Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращения исполнительного производства отмена судебного приказа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.
Как указывалось выше, проблем с отменой не возникнет, если должник уложился с подачей возражений в 10-тидневный срок. Однако если о наличии документа гражданин узнал спустя продолжительный период времени, либо вообще после удержаний в исполнительном производстве, ему придется восстанавливать срок на отмену. Для этого нужно:
- получить документ, подтверждающий дату вручения приказа, либо момент, когда должник узнал о его наличии (например, можно представить постановление пристава о возбуждении производства);
- оформить письменные возражения и заявление о восстановлении срока на их подачу;
- направить документы мировому судье, выдавшему приказ.
Обжалование определения об отмене судебного приказа
Взыскатель может подать жалобу на определение об отмене приказа. В этом случае обжалование также проходит через районный суд. В тексте жалобы взыскатель может указать, что должник знал о вынесении приказа, но не воспользовался правом на подачу возражений в 10-тидневный срок. Также можно представить пояснения о неуважительности причин для восстановления срока.
Если приказ отменен, а жалоба осталась без удовлетворения, взыскатель может подать исковое заявление по общим правилам ГПК РФ. Иск подается мировому судье или в районный суд (в зависимости от цены иска и сути требований). О месте и времени рассмотрения иска стороны будут уведомлены заранее, а вынести решение суд может только после проведения заседаний, заслушивания истца и ответчика, изучения материалов дела.
После удовлетворения иска, взыскателю нужно дождаться вступления решения в силу, получить исполнительный лист. На основании этих документов пристав сможет возбудить исполнительное производство.
Основания для прекращения исполнительного производства
В Гражданско-правовом кодексе Российской Федерации все причины, по которым могут быть прекращены исполпроизводства, разделены на несколько категорий.
В первую входят основания, при которых Сторона ответчика выбыла и не может быть заменена. Например, этот параграф закона применяется, если должник скоропостижно скончался. Чаще всего, долг, а соответственно, и исполнительное производство, переходят наследнику согласно правопреемству. Однако бывают ситуации, когда это невозможно: наследников нет или обязанности не могут быть реализованы приставами. В этом случае, дело полностью закрывается по решению суда.
Кроме того, исполпроизводство может прекратить сам пристав, если одна из сторон исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вторая категория причин для прекращения работы приставов – это истечение срока действия документов. В этом случае, специалисты прекращают исполнительное производство, если сам лист уже недействителен или был отменен в суде, так же, как и судебный акт, на основании которого возбуждено взыскание долгов с гражданина.
Сюда же относятся следующие причины:
- Суд прекратил действие исполнительного листа.
- Суд прекратил взыскания по делу об административном правонарушении.
Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание
В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.
Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).
Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.
То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).
Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.
При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.
Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.
Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.
Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.
В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.
Порядок прекращения исполнительного производства
- Подача заявления. Для прекращения производства в судебном порядке в случаях, установленных законом, необходимо подготовить и подать заявление в суд. С соответствующим заявлением может обратиться сторона производства или сам пристав.
- Рассмотрение обращения. После получения судом заявления о прекращении производства, оно должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Стороны и пристав вправе участвовать в разрешении соответствующего вопроса судом; о дате рассмотрения они должны быть уведомлены судом.
- Решение суда. По результатам рассмотрения заявления суд вынесет определение, прекратив производство, если к этому будут иметься основания, либо отказав в прекращении производства.
ВАЖНО: вынесенное судом определение может быть обжаловано.
Пристав вправе прекратить производство по определенным в законе основаниям.
- Судебный пристав может самостоятельно прекратить производство либо на основании заявления, например, взыскателя.
- В течение 3-х дней после получения заявления пристав должен прекратить производство по исполнительному документу, путем вынесения соответствующего постановления. При этом указанное постановление должно быть утверждено страшим судебным приставом или его замом.
- В случае получения приставом судебного акта о прекращении производства, пристав обязан его исполнить немедленно после получения.
Основания прекращения исполнительного производства
Перечень обстоятельств, на основании которых исполнительное производство прекращается, установлены в ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
1. Исполнительное производство прекращается в судебном порядке в случаях:
- смерти взыскателя либо должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
- утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
- отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
- иные случаи.
При наличии каких оснований оканчивается исполнительное производство?
Окончание исполнительного производства (ИП) — это регламентированная законом процедура: просто так прекратить ИП нельзя, даже если должник исполнил все свои обязательства. Для того чтобы производство могло считаться оконченным, пристав должен оформить специальное постановление и совершить некоторые другие процессуальные действия. Но прежде чем разобраться, как происходит окончание исполнительного производства, нужно выяснить, когда оно может быть окончено. К числу оснований закон относит:
- выполнение должником требований, которые содержались в исполнительном документе (ИД);
- возвращение исполнительного документа судебному органу или взыскателю (по требованию взыскателя или судебного органа, а также по ряду других причин);
- истечение срока, предусмотренного для исполнения документа;
- банкротство должника;
- ликвидацию компании, которая выступает в качестве должника.
По каким основаниям можно прекратить ИП
Отменить ИП можно в судебном порядке или по решению судебных приставов по причинам, указанным в ст. 43 ФЗ-229.
При этом исполнительное производство могут возобновить, если обстоятельства, которые раньше послужили причиной его прекращения, изменились. Также возобновить дело у приставов можно, если взыскатель подаст соответствующее заявление.
Основания для прекращения производства СПИ:
- суд принял акт о прекращении исполнения своего же постановления;
- суд принял отказ заявителя о взыскании;
- в суде утверждено мировое соглашение или соглашение о том, что стороны примирились;
- сторона по делу отменила судебный акт, на основании которого выдавался исполнительный документ;
- отменился или признан недействительным исполнительный документ, по которому возбуждали дело;
- юр. лицо исключено из ЕГРЮЛ;
- задолженность по документу признана безнадежной;
- прекращены алиментные обязательства по некоторым из оснований, зафиксированных в ст. 120 СК РФ;
- закончились обязательства физ. лица, являющегося заемщиком, перед кредитором.
Основания для закрытия производства
Исполнительные документы существуют для обеспечения судебных исков (как правило, в интересах кредиторов). В случае добровольного неисполнения решения суда установлены жесткие законодательные нормы: в определенный момент времени в игру вступают судебные приставы.
ФССП возбуждает дела не только для истребования денежных обязательств, но и для восстановления имущественных прав на недвижимость, в процессе исковых разбирательств или для возврата собственности. Исполнительное производство инициируется на основании судебного решения, судебного приказа и нотариальной надписи.
Закрыть производство можно по вердикту либо суда, либо судебного пристава. Сотрудник ФССП принимает решение самостоятельно или по заявлениям сторон, а суд прекращает производство на основании заявлений (одной из сторон или того же пристава).
Форма заявления установлена Приказом ФССП.
Основания для прекращения ИП по суду
Часть 1 определяет основания для прекращения исполнительного производства, которые предусматривает принятие судебного решения о прекращении ИП.
Вот некоторые из них:
- Подтвержденная смерть либо признание безвестно пропавшим или умершим взыскателя (либо должника), если нет правопреемников, через которых может быть реализовано ИП.
- Утрата реальной возможности исполнить требования, которые указаны в исполнительном документе. Например , исполнительный документ предусматривает снос незаконно возведенного строения. Но такие действия могут в конкретном случае вызвать осов или локальный оползень грунта. Апелляционный суд вполне может удовлетворить заявление должника о прекращении ИП.
- Ситуации, когда лицо, выступающее взыскателем, по каким-либо причинам отказывается получать вещь, изъятую в его пользу у должника. При этом в исполнительном документе прописано требование о передачи этой вещи взыскателю. Например, отказ в получении изъятого у должника автотранспортного средства.
Эта же часть предусматривает прекращение ИП в судебном порядке на основании соответствующих федеральных законов.
Отличие окончания исполнительного производства от прекращения
Окончание производства по делу о взыскании долга является завершением производства, обусловленное осуществлением предписаний исполнительного документа и имеет следующие характерные признаки:
- окончание является исключительной прерогативой пристава-исполнителя;
- процедура допускается в тех случаях, которые предусмотрены законом.
Перечень оснований, по которым осуществляется окончания производства по делу о взыскании, является исчерпывающим. Выделяется три основных направления:
- окончание производства в связи с фактическим исполнением документа – пункты 1,2 части 1 статьи 47 ФЗ об исполнительном производстве;
- возвращение исполнительного листа в соответствии со статьей 46, пунктами 3-4 части 1 статьи 47 ФЗ:
- по заявлению взыскателя;
- когда нет возможности установить местонахождение должника и его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и ценностей, за исключением случаев, когда закон предусматривает розыск должника и его имущества;
- когда невозможно исполнить обязывающий должника совершить действия или воздержаться от действий, исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;
- если должник не имеет имущества, на которое можно обратить взыскание, и все принятые приставом меры по отысканию его имущества оказались безрезультативными;
- в случае, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, которое не было реализовано в принудительном порядке;
- когда взыскатель своими действиями препятствует исполнению документа;
- если должник, не уплативший административный штраф, является гражданином другого государства или лицом без гражданства и на основании судебного решения выдворен за пределы РФ;
- окончание производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6-9 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве:
- при признании должника банкротом и направлении исполнительного документа арбитражному управляющему;
- при ликвидации должника-организации и направления исполнительного листа в ликвидационную комиссию;
- при направлении копии исполнительного листа в организацию для удержания периодических платежей;
- при истечении срока давности исполнения судебного акта или акта другого органа по делу об административном правонарушении, независимо от факта исполнения этого документа.
Какие последствия остановки исполнительного производства?
В постановлении об остановке исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются взыскателю, должнику, в суд, а также в организации, исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Исполнительный лист – документ, выдаваемый судом и передаваемый в службу судебных приставов (ФССП). В нем содержится информация об участниках процесса, сумма долга (например, задолженность кредитору или по алиментам), дата вынесения решения и его вступления в законную силу.
Взыскатель имеет право инициировать приостановление процесса, подав заявление на отзыв ИЛ. Происходит это чаще всего по причине заключения добровольного соглашения о выплате задолженности. Нормативные документы, регулирующие процедуру отзыва:
- Федеральный Закон N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
- Статья 327 АПК РФ «Приостановление, возобновление и прекращение исполнительного производства» (для арбитражных дел).
- Раздел VII ГПК РФ «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов».
Важно различать отзыв листа по инициативе взыскателя и приостановку или прекращение производства. В последнем случае причиной для возврата исполнительного листа может являться недееспособность должника, невозможность исполнять обязательства по объективным причинам (в связи с его призывом в армию, болезнью, арестом, банкротством ООО или ИП исполнителя и пр.).
Помимо обращения взыскателя, отзыв исполнительного документа может происходить в следующих случаях:
- вынесение определения суда о возврате листа, составленного с ошибками, либо по ничтожному акту;
- обращение арбитражного управляющего, который рассматривает требования кредиторов в рамках конкурсного производства;
- аннулирование надписи нотариуса на договоре.
Сроки отмены исполнительного производства
Лицо, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, вправе обратиться с заявлением о его отмене тогда, когда ему станет известно о существовании данного документа, а также при наличии определенных обстоятельств, необходимых для совершения данного действия, например:
- Когда постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику посредством почтовой связи и не было им получено в установленный законом срок, документ вступает в законную силу в течение 10 дней с момента возвращения почтового уведомления в орган, его направивший. В этом случае должник вправе обратиться в органы исполнительной власти с заявлением отменить исполнительное производство тогда, когда ему станет известно о проводящихся в отношении него мер по взысканию фиксированной суммы долга.
- В случае если постановление было возбуждено на основании какого-либо судебного документа (судебный приказ, заочное решение, приговор либо административное постановление), который был впоследствии аннулирован ввиду вновь открывшихся обстоятельств, то его отмена происходит непосредственно после вынесения судом определения об отмене судебного акта при обращении должника в органы исполнительной власти с заявлением соответствующего характера.
После отмены исполнительного производства в отношении какого-либо физического или юридического лица также отменяются все меры по взысканию фиксированной денежной суммы, примененные ранее по отношению к должнику. После осуществления всех необходимых процедур исполнительное производство передается на хранение в архив и не подлежит повторному возбуждению.
Статья 43. прекращение исполнительного производства
ФЗ № 229 взыскания прекращаются в случае:
- фактической выплаты долга;
- ликвидации организации, признанной должником;
- признания займополучателя несостоятельным;
- направления исполнительных документов на предприятие, где работает ответчик для удержания средств.
Прекращение исполнительного производства по алиментам Для окончания выплат по алиментным обязательствам необходимы веские основания, таковыми могут стать:
- Смерть плательщика или человека, которому предназначаются выплаты.
- Достижение ребенком совершеннолетия.
- Усыновление ребенка.
Помимо этих трех, есть другие, дополнительное основание, вытекающее из алиментных соглашений, а именно: окончание срока обязательств по алиментам. Дело может быть также остановлено судебным приставом по причине не установления места фактического пребывания алиментоплательщика.
Сроки отмены исполнительного производства Лицо, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, вправе обратиться с заявлением о его отмене тогда, когда ему станет известно о существовании данного документа, а также при наличии определенных обстоятельств, необходимых для совершения данного действия, например:
- Когда постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику посредством почтовой связи и не было им получено в установленный законом срок, документ вступает в законную силу в течение 10 дней с момента возвращения почтового уведомления в орган, его направивший.