Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями плюсы и минусы 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Переход на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями (РСО) имеет ряд положительных сторон, которые существенно улучшают условия работы потребителя с ресурсными организациями. В соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 03.04.2018 года «О ресурсоснабжении» передача тепловой энергии, электроэнергии и газа организуется в форме прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и потребителями.
Каким образом оформляется переход к заключению прямого договора с ресурсоснабжающей организацией?
В соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 03.04.2018 «О ресурсоснабжении», переход к заключению прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и потребителями может осуществляться только по инициативе потребителя.
Отношения между РСО и потребителем регулируются заключенными до принятия данного закона договорами, в том числе существующими ресурсными договорами. В случаях, когда такие договоры не были заключены до 01.01.2019 и после допускается выбрать оформление перехода к прямым договорам.
При переходе к прямым договорам с РСО, обязанности ресурсоснабжающих организаций перед потребителями остаются неизменными. Изменение происходит в оформлении отношений между ними, которые теперь будут регулироваться заключенными прямыми договорами.
Для оформления перехода к заключению прямых договоров потребитель должен выбрать ресурсоснабжающую организацию, с которой он желает заключить прямой договор. При этом потребитель должен уведомить уполномоченный орган о своем намерении перейти к прямым договорам и указать реквизиты выбранной РСО.
После принятия уведомления о переходе к прямым договорам и регистрации этой информации уполномоченным органом, потребитель и выбранная ресурсоснабжающая организация вступают в отношения, регулирующиеся заключенным между ними прямым договором.
Таким образом, при переходе к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями неизменными остаются обязанности РСО перед потребителем, но изменение происходит в оформлении отношений и выборе прямого договора.
Какие документы нужны для прямого договора с РСО?
1. Документы, удостоверяющие право собственности на объект:
- Свидетельство о праве собственности на объект;
- Правоустанавливающий документ (договор купли-продажи, свидетельство о регистрации права и т.д.);
- Технический паспорт объекта недвижимости.
2. Документы, подтверждающие факт перехода права собственности:
- Акт сдачи-приемки объекта (при наличии);
- Справка о переходе права собственности (при наличии);
3. Документы, подтверждающие юридическую и фактическую ведомость:
- Устав организации (для юридических лиц);
- Паспорт (для физических лиц).
4. Документы, устанавливающие условия взаимодействия:
- Технические условия на подключение (если требуется);
- Проект договора с РСО;
- Иные документы, предусмотренные законодательством или РСО.
Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями позволяют снизить затраты на посредников и дополнительные комиссии. Вместо того, чтобы работать через поставщиков, клиенты заключают договоры напрямую с поставщиками электроэнергии, газа или других ресурсов.
Это позволяет избежать дополнительных платежей, которые могут составлять значительную сумму на протяжении длительного времени. Кроме того, прямые договора с ресурсоснабжающими организациями позволяют более гибко управлять расходами на энергоресурсы, так как клиенты могут выбирать оптимальные тарифы и условия поставки.
В итоге, уменьшение затрат на энергоресурсы может значительно сказаться на финансовом положении компании или домашнего бюджета. Средства, которые ранее уходили на дополнительные платежи или неоптимальные условия поставок, можно перенаправить на другие нужды или инвестиции.
Ответственность за качество
Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями предоставляют потребителям возможность контролировать качество услуг, которые они получают. В рамках таких договоров потребитель имеет право требовать выполнения соответствующих стандартов качества, а также обратиться с жалобой в случае их невыполнения.
Когда договор заключается непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, потребитель имеет больше возможностей для контроля за качеством услуг. Он может требовать выполнения соответствующих норм и стандартов, а также контролировать их соблюдение.
Однако прямые договора также влекут за собой определенную ответственность со стороны потребителя. При заключении такого договора необходимо тщательно ознакомиться с условиями, предоставляемыми ресурсоснабжающей организацией, и быть готовым выполнять свои обязательства. В противном случае, возможны штрафы или другие негативные последствия.
Спорные вопросы заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями
Изменения, внесенные в Федеральный закон №59/ФЗ с дополнениями от 03 апреля 2021 года, дали возможность для работы потребителя непосредственно с поставщиком услуг. В обход, так сказать, посредника в лице управляющей компании.
До того, как были подписаны изменения к этому закону, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую проходило сложно. В ЖК № 188/ФЗ с изм. 2021 года в части статьи 157, пункт 2 расписана методика начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги при работе с РСО напрямую.
Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих. »:
- контролировать уровень предоставляемых услуг;
- способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
- осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
- давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.
Расчеты за общедомовой электросчетчик
После заключения прямого договора с РСО жители дома должны предоставлять показания счётчиков исполнителю коммунальных услуг, но так бывает не всегда. Кому-то удобнее передавать данные в УО или потребители не знают, как можно отправить показания новому исполнителю КУ.
Жители многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, пытаются разобраться: что все-таки означает ОДН? Обязывает ли потребителей закон вносить плату за ОДН, какой организации и в каком размере?
По закону об энергосбережении счетчики должны стоять везде, где вода, электричество и тепло используются из общего источника и где установка счетчиков технически возможна. Если у человека личная водозаборная колонка, счетчик ставить не нужно. Счетчики еще называют приборами учета (ПУ), а в квартире — индивидуальными приборами учета (ИПУ).
В краевой столице прошли конкурсы профмастерства – «Лучший фельдшер» и «Лучшая бригада скорой медицинской помощи».
Основные достоинства нового закона, минусы
Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определенные проблемы. За счет нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.
Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.
Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчета за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.
Как исчислять долг по договорному объему потребления?
Еще один важный вопрос о том, как исчислять две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, которые выступают основанием для перевода МКД на прямые договора по инициативе РСО (п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).
Определением Верховного суда РФ по делу № 305-ЭС19-18374 от 02.12.2019 г. указано, что среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется РСО путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на 12.
В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялись менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия.
По этому вопросу Минстрой РФ дал разъяснения в своём письме №35750-ОЛ/04 от 5 ноября 2015 года , в котором чётко обозначил, что у управляющей компании обязательно должен быть заключён договор ресурсоснабжения с РСО, поскольку это является обязательным лицензионным требованием и подлежит лицензионному контролю (ч.1 ст.193 ЖК РФ).
Согласно Постановлению Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года «О порядке осуществления деятельности по управлению МКД» управление домами обеспечивается также и посредством заключения договоров энергоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения с РСО для предоставления собственникам помещений в МКД коммунальных услуг. Соответственно, заключение договоров ресурсоснабжения является лицензионным требованием, подлежащим лицензионному контролю .
Минстрой также обращает внимание на то, что договоры между собственниками помещений в МКД и РСО, заключённые до вступления в силу ФЗ №176 от 29.06.2015 года , действуют до окончания срока их действия или отказа одной из сторон от исполнения. Только в этом единственном случае отсутствие договора ресурсоснабжения между УК и РСО не может квалифицироваться как нарушение лицензионных требований.
Как исчислять долг по договорному объему потребления?
Еще один важный вопрос о том, как исчислять две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, которые выступают основанием для перевода МКД на прямые договора по инициативе РСО (п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).
Определением Верховного суда РФ по делу № 305-ЭС19-18374 от 02.12.2019 г. указано, что среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется РСО путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на 12.
В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялись менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия.
Порядок заключения договора с РСО при приеме МКД
С 2018 году люди, проживающие в многоквартирных домах, получили возможность заключения прямых договоров с РСО. Причём расчеты за поставленные услуги в случае заключения прямого договора будут осуществляться без посредников. Новый закон облегчил жизнь не только владельцам квартир, но и поставщикам.
Благодаря изменениям действующего законодательства ресурсоснабжающие организации имеют право расторгать договора с недобросовестными управляющими компаниями в одностороннем порядке.
Прекращение сотрудничества возможно в случае, если организация в течение 2 месяцев не может рассчитаться с долгами.
При подписании прямого договора с РСО необходимо сообщить об этом в органы жилищного надзора. Таким способом можно избежать появления «двойных» квитанций. Теперь людям не придется разбираться с недобросовестными компаниями в суде.
Идея о переходе жильцов на прямые договора с РСО было поддержана Президентом РФ в 2018 году. Путин отметил, что многие УК не своевременно расплачиваются за поставленные услуги с РСО.
Возникла необходимость в исключении недобросовестных посредников, которые используют деньги жильцов не по назначению.
Глава Минстроя отметил, что жильцы могут заключить прямой договор с РСО. Такая возможность возникает, если люди, проживающие в многоквартирном доме, провели общее собрание. В процессе обсуждения жильцы имеют право принять решение об отказе от управляющих компаний.
Как разграничиваются зоны ответственности УО и РСО при прямых договорах
Особенно остро вопрос разграничения ответственности УО и РСО встаёт, когда речь заходит о предоставлении коммунальных услуг плохого качества. Ещё бы, мало кому захочется взять на себя за это ответственность.
Организация, поставляющая ресурсы для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки таких ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ). В договоре управления МКД можно указать другую зону ответственности РСО.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление МКД среди прочего должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в доме. Лицо, осуществляющее управление домом, принимает от собственников и нанимателей жилых помещений обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и взаимодействует с РСО при рассмотрении этих обращений, проведении проверок, устранении нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений (п. 3 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ).
Минстрой РФ отмечает, что управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приёма жалоб от потребителей на нарушение качества КУ. Кроме того она должна отвечать за качество предоставляемых КУ внутри многоквартирного дома. РСО же отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.
Может ли орган ГЖН проверить РСО на правильность начисления размера платы
Может ли ГЖИ проверить ресурсоснабжающую организацию на обоснованность начисления размера платы за коммунальные услуги, и если да, то что будет предметом проверки?
Полномочия органов ГЖН подробно описаны в ст. 20 ЖК РФ . Органы ГЖН должны предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.
При прямых договорах РСО является исполнителем коммунальных услуг, поэтому её деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами № 354. Если РСО нарушит порядок начисления платы за КУ, она нарушит положения Правил № 354 . Это обстоятельство и будет основанием для проверки органами ГЖН.
Вот такое письмо от Минстроя РФ. Его полный текст можете найти . А нам интересно услышать ваше мнение. Расскажите в комментариях, согласны ли вы с позицией Минстроя РФ, раскрыло ли ведомство все спорные моменты, связанные с переходом на прямые договоры.