Кто выплачивает УТС автомобиля при ДТП в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто выплачивает УТС автомобиля при ДТП в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Перед тем, как разбирать случаи, когда у автомобилиста появляется возможность запросить возмещение за УТС по ОСАГО, необходимо более детально рассмотреть, что из себя представляет эта самая утрата товарной стоимости. Когда транспорт получает повреждения в ДТП, его стоимость на «вторичке» сильно падает по сравнению с машинами без негативной истории. Это может быть вызвано как внешними недостатками ТС, так и внутренними. Битый автомобиль в любом случае ценится существенно меньше по сравнению с аналогичной, которая ранее не получала повреждения из-за столкновения на дороге. И дело далеко не только в том, что авто могло стать менее привлекательным из-за царапин или иных недостатков. В нём также могут содержаться скрытые дефекты, которые отразятся на безопасности управления транспортом. Даже если страховщик полностью починит авто, в будущем оно всё равно будет менее интересно покупателям. И чтобы исправить это, пострадавший может потребовать у страховщика возместить испорченный товарный вид автомобиля.

В каких случаях можно просить у страховщика выплату УТС по ОСАГО?

Методика Министерства юстиции

По этому методу расчета УТС в 2024 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

Для расчета используется следующая формула:

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:

У = К / 100 х (ЦР+СО), где:

  • У – исковая величина;
  • К – поправка, принимаемая по таблице;
  • ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
  • СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.

Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:

  • А = (СО/ЦР) х 100%;
  • В = (СР/СМ) х 100%.

Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:

  • Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
  • Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.

Методика Министерства юстиции

Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:

УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100

Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:

  • если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
  • если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
  • цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
  • если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.

Что такое утрата товарной стоимости

Убытки в результате ДТП обычно не ограничиваются стоимостью ремонта поврежденного авто. В гражданском праве существует такое понятие как «товарная стоимость автомобиля». Какой смысл вкладывается в это понятие и чем это может помочь автовладельцу, чья машина получила повреждения в дорожном инциденте?

Как правило, автомобиль, побывавший в ДТП, оценивается на авторынке дешевле, чем аналогичная модель, не имевшая подобного печального опыта. И разница в цене не покрывается даже самым хорошо и качественно сделанным ремонтом. Снижение рыночной стоимости происходит лишь исходя из самого факта, что машина «пережила» подобный инцидент. И вот эта разница и называется утратой товарной стоимости.

Утрата товарной стоимости (УТС) – это разница между рыночной стоимостью автомобиля, побывавшего в аварии, и идентичного авто, которое не имело дорожных инцидентов. И эта разница существует всегда, вне зависимости от качества проведенного ремонта.

Можно долго рассуждать – на чем основан такой подход к оценке. Но опытные автовладельцы знают, что побывавшее в аварии авто не является равнозначным по стоимости автомобилю, не имевшему в своей «биографии» подобных фактов.

Читайте также:  Отпуск военнослужащего по контракту по семейным обстоятельствам

Причин тому можно перечислить много. Это и скепсис по отношению к качеству ремонта даже у официальных дилеров. И боязнь скрытых дефектов, которые могут заявить о себе в самый непредсказуемый момент. И многие другие «фобии».

Можно спросить – а как, например, покупатель авто может догадаться о том, что автомобиль побывал в аварии, если ремонт сделан идеально?

На самом деле ни одно повреждение в аварии не проходит бесследно для любого авто. Существует множество профессиональных способов выяснить – был ли автомобиль в ДТП. Простейший из них – определение толщины лакокрасочного слоя специальным толщинометром. При покраске кузовных деталей невозможно сохранить одинаковую толщину на окрашенных повторно и не окрашенных деталях. А если автомобиль повторно окрашивался целиком, этот факт тоже будет зафиксирован при измерении толщины лакокрасочного покрытия. Толщинометр фиксирует малейшее отклонение. Высокоточные датчики способны определить толщину краски с точностью до 10-20 мкм, поэтому они с легкостью зафиксируют тот факт, что авто имеет еще один слой лакокрасочного покрытия, помимо заводского. Или, что, например, слой краски на левом крыле авто в 2 раза превышает толщину слоя на правом крыле. А значит – левое крыло перекрашивалось после ДТП.

Еще один способ определить факт попадания авто в ДТП – пробить по базам в Интернете. Существует довольно много проверенных сайтов, собирающих подобную информацию. В большинстве сервисов можно получить историю попадания в ДТП интересующего авто за символическую плату.

По закону возмещение ущерба при ДТП должно осуществляться в полном объеме – по страховке, а если что-то не покрывается страховым полисом – то с виновника аварии.

Законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (в просторечии называемом законом об ОСАГО) обязывает страховщиков покрывать автовладельцам утрату товарной стоимости их авто. Но эта обязанность обставлена рядом условий. Которые владельцы авто не всегда спешат выполнить, поэтому получают отказ.

Не секрет, что одной из основных стратегических задач любой страховой компании является минимизация сумм страховых выплат. Ведь от того, насколько эффективно страховая сможет занизить выплаты, напрямую зависит размер полученной прибыли. Поэтому на практике страховые компании всячески стремятся уклониться от выплаты данной компенсации. Одним из аргументов является попытка квалифицировать УТС как упущенную выгоду владельца авто. Ведь по закону об ОСАГО упущенная выгода не включается в состав страховых выплаты и не подлежит компенсации за счет страховых сумм.

При этом страховые компании намеренно «забывают» о Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 58 от 26 декабря 2017 года, в котором прямо прописано, что упущенная выгода и утрата товарной стоимости – это совершенно разные правовые понятия. Поэтому приравнивать УТС к упущенной выгоде страховщики не должны (но – будем честны, пытаются, пользуясь незнанием автовладельцами всех нюансов законодательства).

Рассмотрим условия, при которых возможно взыскание утраты товарной стоимости автомобиля по полису ОСАГО:

  1. Утрата товарной стоимости авто компенсируется тому автовладельцу, который не является виновником ДТП. Это прямо следует из принципов обязательного страхования автовладельцев – по полису ОСАГО страхуется гражданская ответственность того лица, по вине которого причинен вред, т.е. страховые выплаты идут в пользу того участника аварии, который пострадал в ней не по своей вине. Естественно, что у виновника ДТП должен быть оформлен действующий полис ОСАГО.
  2. Авария для автомобиля, утратившего товарную стоимость, должна быть первой. Это вполне логично – утрата товарной стоимости происходит по факту попадания в ДТП единожды. После этого количество аварий уже не имеет значения, поскольку снижение рыночной стоимости для данного авто уже произошло при первом ДТП.
  3. По общему правилу утрата товарной стоимости компенсируется для авто не старше пяти лет. А если автомобиль эксплуатировался в интенсивном режиме (например, в качестве такси), то это время сокращается в 3 раза – до 2,5 лет. Факт эксплуатации авто в интенсивном режиме устанавливает экспертиза. Важным фактором оценки является пробег. Если эксплуатационный износ будет рассчитан более 35%, то выплата УТП по такому авто не производится. Считается, что для автомобилей с таким износом факт наличия или отсутствия ДТП уже не имеет значения при расчете рыночной стоимости. А главным критерием оценки становится его фактическое состояние.
  4. УТП выплачивается в пределах установленного максимального размера выплаты по ОСАГО. В 2023 году он не изменился и составляет 400 000 рублей. Если размер ущерба при ДТП выше, единственный остающийся способ компенсации утраты товарной стоимости – взыскание с виновника.
Читайте также:  Компенсации инвалидам 2 группы в 2023 году

Ключевые условия выплаты

В соответствии с п. п.

Требование получателя — запрос будет принят пострадавшей стороной только в том случае, если

Лимитные платежи — не превышайте максимальную сумму (400 000 рублей).

Ограничение срока службы транспортных средств до 3 лет для российских автомобилей (пробег до 50, 000 км), иностранных автомобилей (до 100, 000 км до километров), до 5 лет

Уровень снижения — до 35% для российских автомобилей, до 40% для автомобилей иностранных производителей; и

Требования к статусу данных, включенных в обязательное страхование вознаграждения — должны быть новыми — они не попадали в аварию ранее.

ВАЖНО: Компенсация не выплачивается суду, даже если это разрешено подписанным договором.

Как составить заявление

Заявления на компенсацию составляются в свободной форме; заявление LTA должно содержать следующее

Информация о заявителе; и

описание инцидента и ущерба; и

сведения о действующем полисе ОСАГО; и

требование о компенсации; и

результаты экспертизы третьей стороны (взысканная сумма); и

нормативное законодательство, на котором основано требование; и

полис ОСАГО или договор со страховой компанией; и

Документы из ГАИ: решение или отказ в открытии протокола о ДТП, административное дело и протокол, протокол

уведомление о дорожно-транспортных происшествиях; и

Свидетельство о наступлении страхового случая; и

независимые экспертные заключения о размере компенсации убытков.

Пакет документов стоит подготовить в четырех экземплярах в следующих случаях

УТС по КАСКО при условии ремонта на СТО

Если договор страхования предусматривает восстановление автотранспорта после дорожного происшествия на станции технического обслуживания страховщика, то компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО можно в следующих случаях.

  1. Восстановлена прежняя форма кузова с соблюдением геометрических параметров после повреждений, близких к фатальным.
  2. В процессе ремонта произведено снятие прикреплённых деталей транспортного средства для восстановления их формы, а равно как их полная замена.
  3. Съёмные и несъёмные детали кузова подвергались восстановительному ремонту.
  4. Применялось полное или частичное окрашивание деталей кузовной части автотранспорта.
  5. Работы по ремонту сопровождались нарушением заводской сборки автомобиля для капитального восстановления, в том числе окрашивания отдельных деталей.

Такого рода работы существенно снижают стоимость автомобиля после ремонта. Их выполнение даже высококлассными специалистами не защищает от негативных последствий и проявления недостатков во время последующей эксплуатации. При продаже автомобиля покупатель несложной проверкой выявит факт проведённого ремонта.

В каких случаях УТС не выплачивают

Утрату товарной стоимости автомашины можно получить не всегда. Так, страховые компании отказывают в возмещении потери товарной стоимости автомобиля по полису ОСАГО по следующим основаниям:

  • заявитель сам виноват в дорожно-транспортном происшествии, и его вина установлена;
  • транспортное средство не соответствует установленным в законе критериям (степень износа или возраст машины);
  • владелец автомашины не направил претензию по УТС в страховую компанию;
  • ремонт автомашины был проведен собственником транспортного средства самостоятельно;
  • в договоре страхования имеется прямой запрет на выплату страховки по УТС;
  • пострадавшему в ДТП уже была произведена страховая выплата премия в полном размере (400 000 руб. в соответствии с полисом ОСАГО).

Если вам отказали в выплате УТС

Случаи, когда страховая компания отказывает в выплате УТС по ОСАГО, встречаются достаточно часто. Если отказ произошел не по указанным выше причинам, и вы считаете, что страховая компания отказывает в возмещение потери товарной стоимости автомобиля по надуманным основаниям, и такой отказ не соответствуют закону, взыскание компенсации можно произвести по судебному решению.

Отказ страховой компании в выплате УТС может быть обжалован в судебном порядке путем направления искового заявления в суд. Как свидетельствует опубликованная судебная практика, суды зачастую встают на сторону страхователя.

Исковое заявление составляется по общим правилам, оплачивается государственной пошлиной, и к нему прикладываются документы, подтверждающие право вашего требования.

Взыскание после аварии по КАСКО

В результате произошедшей аварии автомобили получают повреждения, которые могут повлиять не только на визуальные характеристики автомобиля, но также и на ее техническое состояние, уменьшая стоимость автомобиля на рынке.

Как правило, страховщики выплачивают сумму компенсации для ремонта автомобиля, игнорируя выплаты по УТС, не придавая значения тому, насколько снизилась стоимость автомобиля после аварии.

Утрата стоимости, как правило, возникает, если в результате ДТП был поврежден кузов или салон автомобиля. Также, важно понимать, что в процессе ремонта могут проводиться работы по выпрямлению, покраске частей кузова или замене поврежденных элементов.

Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2024 в Москве

Если автомобиль застрахован по КАСКО, владельцу потребуется выполнить следующие действия для получения компенсации в результате утраты товарной стоимости автомобиля:

  • Заявить досудебную претензию, в которой указать все полученные повреждения, обстоятельства аварии и предложение компенсировать полученный ущерб.

Претензия составляется в 2-х экземплярах, один необходимо отдать страховщику, а второй оставить себе, на нем будет стоять отметка о принятии претензии страховщиком. Данная отметка будет являться подтверждением того, что претензия получена представителем страховой компании. Отчет срока на рассмотрение производится со дня, следующего за получением экземпляра досудебной претензии.

  • По своей инициативе провести оценку УТС, обратившись к эксперту, который не имеет отношения к страховой компании.
  • Если по истечению установленного срока (30 дней) выплат не последовало, либо поступил официальный отказ в выплате, у вас есть право защищать свои интересы в судебном порядке. Отметим, что по таким спорам истцу не нужно будет уплачивать государственную пошлину.
  • Необходимо получить справку №154 у страховщика для приложения к иску.
  • Если на момент обращения в суд ремонт автомобиля уже был произведен, рекомендуется также предоставить заказ-наряд и другие подтверждающие документы.

Если хотите узнать больше по этой теме из официального источника, то обязательно ознакомьтесь с текстом Постановления Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 года «О применении судами законодательства об ОСАГО». Именно этот нормативный акт наделяет автовладельцев правом получить возмещение по УТС.

Согласно букве закона, претендовать на получение компенсации может только водитель, чье поведение на дороге не стало причиной ДТП. А автомобиль пострадавшего в аварии должен быть определенного возраста. Иномарки — не старше 7 лет, а представители отечественного автопрома — не старше 3. А еще автомобиль не должен быть изношен более чем на 30%, и случившаяся авария, в которой он потерял товарный вид, должна быть первой в его истории существования.

Методики расчёта УТС по ОСАГО

На сегодняшний день используются различные методики для определения потери стоимости машины:

  • Метод Хальбгевакса
  • Метод Минюста
  • Метод руководящего документа.

Для автомобилей возрастом свыше 5 лет и износом свыше 40% обращаться к экспертам нет смысла. Это объясняется тем, что при расчёте УТС важным параметром является стоимость авто.

Метод Хальбгевакса

Он может использоваться для отечественных марок машин возрастом до 3 лет или моделей иностранного производства до 5 лет. Пробег транспортного средства не должен превышать 100 тысяч километров.

При расчёте принимаются во внимание такие параметры:

  • Возраст автотранспорта
  • Совокупная стоимость ремонта (СО)
  • Стоимость нового авто (ЦН) и на момент дорожного инцидента (ЦР)
  • Цена новых запчастей и материалов (СМ) и восстановительных работ (СР)

Вначале следует установить, насколько целесообразно проводить компенсацию потери стоимости автотранспорта. Делается это по такой формуле:

Сохранение первоначальной стоимости=ЦР/ЦН ×100%

Дальнейшие расчёты следует производить лишь в том случае, если показатель превышает 40%.

А= СО/ЦР×100%

В=СР/СМ×100%

Эти данные потребуются для расчёта коэффициента К. Для этого используется особая таблица. Многие считают данную методику удобной. Самостоятельно она может использоваться лишь для контроля правильности расчётов эксперта.

Например, коэффициент А оказался 15%, а В – 55%. Для последующих вычислений потребуется информация из таблицы. Важно учесть срок использования автотранспорта. Во втором столбце необходимо найти соответствующее значение А, в третьем – соответствующее ему В. Если автомобиль эксплуатировался чуть более года, тогда К составит 2.5.

Таблица коэффициента К представлена ниже:

Параметр А

Параметр В

До 2 месяцев

До 6 месяцев

До 12 месяцев

До 24 месяцев

До 36 месяцев

До 48 месяцев

До 60 месяцев

I

10-20%

a

>130

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

b

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

c

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

d

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

e

3

2,5

2

1,5

1

0,5

II

21-33%

a

>130

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

b

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

c

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

d

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

e

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

0,25

III

34-45%

a

>130

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

b

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

c

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

d

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

e

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

IV

45-65%

a

>130

5,75

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

b

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

c

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

d

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

e

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

V

66-90%

a

>130

6

5,5

5

4,5

4

3,5

3

b

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

c

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

d

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

e

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *