Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исправления в путевом листе не допускаются. Опасные ошибки в путевом листе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сведения о собственнике (владельце)-юрлице должны содержать полное наименование, адрес в пределах местонахождения, номер телефона, ОГРН. Прежний Приказ не оговаривал, что наименование должно быть полным, зато требовал указывать организационно-правовую форму. От ИП требуется указать свои ФИО, адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, ОГРН. Обратите внимание: раньше ИП просили привести почтовый адрес, а теперь — адрес по прописке.
Новые сведения в путевом листе
Сведения о собственнике (владельце)-юрлице должны содержать полное наименование, адрес в пределах местонахождения, номер телефона, ОГРН. Прежний Приказ не оговаривал, что наименование должно быть полным, зато требовал указывать организационно-правовую форму. От ИП требуется указать свои ФИО, адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, ОГРН. Обратите внимание: раньше ИП просили привести почтовый адрес, а теперь — адрес по прописке.
Одним из обязательных реквизитов остаются показания одометра (полные километры пробега). Их раньше следовало указывать на момент выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании рабочего дня (смены) водителя транспортного средства и при заезде транспортного средства на парковку по окончании рабочего дня (смены) водителя. Теперь дополнительно приводятся показания одометра на момент приёма-сдачи транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления или формирования нескольких путевых листов на одно транспортное средство).
Данные о проведении предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров водителя дополнены наименованием медицинской организации (если медицинский работник состоит в штате медицинской организации), а также обязательным указанием серии, номера, даты выдачи и срока окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Определено, что информация о видах перевозки должна содержать следующие варианты формулировок:
-
коммерческие перевозки:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе, по договору аренды транспортного средства с экипажем);
- перевозка пассажиров и багажа по заказу;
- перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
- организованная перевозка групп детей автобусами по договору фрахтования;
-
перевозки для собственных нужд;
-
передвижение и работа специальных транспортных средств.
Поле «Сведения о виде сообщения» может принимать значения «городское», «пригородное» или «междугородное».
В новом Приказе четко оговорено, что путевой лист может оформляться более чем на один календарный день. Тогда в нем нужно обозначить даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого он может быть использован. Это дает возможность организации и ИП разработать удобный бланк путевого листа, рассчитанный на комфортный срок использования. В организации утвердить его необходимо приказом об учетной политике.
Предрейсовый медицинский осмотр
После того, как водитель прошел медосмотр перед рейсом, медработник заносит в путевой лист дату, личную подпись и штамп. Если хотя бы один из этих атрибутов отсутствует, это считается нарушением оформления документа. Кроме того, лицо, проводящее осмотр, обязано иметь лицензию на эту процедуру.
В КоАП РФ установлены денежные взыскания в следующем размере:
- путевой лист без записи о предрейсовом медосмотре обойдется должностным лицам в 5 000 руб., юридическим – в 30 000 руб. (п. 2 ст. 12.31.1);
- если результаты осмотра ошибочны, к примеру, шофер находился в состоянии опьянения, должностные лица оштрафуют на 20 000 руб., юридические – на 50 000 руб. (ст. 12.32);
- если будет доказано, что водитель вовсе не проходил медицинский осмотр, будет назначен штраф в 2000-3000 руб. должностным лицам, 30 000-50 000 руб. юридическим (ст. 11.32).
Ответственность за неподтверждение ГСМ
В статье 50 КоАП РФ предусмотрены штрафы за нарушения, связанные с заполнением и предъявлением путевых листов. Одним из таких нарушений является неподтверждение расходов на ГСМ.
Ответственность за неподтверждение государственных стандартов расходования топлива может быть применена как к водителю, так и к предприятию. В случае необоснованных расходов на ГСМ, водитель может быть оштрафован или получить другое наказание, предусмотренное законодательством.
Причины отсутствия подтверждения расходов ГСМ могут быть различными. Они включают в себя ошибки в заполнении путевого листа, неправильное оформление документов, неполное или неправильное указание данных о расходах на ГСМ.
Оформление путевых листов представляет собой важный процесс, требующий точности и внимания. Ошибки в заполнении листов или отсутствие необходимых данных могут привести к нарушению правил и получению штрафов.
Проверка предрейсовых путевых листов проводится ГИБДД. В случае выявления нарушений, связанных с неподтверждением ГСМ, водитель может быть оштрафован и ему могут быть предъявлены обязательные расходы на оформление правильных документов.
Для избежания неприятных последствий и штрафов, водителю необходимо тщательно следить за заполнением путевых листов и правильно оформлять документы, подтверждающие расходы на ГСМ. Также может быть полезно подтвердить все расходы на ГСМ с помощью документов, какие-либо расходы можно подтвердить, чтобы избежать штрафов.
В марте 2022 года в России вступили в силу новые штрафы за нарушения, связанные с заполнением путевого листа. Одним из этих штрафов является неподтверждение расходов на ГСМ. Наказание может включать оплату штрафа и обязательные расходы на оформление правильных документов.
Штраф за отсутствие путевого листа в 2022-2023 году
В 2022-2023 годах были введены новые штрафы за нарушения в заполнении и отсутствие путевых листов. Это связано с усилением контроля со стороны ГИБДД и стремлением урегулировать проблемы, связанные с использованием путевых листов.
Правила заполнения путевых листов включают в себя несколько важных моментов:
- Обязательное заполнение путевого листа перед началом рейса;
- Указание в путевом листе всех пунктов маршрута и промежуточных остановок;
- Указание информации о грузе и особенностях перевозки;
- Оформление путевого листа на каждый рейс;
- Ведение и хранение путевых листов в течение года.
Имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать у водителя путевой лист.
Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и попросили сначала предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем и путевой лист. Как вы уже поняли друзья, наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующего законодательства он имел право передвигаться без путевого листа.
То же самое касается и доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но несмотря на то, что водитель не нарушал закон он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете или считаете господа, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте вместе разбираться.
Исправления в путевых листах допускаются или нет
04.03.2013 Интернет, стартапы
При работе с путевыми листами зачастую возникают ситуации, в которых требуется внести изменения в путевой лист. В этой статье будет рассмотрен порядок внесения изменений в путевой лист и типичные ошибки при исправлении данных путевого листа.
Путевые листы являются первичными учетными документами, порядок исправления которых прописан в ч. 7 ст. 9 Закона ¹ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем говорится, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. При этом исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Напомним, что с 01.01.2013 утратил силу Закон ¹ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором в п. 5 ст. 9 говорилось, что внесение исправлений допускается в любые первичные учетные документы, за исключением кассовых и банковских, но при одном условии: корректировки могут производиться лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что необходимо подтвердить подписями тех лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Как видно в приведенных выдержках из законов ¹ 129-ФЗ и ¹ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», для путевого листа, как первичного документа, изменилось немногое: добавилось требование к расшифровке подписей лиц, заверяющих внесенные в документ изменения.
Рассмотрим данные изменения на примере путевого листа, составленного диспетчером. При исправлении в путевом листе, например, показаний спидометра на начало или конец рабочего дня диспетчер указывает дату внесения изменений, свою фамилию и инициалы, заверяет внесенные изменения своей подписью.
При внесении изменений в путевой лист следует обратить внимание на отсутствие следующих возможных ошибок:
Ошибка ¹1
Отсутствие даты внесения изменений в путевой лист и расшифровки подписи лица составившего документ, в частности диспетчера. Помните, что ответственность за достоверность, правильность оформления, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут лица, их составившие и подписавшие.
Ошибка ¹2
Отсутствие даты внесения изменений в путевой лист и подписи лица, составившего документ. Такое изменение путевого листа является не действительным и, как следствие, не действительным становится весь документ.
Ошибка ¹3
Отсутствует расшифровка подписи лица, составившего документ.
Ошибка ¹4
В разделе данных о возврате автомобиля не изменена фамилия и инициалы водителя, для исправления ошибки следует внести дополнительное изменение в раздел данных о возврате автомобиля, которое устранит противоречие в данных о водителе автомобиля, на который выписан путевой лист.
Ошибка ¹5
Отсутствует подпись лица, составившего документ.
Ошибка ¹6
Изменение, внесенное в путевой лист, не содержит информации о лице, составившем документ, и не подтверждено подписью данного лица. Согласно ч. 7 ст. 9 Закона ¹ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вносить изменения и заверять их подписью с указанием расшифровки, могут только лица, составившие данный документ.
Таким образом, при внесении изменений в путевые листы нужно руководствоваться ч. 7 ст. 9 Закона ¹ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и обращать внимание на отсутствие рассмотренных ошибок.
Правила оформления и ведения путевых листов
Так называемые «путевки» — это учетные первичные документы, которые должны вести все организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие автотранспорт. При этом юридические лица и ИП, оказывающие услуги по перевозке грузов или людей, обязаны применять унифицированные формы этих документов.
В зависимости от вида транспортных средств и области их применения нужно использовать разные виды путевых листов. Отдельные бланки разработаны для владельцев и арендаторов:
- легковых автомобилей;
- грузовых автомобилей;
- специального транспорта;
- легкового такси;
- грузового такcи;
- автобусов общественных и необщего пользования.
Необходимые предпринимателям формы утверждены двадцать лет назад Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Они актуальны до сих пор, хотя за эти годы в бланки много раз вносились изменения различного характера. В соответствии с Приказом Минтранса от 07.11.2017 № 476, с 15.12.2017 в путевом листе нужно указывать дополнительные сведения о собственнике транспортного средства. Индивидуальных предпринимателей обязали указывать свой ОГРИП, а организации — ОГРН.
Штрафы назначают, когда путевой лист:
- отсутствует — во время рейса он обязательно должен быть у водителя. При этом нет разницы, что и как транспортируется — груз или пассажиры, на арендованном или собственном автомобиле организации, каким видом транспорта. Если путевого листа нет, инспектор может подумать, что работодатель не проводит предрейсовые медосмотры водителей и техосмотр транспорта. За такие нарушения тоже назначается штраф;
- неправильно оформлен — штраф выписывают за ошибки по двум моментам. Во-первых, если медработник не указал дату и время проведения медосмотра водителя, а также свою подпись с расшифровкой и штамп в специально предназначенной для этого графе («предрейсовый медицинский осмотр»). Во-вторых, если работник, проводящий техосмотр автомобиля, не указал дату и время проведения осмотра, свою подпись с расшифровкой и пометку о выпуске ТС на линию;
- не подтверждает расходы на ГСМ — в путевом листе должны указываться обязательные реквизиты, соответствующие требованиям Приказа Минтранса от 11.09.2020 г. № 368. Эти моменты контролирует ИФНС, и когда при проверке выявляется, что путевого листа нет или он неправильно оформлен, компания не сможет доказать свои расходы на ГСМ. Тогда ИФНС подозревает налогоплательщика в занижении прибыли.
Путевые листы 2022: изменения
Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Что изменилось?
-
Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа,
- перевозка пассажиров и багажа по заказу,
- организованная перевозка группы детей,
- перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
- перевозка грузов,
- перевозка для собственных нужд.
Так же обязательна отметка механика в путевом листе
Приказом Минтранса России установлен еще один обязательный реквизит — отметка механика об исправности транспортного средства.
Ответственный работник после технического осмотра транспортного средства делает запись на путевке, что автомобиль исправен, затем указывает дату (ДД/ММ/ГГГГ) и время (часы и минуты) проверки, заверяет своей подписью и расшифровкой.
Основные изменения в путевом листе с 1 марта 2019 года
Изменение 1. Отдельный путевой лист для каждого рейса. По старым правилам работодатель мог выписать документ одновременно на несколько поездок в разные рабочие дни или смены (максимальный срок – месяц). С 1 марта выписывать документ на несколько дне запрещено, оформлять его нужно перед каждой поездкой. В случаях, когда рейс длиннее рабочего дня (смены) или у водителя за смену несколько рейсов – оформляйте перед началом первой поездки. Новые путевые листы с 1 марта 2019 года можно оформить на несколько дней в случае длительных командировок, когда продолжительность рейса превышает одни сутки. Например, начало поездки в понедельник, а завершение – в среду. В остальных случаях документ оформляется только на конкретную дату, в рамках которой допустима одна или несколько поездок.
Изменение 2. Штампы для заверения подписей не нужны. Правила заполнения путевого листа с 1 марта 2019 года отменяют необходимость обязательного заверения подписей штампом. Это касается подписи врача при медицинском осмотре, подписи ответственного лица в записях о показаниях одометра. По новому регламенту достаточно только подписи и расшифровки. Ставить штамп вместо подписи тоже запрещено – необходимо везде проставить подпись с расшифровкой.
Изменение 3. Данные одометра фиксируются перед рейсом при выезде. Данные одометра вносятся в новые путевые листы с 1 марта 2019 года только при выезде с парковки. По старым правилам данные фиксировались и при выезде, и при въезде обратно на парковку, предназначенную для транспортного средства. Заполнять показания при заезде на парковку все еще можно – это остается на усмотрение руководства. В некоторых случаях форма может иметь дополнительные реквизиты, связанные со спецификой деятельности конкретного предприятия. Пресс-служба Минтранса подтвердила, что можно вносить показания по старым правилам, если это необходимо для расчета расхода топлива и других показателей. В случаях, когда автомобилем управляет несколько водителей, показания одометра в новые путевые листы с 1 марта 2019 года вносятся при выезде и заезде в лист водителя, который на данный момент находится за рулем.
Не указан конечный адрес
Контролерам важно, чтобы путевые листы содержали описание маршрута следования автомобиля с указанием названий улиц, номеров домов и наименований компаний, как конечной или промежуточной цели следования. Если такие сведения не включены в путевой лист, налоговики могут посчитать, что поездка была фиктивной и исключить расходы по ней.
Что сделать?
Указывайте в путевом листе весь маршрут следования со всеми пунктами остановок.
Иногда сделать это затруднительно, например, при отсутствии точного адреса. В таком случае можно написать название рядом расположенного населенного пункта, километровую отметку на дороге или просто взять координаты из навигатора с указанием широты и долготы. Судебная практика доказывает, что такой способ защиты понесенных компанией расходов суды признают правомерным (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 № Ф08-626/2016).
Срок действия путевого листа
Путевой лист нужно оформить или сформировать в электронном виде до выпуска транспортного средства на линию.
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.
Продолжительность рейса Когда оформлять Срок действия В день делается один или несколько рейсов в течение смены
До старта первого рейса
В течение дня
Рейс продолжается больше одной смены
До начала рейса
На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена
Как вносить исправления + пример
Вносить изменение следует так: зачеркните неправильную сумму тонкой линией и сверху напишите правильный текст разборчивыми цифрами или буквами. Зачеркнуть слово требуется так, чтобы его потом мог прочитать представитель проверяющего органа. Возле корректировки пишут слово «Исправлено» указывают дату исправления, фамилию и инициалы лица, составляющего этот документ. Заверить ошибку подписью должны соответствующие лица, участвовавшие в исправлении.
К примеру, в путевом листе нужно изменить время прибытия водителя в пункт назначения. Подписи должны поставить водитель, механик и лицо, которое составляло этот лист.
С 1 января 2013 года вышли изменения, как вводить исправления в первичных документах. Добавился один пункт: нужно расшифровывать подписи лиц, которые участвуют в заверении правки.
Поездки в одной и то же место
Может случиться так, что сотрудник совершает на служебном транспорте изо дня в день поездки по одному и тому же маршруту. Это насторожит контролеров. Особенно налоговики обращают внимание на такие поездки, совершенные руководителем компании. Инспекторы могут проверить каждый адрес, указанный в путевом листе, и если сделают вывод, что поездки носили личный характер, то расходы на топливо снимаются.
Нужны бумаги, которыми можно будет доказать оправданность поездок по делам фирмы.
Меньше вопросов у контролеров будет, если поездки совершаются в филиалы компании или к контрагентам, с которыми уже заключены договоры. Однако если сотрудник выезжает к потенциальным клиентам, нужно позаботиться о подготовке документов, которые подтвердят предстоящие совместное сотрудничество (переписка по электронной почте, отправка коммерческих предложений, заключение предварительных соглашений).
Расход топлива выше, чем вмещает бак
Инспекторы могут проверить путевые листы на расход топлива. Иногда по документам выясняется, что расходы были больше, чем может вместить в себя топливный бак автомобиля. Если поездка долгосрочная заправляться придется не один раз, на каждую заправку должен быть чек с АЗС. Все чеки контролеры обязательно изучат. Если по одному из документов топлива оказалось больше, чем может вместить бак, инспекторы признают расходы завышенными и вычтут разницу.
Сравните путевые листы на расход горючего с реальной вместимостью бака. Узнать ее можно из документов на транспортное средство или на сайте производителя автомобиля.
Выявили, что водитель потратил больше, чем вмещает бак, просмотрите каждый чек с АЗС и потребуйте от сотрудника объяснений, зачем он купил больше топлива.
Не исключено, что часть бензина он залил в канистру, особенно, если поездка предстояла по местности, где невозможно будет позже заправиться. В таком случае нужно попросить водителя написать объяснительную, она станет оправдательным документом по расходам перед налоговыми инспекторами.
Похожие записи: