Взыскание недоимки по налогам с юридических лиц в судебном порядке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание недоимки по налогам с юридических лиц в судебном порядке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

Какие лица считаются взаимозависимыми

Инспекция может взыскать недоимку не только с дочерней, основной, зависимой или преобладающей компании. Налоговики могут преподнести «сюрприз» и другим организациям, если будет установлено, что они «иным образом зависимы с налогоплательщиком» (абз. 8 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Что понимать под «иной зависимостью» в ст. 45 НК РФ не говорится.

Конечно, можно обратиться к ст. 105.1 «Взаимозависимые лица» НК РФ. В соответствии с ней взаимозависимыми, в частности, признаются:

  • компании, если доля участия одной из них в другой составляет (прямо или косвенно) более 25%;
  • физическое лицо и организация, если доля прямого или косвенного участия «физика» в компании составляет более 25%;
  • компании, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в них и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • компании, в которых директором является одно и то же лицо;
  • компании и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

Вот только суд может признать компании зависимыми совершенно по другим основаниям (п. 7 ст. 105.1 НК РФ, п. 1 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, определения КС РФ от 04.12.2003 № 441-О, ВАС РФ от 12.11.2009 № ВАС-14329/09 по делу № А11-12735/2008). Такая возможность, с одной стороны, дает простор для толкования понятия «зависимость», но с другой – позволяет пресечь практику создания новых компаний только для того, чтобы старые смогли уклониться от уплаты налогов.

Порядок списания налогов при ликвидации

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 № 03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.

На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, которые установлены законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ). Такое возможно только в том случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»). Поскольку мы говорим о коммерческих организациях, ответственность которых ограничивается взносом в уставный капитал, то в самом плохом случае, не будучи нарушителями законодательства, участники ликвидируемой организации могут потерять свои взносы в уставный капитал, но платить им из собственного кармана не придется. На это указывают соответствующие нормы гражданского законодательства: п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО [2] , п. 3 ст. 3 Закона об АО [3] .

Непредъявленные требования оплате не подлежат

В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.

С юридических и физических лиц.

  • Налогоплатель­щик (плательщик сборов) наделен правами, предусмотренными ст. 21 НК РФ, а также выполняет обязанности, пере­численные в ст. 23 НК РФ.

  • Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обес­печиваться различными способами, которые названы в главе 11 На­логового кодекса РФ (см. схему 56):

    • залогом имущества (ст. 73 НК РФ; ст. 334, 336, 339, 349 ГК РФ; Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г.);

    • поручительством (ст. 74 НК РФ; ст. 361—367 ГК РФ);

    • пеней (ст. 75 НК РФ; ст. 330 ГК РФ);

    • приостановлением операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в кредитной организации (банке) (ст.76 НК РФ);

    • наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ).

    Читайте также:  Штраф за избиение несовершеннолетних

    В Налоговом кодексе Российской Федерации к субъектам нало­говых правоотношений отнесены налоговые агенты, которыми при­знаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и пе­речислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) нало­гов. Они имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом. К числу обязанностей отнесены следую­щие:

      1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денеж­ных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

      2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у нало­гоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

      3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удер­жанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) нало­гов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

      4. перечислять удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком;

      5. предоставлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 НК РФ).

      Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

      Право взыскания недоимки по налогам установлено в ст. 31 НК РФ, порядок такого взыскания конкретизируется в статьях Кодекса, посвященных исполнению обязанности по уплате налога (ст. 45-48).

      Взыскание сумм налогов с организаций по общему правилу производится в бесспорном порядке (т. е. без обращения в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок. Если взыска­ние производится по результатам налоговой проверки, то под уста­новленным сроком следует понимать срок уплаты налога, указан­ный в требовании, которое направляется налогоплательщику.

      Для списания сумм налогов со счета организации-налогопла­тельщика налоговый орган направляет в банк инкассовое поруче­ние, которое должно быть исполнено банком не позднее следую­щего операционного дня, если речь идет о рублевом счете, и не позднее двух последующих дней, если взыскание обращено на ва­лютный счет налогоплательщика. При недостаточности средств на счете суммы налогов списываются в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (т. е. в третью очередь).

      В целях защиты имущественных прав банка НК РФ устанавли­вает ограничения для списания средств с депозитных счетов: сум­мы налога с таких счетов не списываются до истечения срока де­позитного договора.

      В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно, пу­тем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или на­логового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица (ст. 46 НК РФ) последовательно в отношении:

      • наличных денежных средств;

      • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценно­стей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

      • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непо­средственного участия в производстве;

      • сырья и материалов, предназначенных для непосредственно­го участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

      • имущества, переданного по договору во владение, пользова­ние или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собст­венности на это имущество, если для обеспечения исполнения обя­занности по уплате налога такие договоры расторгнуты или призна­ны недействительными в установленном порядке;

      • другого имущества (ст. 47 НК РФ).

      Предусмотрен несколько иной порядок взыскания налога, сбора

      или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбо­ров) — физического лица или его налогового агента, которое произ­водится последовательно в отношении:

      • денежных средств на счетах в банке;

      • наличных денежных средств;

      • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценно­стей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

      • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непо­средственного участия в производстве, а также станков, оборудова­ния, зданий, сооружений и других основных средств.

      • сырья, материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования и других ос­новных средств;

      имущества, переданного по договору во владение, пользова­ние или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собст­венности на это имущество, если для обеспечения исполнения обя­занности по уплате налога такие договоры расторгнуты или призна­ны недействительными в установленном порядке;

      • другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или члена­ми его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 48 НК РФ).

      Взыскание недоимки по налогу с организаций осуществляется через предъявление иска в суд в следующих случаях:

      • решение о взыскании принято по истечении 60 дней с мо­мента окончания срока исполнения требования об уплате налога;

      • вывод об имеющейся у налогоплательщика недоимке осно­ван на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, ли­бо статуса и характера деятельности налогоплательщика;

      • недоимка взыскивается с организаций, являющихся по отно­шению к налогоплательщику зависимыми (дочерними) организа­циями, либо с организаций, которые по отношению к налогопла­тельщику являются основными (преобладающими, участвующими).

      Суммы налогов и пеней с физических лиц взыскиваются налого­вым органом исключительно путем обращения в суд с соответст­вующим иском. Иски к индивидуальным предпринимателям рас­сматриваются в арбитражном суде, а иски к физическим лицам, не имеющим такого статуса, — в суде общей юрисдикции. В случае удовлетворения исковых требований налогового органа взыскание выполняет судебный пристав-исполнитель в порядке, установлен­ном для исполнительного производства. Очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика — физического лица такая же, как и предусмотренная для взыскания сумм недоимки с организаций.

      В случае необходимости срок уплаты налога или сбора может быть изменен, что означает перенос установленного срока уплаты на более поздний срок. Срок уплаты налога может быть изменен в отно­шении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начис­лением процентов на неуплаченную сумму налога и сбора. Измене­ние срока по решению налогового органа может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства (ст. 61 НК РФ). Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в следую­щих формах:

      1. отсрочки;

      2. рассрочки, под которыми понимается изменение срока упла­ты налога на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по основаниям, преду­смотренным ст. 64 НК РФ;

      3. налогового кредита, который может быть предоставлен по од­ному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года при наличии оснований, предусмотренных Кодексом (ст. 64 и 65 НК РФ);

      4. инвестиционного налогового кредита, т. е. такого изменения срока уплаты налога, при котором организации при наличии основа­ний, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в тече­ние от одного года до пяти лет и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 67 НК РФ) (см. схему 60).

      Читайте также:  Какой код ставить вида доходности в 3 НДФЛ за 2023 год глав бух

      Порядок подачи иска в суд

      Исковое заявление о взыскании недоимки по налогам, пеней и штрафа с организаций налоговый орган подает в арбитражный суд. Иск может быть подан в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговый орган выносил решение о взыскании налоговых платежей за счет имущества организации, и в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования в остальных случаях. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

      Примечание. Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или в таком требовании пропущен указанный срок уплаты (ч. 2 ст. 213 АПК РФ).

      Требования к исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, подаваемому в арбитражный суд, установлены ст. 214 АПК РФ. Так, в нем обязательно указывается:

      • наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
      • нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие внесение платежа;
      • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

      Взыскание налоговых платежей через банк

      При представлении налоговым органом исполнительного листа в банк на основании данного документа производится взыскание денежных средств со счетов должника в доход бюджета. Расчетные документы на перечисление взыскиваемых сумм налоговый орган не представляет. В этом случае денежные средства со счета организации перечисляются на счет, который налоговый орган указал при представлении исполнительного документа. Банк, обслуживающий организацию-должника, обязан исполнить содержащиеся в исполнительном листе требования о взыскании денежных средств в течение трех дней со дня получения исполнительного документа от налогового органа. Если денежных средств, имеющихся на счетах организации, недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном листе требований, банк перечисляет в доход бюджета имеющиеся средства и продолжает дальнейшее взыскание налоговых платежей по мере поступления денежных средств на счет или счета организации-должника до исполнения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительном документе. Исполнительный лист считается исполненным после перечисления в доход бюджета всех налоговых платежей.

      Пример 1. У ЗАО «Полюс» имеется недоимка по налогу на прибыль в сумме 271 620 руб., которая образовалась в связи с неуплатой налога, подлежащего перечислению в бюджет на основании налоговой декларации за 2009 г. В июле 2010 г. налоговая инспекция выявила недоимку и направила организации требование об уплате налога в размере 271 620 руб. и пеней в сумме 1867 руб. Требование налогоплательщик должен был исполнить до 5 августа 2010 г. Однако ЗАО «Полюс» задолженность не погасило.

      Налоговая инспекция в двухмесячный срок после истечения срока исполнения требования не приняла решение о погашении задолженности по платежам путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации, поэтому в октябре 2010 г. обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с ЗАО «Полюс» суммы налога и пеней, причитающихся к уплате в бюджет.

      Суд удовлетворил требования налоговой инспекции в полном объеме. Решение принято 10 декабря 2010 г., а вступило в силу 11 января 2011 г. После вступления решения в силу суд направил налоговой инспекции исполнительный лист о принудительном взыскании с ЗАО «Полюс» налога на прибыль в размере 271 620 руб. и пеней в сумме 1867 руб. Исполнительный лист получен налоговой инспекцией 13 января 2011 г.

      Налоговая инспекция 17 января 2011 г. представила исполнительный лист в банк, в котором у организации открыты расчетные счета. В течение трех дней со дня получения этого документа банк, обслуживающий ЗАО «Полюс», перечислил в бюджет со счета клиента суммы, указанные в исполнительном листе.

      Решение о взыскании налога

      Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

      ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.

      Вручить или направить решение о взыскании налогоплательщику ИФНС должна в течение 6 рабочих дней со дня его вынесения.
      Одновременно с решением о взыскании долга по налогам налоговики могут вынести решение о приостановлении операций по счету, а если денег на счетах нет, то и арестовать имущество налогоплательщика.

      Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

      В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

      Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

      Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

      Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

      Отмена судебного приказа о взыскании налога

      Налоги, пени за просрочку, а также штрафы за неуплату относятся к обязательным платежам, следовательно, могут выть взысканы налоговым органом в порядке приказного производства. Упрощенный порядок означает, что налоговая инспекция направит в суд документы по месту жительства или нахождения должника, подтверждающие задолженность, а суд, в течение пяти дней, вынесет приказ о взыскании налоговой задолженности без проведения судебного разбирательства.

      Копия судебного приказа направляется должнику в течение трех дней. У должника, после получения судебного приказа, есть право направить в суд возражения на вынесенный судебный акт. Срок для направления суду возражения составляет 20 дней с момента отправки судом приказа. Указанный срок может быть восстановлен при наличии уважительной причины (приказ доставлен почтой после истечения двадцатидневного срока на предоставление возражения, не направлен по месту жительства и т.д.).

      Для отмены судебного приказа не требуется особо изложения аргументированной позиции, достаточно только заявить свое несогласие. После отмены судебного приказа налоговая инспекция сможет взыскать задолженность только в судебном порядке.

      Читайте также:  Размеры пандуса для инвалидной коляски ГОСТ

      Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

      Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

      Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

      • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
      • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

      Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

      Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

      Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

      • 2018 год – налоговый период;
      • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
      • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
      • 2020 год – первый год;
      • 2021 год – второй год;
      • 2022 год – третий год;
      • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

      Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

      Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

      • уплата суммы задолженности;
      • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
      • смерть физического лица;
      • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

      Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

      Что представляет собой судебный приказ?

      ​Под судебным приказом понимается принятое в порядке приказного судопроизводства постановление, в соответствии с которым то или иное управомоченное лицо (например, государственный орган — такой как Налоговая служба) получает законное право взыскать с должника (например, гражданина или организации) ту или иную денежную сумму в соответствии с законом или договором. В случае, если управомоченное лицо — Налоговая служба, то речь пойдет о взыскании с гражданина или организации неуплаченного налога. При этом, будут применяться положения законодательства РФ об административном судопроизводстве.

      Приказное судопроизводство характеризуется:

      • достаточно быстрым рассмотрением иска судом;
      • рассмотрением дела без участия истца (управомоченной стороны, кредитора) и ответчика (обязанной стороны, должника);
      • вынесением постановления при наличии неоспоримых доказательств того, что ответчик чем-то обязан перед истцом (исходя из договора или положений законодательства — как в случае с налогами).

      Во многих случаях взыскание долга (в рассматриваемом сценарии — налога) на практике осуществляет Служба судебных приставов. Судебный приказ — тот документ, на основании которого будут действовать приставы.

      Принципы налогообложения

      Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

      Налогообложение делится на четыре принципа, которые направлены на эффективное взаимоотношение между налогооборотом в стране. Они помогают работать системе налогообложения без сбоев, поддерживать правила и критерии, необходимые для отбора пошлины.

      • Принцип справедливости. Заключается в том, чтобы распределить налоги по всем платежеспособным гражданам равномерно и одинаково, соответственно их доходу.
      • Принцип определенности. Все нюансы оплаты налогов должны быть определенными: точная сумма, время, место, где должна производиться оплата, способ оплаты должны быть известны плательщику заранее.
      • Принцип удобства. Все вышеперечисленные пункты должны быть максимально удобны для плательщика. Это повышает эффективность и скорость оплаты и обработки налогообложений.
      • Принцип экономии. Включает в себя аспект уменьшения затрат, которые были совершены для сборов.

      Взыскание задолженности по налогам производится на основании Налогового кодекса Российской Федерации (статья 46). Процесс изъятия денежных средств, согласно закону, может производиться принудительно, что отражается в пункте 1.10 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

      Также может потребоваться судебное разбирательство для возврата задолженности. Тогда процесс рассматривается в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      В пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса отмечается необходимость направления требований об оплате задолженности в течение трех месяцев. Лицу или организации дается восемь рабочих дней после получения требования на погашение долга. Также налоговики оставляют за собой право продлевать данный срок в индивидуальном порядке. Меры прописываются в 4 абзаце п.4 ст.69 и п.6 ст. 61 Налогового кодекса РФ.

      Согласно приказу Федеральной налоговой службы России (№ ММВ-7-8/662 от 3.10.2012) разработана форма решения о взыскании налога без привлечения судебных органов. Оно должно готовиться в течение 60 месяцев . По истечении этого срока решить вопрос с взысканием можно только с помощью суда.

      Последовательность взыскания задолженности по налогам

      Процесс взыскания задолженности по налогам проводится в несколько этапов. Длительность его зависит от желания налогоплательщика выполнять свои обязательства и идти на уступки.

      Если налоговая служба обнаружит задолженность у лица или организации, то инспектор готовит требование об уплате налога. Документ направляется в течение трех месяцев с того момента, когда будет выявлена задолженность. Лицу на оплату отводится не более 10 дней после получения документа.

      При игнорировании налогового требования будет выноситься решение о взыскании задолженности. Оно готовится в течение 60 дней после того, как истечет срок возможности погашения долга согласно требованиям.

      Если налоговая служба пропустила время для подготовки решения, то на протяжении полугода можно обратиться в суд для взыскания долга.

      Когда мировой судья принимает решение в пользу налоговой инспекции, то в банковскую организацию, в которой имеется счет налогоплательщика, направляется распоряжение. Денежные средства должны быть списаны со счетов клиента в качестве оплаты задолженности не позднее суток после получения документа.

      Если средств не хватает, они должны списываться постепенно по мере того, как деньги будут приходить на счет. Стоит помнить, что пока налоги не будут взысканы, счета будут заморожены.

      Если денег не достаточно для погашения задолженности, то может быть принято имущество в счет уплаты долга. В этом случае накладывается арест на него, что предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 77).


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *