные гарантии для наемных работников регламентируются разделом VII Трудового кодекса РФ. Специальным законодательством предусматриваются специфические гарантии для муниципальных служащих (ст. 172 ТК РФ).

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2020 г. № 21-4/10/ФС-866 “Разъяснения Минтруда России по вопросу продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципального служащего”

Департаментом пенсионного обеспечения Минтруда России рассмотрено обращение относительно продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, поступившее из Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Как известно, право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и иные виды государственной службы (за исключением гражданской), возникает при выслуге 20 лет.

Вместе с тем законодательство о системе государственной службы Российской Федерации, о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливает, что взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, а также гражданской и муниципальной службы обеспечивается, в т.ч. соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения.

Такая ситуация требовала урегулирования, в связи с чем было принято решение о повышении стажа государственной (муниципальной) службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет до 20 лет.

И хотя параметры указанного стажа не корректировались с 1999 года целесообразным принято его повышение по полгода в год, что закреплено в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и приложении 2 к нему.

В частности, продолжительность стажа государственной гражданской (муниципальной) службы для права на пенсию за выслугу лет определяется для соответствующего года приложением 2 к названному Федеральному закону.

Исключение составляют лица, за которыми сохранено право на назначение указанной пенсии по нормам законодательства (муниципальных актов), действовавшего до 1 января 2017 г.

К таким лицам (из числа муниципальных служащих) относятся лица, указанные в части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», а именно:

за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет и уволенными с муниципальной службы до 1 января 2017 года;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имевшими на этот день стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имевшими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности).

Какие льготы положены муниципальному служащему

Кроме того, ст. 142 ТК РФ закрепляет право работника в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте и обязан выйти на работу на следующий рабочий день после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу. Будет ли распространяться данная норма в отношении муниципального служащего? В ст. 142 Трудового кодекса закрепляется исчерпывающий перечень случаев, когда не допускается приостановление работы в связи с невыплатой заработной платы. В отличие от государственных служащих, муниципальные служащие в данном перечне не названы. Нужно заметить, что ст. 14 комментируемого закона запрещает муниципальному служащему прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора. Однако рассматриваемый случай не относится к трудовым спорам.

Муниципальному служащему гарантируются условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ служащий обязан исполнять должностные обязанности согласно должностной инструкции. При этом для исполнения таких обязанностей работодатель должен обеспечить муниципальному служащему соответствующие условия работы.

Если руководствоваться трудовым законодательством, каждому муниципальному служащему должны быть обеспечены безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Также работодатель должен обеспечить своих работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ). Аналогичная обязанность по обеспечению организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, установлена п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 25-ФЗ.

Понятие и принципы муниципальной службы

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса муниципальными служащими не являются.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих

гарантии муниципального служащего — это установленные в законодательстве средства косвенного административно-правового воздействия на поведение муниципального служащего, которые призваны обеспечить осуществление муниципальным служащим своих должностных прав и обязанностей, а также его прав и обязанностей как гражданина и человека. Данное определение, с одной стороны, отражает единство подхода к регулированию гарантий муниципального служащего. С другой стороны, позволяет увидеть место гарантий в системе административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся муниципальной службе.

При реализации социальной политики через предоставление мер социальной поддержки населению используются понятия «гарантия» и «льгота». Очень часто нечеткое разграничение этих категорий приводит к подмене понятий, что негативно отразится на анализе проблемы. Чтобы этого избежать, нужно определиться с терминами. Гарантия — это обеспечение, активная деятельность по реализации того или иного положения. Льгота подразумевает под собой стремление благоприятствовать отдельным субъектам, предоставление кому-либо преимущества, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или обеспечение условий их выполнения. Льготы являются самостоятельной частью социального обеспечения и решают задачи по защите, как правило, наиболее уязвимых слоев населения. Объективной необходимостью существования льгот является потребность в общественной гарантии наиболее полного удовлетворения социальных, специфических нужд нетрудоспособных граждан, характеризуемых только для них, которые не могут быть сокращены или ограничены.

Рекомендуем прочесть: Как прописаться по новому адресу

За назначением пенсии по выслуге лет граждане вправе обратиться в любое время после возникновения на нее права без каких-либо ограничений. Если за назначением пенсии граждане обращаются в МФЦ или территориальный орган ПФР, то за пенсией по выслуге лет необходимо обращаться:

Если лицо на 1 января 2020 года являлось госслужащим, имело выслугу 15 лет или более, получило право на пенсию по старости или инвалидности, оно вправе претендовать на пенсию по выслуге лет по ранее установленным нормам, а не с учетом новых положений. Рассмотрим подробнее в представленном материале, как осуществляется начисление данной выплаты, и кто вправе претендовать на ее получение.

Льготы и компенсации муниципальным служащим

Муниципальный служащий вправе пользоваться дополнительными льготами, которые полагаются ему в связи с выполнением своих должностных функций. Среди особых льгот выделяют:

  1. Льготы по оплате жилищных услуг и услуг коммунальных служб.
  2. Льготы по оплате проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного значения.
  3. Льготы по социальному страхованию.
  4. Льготы по медицинскому страхованию.
  5. Льготы по уплате налогов.
  6. Обеспечение бесплатной телефонной связью.
  7. Льготы по пенсионному обеспечению:
      муниципальный служащий пользуется в отношении пенсионных выплат теми же правами, что и гражданские сотрудники;
  8. размер пенсии будет зависеть от соотношения должностей муниципальной службы и должностей гос. гражданской службы региона (предельная величина пенсионных выплат не может оказаться больше предельной пенсии гос. регионального гражданского служащего по соответствующей должности гос. гражд. службы региона России);
  9. члены семьи и иждивенцы муниципального служащего будут получать пенсию по потере кормильца, если к смерти служащего имеет отношение выполнение должностных обязанностей.
  10. Прочие льготы, которые могут устанавливаться на региональном уровне.
Читайте также:  Как получить свидетельство освобождение агрегатов авто в ГИБДД 2023 году

Ответы на распространенные вопросы о том, какие положены компенсации муниципальным служащим

Вопрос №1: Какие компенсации положены муниципальному служащему в случае увольнения по инициативе работодателя без наличия вины самого служащего?

Ответ: При увольнении по сокращению штата сотрудников, по причине ликвидации избирательной комиссии муниципального образования либо всего органа местного самоуправления, муниципальный служащий вправе рассчитывать на все те гарантии, которые регламентированы трудовым законодательством. В частности, служащий получит выходное пособие.

Вопрос №2: Могут ли устанавливаться дополнительные компенсации при увольнении муниципальных служащих на региональном уровне?

Ответ: Да, к примеру, в Омске уволенным по сокращению штата муниципальным служащим полагается дополнительная гарантия в сфере пенсионных выплат.

Система государственной службы РФ

Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

Система государственной службы Российской Федерации

включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

Отпуск за выслугу лет

Федеральным законодателем установлена максимальная продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет — 10 календарных дней. Конкретный порядок и условия предоставления такого отпуска определяются законами субъектов РФ. Приведем выдержки из некоторых региональных законов.

Наименование и норма документа Порядок предоставления отпуска
Пункт 5 ст. 28 Закона г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее — Закон № 50) Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета 1 календарный день за каждый год муниципальной службы
Пункт 2 ст. 15 Закона г. Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (далее — Закон № 53-8) Сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета 1 календарный день за 3 полных календарных года муниципальной службы, но не более 10 календарных дней
Пункт 4 ст. 20 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (да- лее — Закон № 99-З) Муниципальным служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;

2) при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет — календарных дней;

3) при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней;

4) при стаже муниципальной службы 15 лет и более — 10 календарных дней

Если в законе субъекта РФ либо нормативном акте муниципалитета не прописан порядок определения продолжительности оплачиваемого отпуска за выслугу лет, то следует применять правила, установленные п. 5 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе в РФ[2]. Поскольку посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих обеспечивается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ (п. 5 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ, п. 5 ст. 7 Закона о государственной гражданской службе в РФ).

Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих

гарантии муниципального служащего — это установленные в законодательстве средства косвенного административно-правового воздействия на поведение муниципального служащего, которые призваны обеспечить осуществление муниципальным служащим своих должностных прав и обязанностей, а также его прав и обязанностей как гражданина и человека. Данное определение, с одной стороны, отражает единство подхода к регулированию гарантий муниципального служащего. С другой стороны, позволяет увидеть место гарантий в системе административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся муниципальной службе.

Читайте также:  Каких врачей нужно пройти для оформления инвалидности взрослому

При реализации социальной политики через предоставление мер социальной поддержки населению используются понятия «гарантия» и «льгота». Очень часто нечеткое разграничение этих категорий приводит к подмене понятий, что негативно отразится на анализе проблемы. Чтобы этого избежать, нужно определиться с терминами. Гарантия — это обеспечение, активная деятельность по реализации того или иного положения. Льгота подразумевает под собой стремление благоприятствовать отдельным субъектам, предоставление кому-либо преимущества, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или обеспечение условий их выполнения. Льготы являются самостоятельной частью социального обеспечения и решают задачи по защите, как правило, наиболее уязвимых слоев населения. Объективной необходимостью существования льгот является потребность в общественной гарантии наиболее полного удовлетворения социальных, специфических нужд нетрудоспособных граждан, характеризуемых только для них, которые не могут быть сокращены или ограничены.

Рекомендуем прочесть: Ржд скидки на детей

Порядок выплаты муниципальной пенсии

Муниципальные служащие являются координаторами между государственным строем и населением с целью соблюдения и законности и прав рядовых граждан, что предопределяет определенную специфику труда и ведет к повышенным психологическим нагрузкам. Именно поэтому законом для данной категории тружеников и установлен особый порядок пенсионного обеспечения, который выступает в роли компенсации за труд в определенных условиях.
Что говорит закон? Правовое положение муниципальной службы закреплено в ФЗ №25, в соответствии с которым муниципальное образование наделяется полномочиями представителя власти на местном уровне с целью обеспечения общественных процессов и соблюдения законных прав рядовых граждан, посредством досконального исполнения Конституционных норм РФ и иных актов регионального и федерального значения.

ФЗ №166, муниципальные служащие при исчислении пенсии имеют право на доплату в размере равному коэффициенту за особые условия труда, к примеру, в районах КС, которые выплачиваются пенсионерам из муниципалитета пожизненно, но при условии проживания в соответствующих климатических условиях. Также служащим данной категории положены следующие льготы:

  • обслуживание в медицинских учреждениях на безвозмездной основе;
  • освобождение от налога на недвижимое имущество, в порядке ст.407 НК РФ;
  • возмещение расходов по погребению.

Выход В соответствии со ст.5 ФЗ №25 мун.служащие приравниваются к госслужащим в виду единства требований к квалификации и учету стажа при установлении пенсии по выслуге, подобные же условия единства существуют и в отношении предельного возраста, который составляет 60 лет, но может быть продлен до 65 лет включительно.

Отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Специальных положений о предоставлении муниципальным служащим дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Закон о муниципальной службе в РФ не содержит. Следовательно, применяются общие положения, установленные Трудовым кодексом.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) отнесены к вредным условиям 2-й, 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ (ст. 117 ТК РФ).

Льготы государственным служащим

В Москве действует уникальная субсидия на получение госслужащими жилья. Она направлена на улучшение жилищных условий. Московский мэр издал указ, в котором прописывается право каждого госслужащего получить субсидию на строительство или покупку жилого помещения.

  • заявку в свободной форме;
  • трудовую книжку, копию страницы о последнем месте работы;
  • выписка из домовой книги (если квартира арендована, дополнительно требуется справка из домового комитета о проживающих в квартире гражданах);
  • свидетельство о заключении/расторжении брака;
  • справка из банка с номером лицевого счета, на который будут поступать средства;
  • документы на собственность, где проживает госслужащий;
  • если человек получает жилье, требуется документ, подтверждающий это право;
  • копия трудовой книжки заверяется у руководителя, остальные требуется передать нотариусу на заверение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *