Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Нужно представить в суде саму схему расположения земельного участка, выписку из единого реестра недвижимости, а также копию подтверждения оплаты пошлины. Необходимо прикрепить доказательства того, что у Вас имеются права на предоставление участка без торгов или в ходе аукциона. Цели использования надела должны совпадать с видами разрешенного использования, установленными в отношении участка.

В каких случаях необходима схема расположения земельного участка:

• в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов,
• в целях образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
• в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования,
• в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования,
• в целях образования земельного участка для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд,
• в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (оформление прирезок).

В других случаях для образования и предоставления земельного участка необходим проект межевания территории.

Как показывает практика, этот вопрос вызывает много споров и проблем.

Поэтому, в первую очередь смотрим, что говорит закон.

Пункт 3 статьи 11.10 Земельного Кодекса определяет:

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, «по умолчанию» закон обязывает подготавливать схему расположения уполномоченные органы власти. Однако, бессмертное «если иное не предусмотрено…» оставляет простор для фантазии.

Заинтересованное лицо может само подготовить схему расположения земельного участка и представить ее в орган власти на утверждение в следующих случаях:

Образования земельного участка для предоставления без проведения торгов;

Образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если участок не находится в границах населенных пунктов и городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;

Образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования;

Образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования;

Образования земельного участка для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Пункт 8 статьи 11.10 Земельного Кодекса возлагает обязанность по подготовке схемы на заинтересованное лицо в случае:

Образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Заинтересованное лицо не вправе самостоятельно подготовить и представить на утверждение схему расположения земельного участка в случае (п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ):

Образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

Таким образом, закон хоть и возлагает на органы власти обязанность по подготовке схем расположения земельных участков, но в тоже время предоставляет право заинтересованному лицу во многих случаях сделать все самостоятельно, а в одном случае обязывает сделать это (перераспределение земельных участков).

Если земельный участок может быть предоставлен только на аукционе и он расположен в границах населенных пунктов, а также в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, то обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка может только уполномоченный орган власти. Иных вариантов здесь нет. Это неоднократно подтверждалось судебной практикой.

Причины отказа в утверждении схемы расположения ЗУ

Нередко администрация, на территории которой расположен испрашиваемый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками.

Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников. Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.

Отказывают и по надуманным причинам. Конечно, у администрации могут быть свои планы относительно испрашиваемой территории. Тогда заявителя будут «мурыжить» годами, пока он сам не откажется от претензий на землю.

Оснований для отказа в утверждении плана немного, но достаточно, чтобы поиграть на нервах заинтересованных лиц.

Отказ допускается, если:

  • документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
  • границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
  • границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
  • образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
  • границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
  • ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.

Пошаговая инструкция, как сделать

Если вами уже получено решение о предоставлении ЗУ путём его выдела из ресурса земель хозяйствующего субъекта, вам будет необходим , который вы желаете оформить в собственность.

Обратитесь к кадастровому инженеру , который обеспечивает подготовку схемы. Он сформатирует предварительный план планируемого к получению участка. С этим планом и выданным вам ранее решением, необходимо вновь обратиться в исполком, согласовать соответствие предварительного проекта с данными о выделенной вам земле.

При условии достоверного совпадения, вы имеете право на дальнейшее оформление земельного участка.

В ответственность кадастрового инженера входит вся степень ответственности за проведение согласования по подготовке схемы. При наличии со стороны исполкома дополнительных требований он должен провести согласование топографической съёмки участка с проходящими по территории ЗУ линиями коммуникаций.

Конечно, вы имеете возможность вначале оформить право на землю, а впоследствии после оформления её согласовать в соответствии с планом, но в таком случае вам будет сложно сформатировать участок надлежащим образом, чтобы он вписался в контекст окружающего его массива или других выделяемых участков.

В принципе эта обязанность вменяется муниципалитету, но на практике эта работа им не выполняется.

Основанием для подготовки плана-схемы станет постановление местной администрации (исполкома) о выделении вам земельного участка из находящегося в её ведении земельного ресурса.

Читайте также:  Региональный материнский капитал во Владимирской области в 2023 за третьего ребенка

С выданным вам постановлением обратитесь в геодезическую компанию, напишите заявление по форме о подготовке плана-схемы и составьте договор подряда на выполнение кадастровых работ. Помните, — частое явление, будьте внимательны.

Вам потребуются документы:

  • паспорт;
  • решение администрации о выделении земли (другой правоустанавливающий документ);
  • заявка на выполнение работ.

На основании заявки и представленного вами административного решения, специалистом будут заказаны документы в виде соответствующих выписок, позволяющие провести подготовительный этап работ. Они содержат информацию и сведения, которые будут учитываться при подготовке схемы:

  • топографо-геодезическую схему;
  • схему границ участка;
  • выписку из ГКН о расположенных в пределах границ участках;
  • выписку из генплана о наличии на прилегающей территории капитальных строений;
  • сведения из ЕГРП о наличии прав на существующие застройки в обозначенных пределах.

Представленные сведения станут необходимыми при определении плана-схемы для проводимого строительства.

ЗУ, выделяемые для иных нужд ограничиваются запросом на выписку из ГКН, которая содержит сведения о прилегающих к вновь образованному участку, других земель, а также:

  • данные о площадях;
  • сведения о границах;
  • сведения о координатах.

Перечисленные сведения о других участках дают возможность создания целостного контекста геодезической сети на общем топографическом плане.

Происходит следующим образом:

  • Вначале на листе формата А-4 оформляется титульный лист в соответствии с регламентом.
  • Составление карты-плана происходит на базе топографической информации, на которую наносятся красным цветом линии границ ЗУ.
  • Конфигурация ЗУ в соответствии с установленным масштабом вписывается в КПТ.
  • Схема выполняется на основании топографических данных из ГКН.
  • К плану прилагается пояснительная записка, которая содержит многочисленные сведения различного характера:
    • о прилегающих к ЗУ соседствующих землях;
    • об объектах, располагающихся на них;
    • о капитальных строениях;
    • о линейных объектах;
    • о линиях коммуникаций.

    Причины отказа в утверждении схемы расположения ЗУ

    Нередко администрация, на территории которой расположен испрашиваемый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками. Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников.

    Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.

    Отказывают и по надуманным причинам. Конечно, у администрации могут быть свои планы относительно испрашиваемой территории. Тогда заявителя будут «мурыжить» годами, пока он сам не откажется от претензий на землю.

    Оснований для отказа в утверждении плана немного, но достаточно, чтобы поиграть на нервах заинтересованных лиц.

    Отказ допускается, если:

    • документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
    • границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
    • границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
    • образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
    • границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
    • ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.

    Какие требования к Схеме земельного участка?

    При подготовке схемы размещения земельного участка учитывайте следующие документы.

    • Утвержденные документы территориального планирования.
    • Правила землепользования и застройки.
    • Проекты планировки территории.
    • Землеустроительную документацию.
    • Положения об особо охраняемой природной территории.
    • Зоны с особыми условиями использования территории.
    • Земельные участки общего пользования и территории общего пользования, красных линиях.
    • Местоположение границ земельных участков.
    • Местоположение зданий, сооружений. В том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, объектов незавершенного строительства.

    Перечень достаточно внушительный, но не такой страшный, как может показаться.

    Если цель получить участок под ИЖС, ЛПХ в границах населенного пункта, садоводство или КФХ, то начинайте с Правил землепользования и застройки населенного пункта.

    В каждом населенном пункте должны действовать свои Правила землепользования и застройки.

    Виды землеустроительной документации.

    • Схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации.
    • Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации.
    • Схема землеустройства муниципальных образований.
    • Схемы использования и охраны земель.
    • Карты (планы) объектов землеустройства.
    • Проекты внутрихозяйственного землеустройства.
    • Материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель.
    • Проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
    • Тематические карты и атласы состояния и использования земель.

    Вышеуказанный перечень является открытым.

    Местные и региональные власти могут вводить свои виды землеустроительной документации.

    Требования предъявляемые к подготовке

    Земельные участки, для которых составляется схема расположения, должны соответствовать следующим требованиям:

    1. Вновь образованный надел должен иметь порядковый номер. Если участок уже стоит на учете в ЕГРН, то можно использовать кадастровый идентификатор.
    2. Размер и форма участка должны быть точно установлены. Эти данные вносятся в районный кадастровый план.
    3. Поворотные точки границ надела четко определяются. Сведения необходимы для переноса в натуру и для сохранения корректной информации на плане.
    4. Определение целевого использования земли.

    Перераспределение земельных участков в 2020 году

    Перераспределение земельных участков может потребоваться по разным причинам. Чаще всего это проблемы, которые можно устранить только таким способом:

    • изломанная линия границы;
    • вклинивание смежных участков;
    • подвод коммуникаций;
    • неудобный подход или подъезд и т. д.

    При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных земельных участков, и существование первоначальных смежных земельных участков прекращается.

    Это закреплено в статье 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

    При этом в процедуре может участвовать неограниченное количество участков. И все они в итоге прекращают существование как самостоятельные объекты гражданских прав, вместо них образуются новые.

    Перераспределение земельных участков регламентируется статьей 11.2 Земельного кодекса. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли или если в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

    Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации:

    • Предельные размеры образуемых участков должны соответствовать градостроительным регламентам, если эти регламенты предусмотрены законодательством.
    • Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
    • Образование новых земельных участков не должно ущемлять права собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей.
    • Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

    Помимо Земельного кодекса Российской Федерации, процесс перераспределения земельных участков регламентируется профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов.

    Перераспределение земельных участков: определение, особенности

    Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

    Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

    В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

    Особенности перераспределения земельных участков таковы:

    • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
    • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
    • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

    Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

    Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

    Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

    Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

    Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

    • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
    • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
    • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

    Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

    • утверждение схемы расположения участка;
    • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
    • мотивированный отказ.

    Верховный суд о перераспределении земельных участков 2019 год

    Статья акутальна на: Ноябрь 2019 г.

    Верховный суд определил подход к одному из самых изматывающих и скандальных судебных споров — искам соседей друг к другу, когда люди не могут договориться о границе своих участков земли. Если верить статистике, подобные дела — наиболее часто встречаются в судебной практике, когда речь идет о разрешении споров соседей.

    Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа.

    В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов.

    Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

    Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что «захватчик» перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

    Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик — собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

    Так что никаких нарушений нет.

    А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно — на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась.

    Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное — нарушены нормы законодательства.

    Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

    По кадастровому закону заинтересованное лицо не имеет права высказывать возражения по поводу границ участка соседа, если это не общие границы

    Есть Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (N 221 от 24 июля 2007 года).

    В этом законе сказано, что «местоположение» границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами.

    Это делается в тех случаях, когда «в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости».

    Верховный суд подчеркивает — предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

    Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности.

    Из этого правила есть исключения — не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование.

    Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

    В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон «О государственном кадастре» говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

    Верховный суд напомнил — обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

    В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один — смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали.

    И еще один важный момент — кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа.

    Верховный суд подчеркнул — кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

    Из этого Верховный суд делает вывод — отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

    В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

    В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

    Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался председатель областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

    В соответствии с действующим федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ определяются условия заключения договоров о перераспределении территориальных наделов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности.

    Для реализации соответствующих целей граждане или юридические лица должны обратиться с заранее сформированным заявлением в территориальный контролирующий орган или Многофункциональный центр по месту фактического расположения участка земли.

    Существующая судебная практика по перераспределению земельных участков имеет характерные особенности, для понимания которых нужно обязательно ознакомиться с отсылками к действующему законодательству, с наиболее часто встречающимися ситуациями, а также с примерами принятия соответствующего решения.

    Какие требования к Схеме земельного участка?

    При подготовке схемы размещения земельного участка учитывайте следующие документы.

    • Утвержденные документы территориального планирования.
    • Правила землепользования и застройки.
    • Проекты планировки территории.
    • Землеустроительную документацию.
    • Положения об особо охраняемой природной территории.
    • Зоны с особыми условиями использования территории.
    • Земельные участки общего пользования и территории общего пользования, красных линиях.
    • Местоположение границ земельных участков.
    • Местоположение зданий, сооружений. В том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, объектов незавершенного строительства.

    Перечень достаточно внушительный, но не такой страшный, как может показаться.

    Если цель получить участок под ИЖС, ЛПХ в границах населенного пункта, садоводство или КФХ, то начинайте с Правил землепользования и застройки населенного пункта.

    В каждом населенном пункте должны действовать свои Правила землепользования и застройки.

    Как избежать нарушения требований землеустроительной документации?

    Для начала выясните какая в принципе землеустроительная документация действует в населенном пункте.

    Я использую примеры для получения земли под ИЖС.

    Как найти землеустроительную документацию?

    На сайте администрации найдите поле «Поиск по сайту» и поочередно вводите виды документов.

    Например: схема землеустройства; карта объектов землеустройства; материалы почвенных обследований и т.д.

    Если поиска по сайту нет, то вводите название документов в любой поисковик, добавляя название населенного пункта.

    Затем, просмотрите найденные документы чтобы выяснить: насколько они относятся к территории, на которой вы хотите составить схему участка.

    Примечание.

    Материалы почвенных, геоботанических и других обследований, а также оценки качества земель помогут не ошибиться с выбором участка.

    Поэтому потратить полдня на выявление землеустроительной документации на сайте администрации, не большая цена за выбор участка с качественными почвами.

    Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории

    Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

    Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

    • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
    • нарушение срока предоставления государственной услуги;
    • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
    • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
    • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
    • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
    • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
    • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
    • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
    • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.

    Порядок согласования местоположения границ.

    Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

    В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

    I этап. Подготовительный.

    В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

    1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

    2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

    3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

    4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

    В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

    • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
    • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
    • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
    • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
    • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
    • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

      Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

      1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
      2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
      3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
      4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

        • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
        • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
        • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.


          Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *