Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что является налогооблагаемой базой для каждой из групп транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).
То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.
Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).
Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).
Инструкция, как рассчитать транспортный налог
Транспортный налог рассчитывается по формуле:
ТН = НБ х НС, где:
- НБ – налоговая база
- НС – налоговая ставка, актуальная на момент уплаты
Формула усложняется, если компания:
- вносит авансовые платежи
- хочет воспользоваться налоговыми льготами
- применяет разные коэффициенты
Если совпадают все три условия, указанные выше, расчёт выглядит так:
ТН = НБ х НС х Кв х Кп — НЛ — АП, где:
- Кв – коэффициент владения ТС
- Кп – повышающий коэффициент
- АП – авансовые платежи
- НЛ – льготы, на которые имеет право плательщик
Это полная формула, но она может меняться в зависимости от ситуации.
Отечественные принципы начисления налоговой базы
В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.
- Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
- Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
- Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
- Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
- Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
- индивидуальные предприниматели;
- организации;
- налоговые агенты.
- Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).
Кто является плательщиком транспортного налога?
Как уже было отмечено выше, плательщиками транспортного налога являются собственники различных наземных, воздушных и водных средств передвижения.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по данному виду перечислений в бюджет являются лица, на которых официально зарегистрировано то или иное транспортное средство. К примеру, если машиной управляет одно лицо, однако по документам владельцем является совсем другой гражданин, платить налог будет именно последний.
ВНИМАНИЕ! При продаже автомобиля, данные о новом владельце поступают в налоговый орган в течение 10 дней. С этого момента платить налог должен будет покупатель машины.
В качестве лиц, обязанных вносить транспортный налог, могут выступать как обычные граждане, так и организации. Однако для последней категории налогоплательщиков предусмотрен отдельный порядок, условия и сроки внесения такого платежа.
Льготы по транспортному налогу
Стоит отметить, что на федеральном уровне какие-либо льготы по транспортному налогу законом не предусмотрены.
Однако определенные послабления вправе устанавливать государственные органы субъектов РФ. Причем в каждом регионе они могут отличаться.
Для примера можно рассмотреть льготы по транспортному налогу, действующие в некоторых регионах России:
- В Москве от уплаты данного вида налога освобождены такие категории налогоплательщиков, как (закон г. Москвы от 09.07.2008 года № 33):
- Герои СССР и РФ, имеющие орден Славы;
- ветераны ВОВ;
- инвалиды (1 и 2 группа);
- семьи, где есть ребенок-инвалид (льготу получает один из родителей);
- другие категории лиц.
- Свердловская область – в соответствии с законом Свердловской области от 29.11.2002 года № 43-ОЗ от уплаты транспортного налога освобождены:
- пенсионеры;
- инвалиды;
- многодетные семьи (льготу получает один из родителей) и др.
Объект налогообложения, налоговая база транспортного налога
В ст. 358 НК РФ раскрыто понятие объекта для взимания транспортного налога, это:
-
автомобили (за исключением маломощных машин, оборудованных для инвалидов);
-
мотоциклы и мотороллеры;
-
автобусы;
-
самоходные виды транспорта, в том числе на гусеничном ходу;
-
авиатранспорт;
-
водный транспорт;
-
мотосани и снегоходы.
Транспорт, не признаваемый объектом налогообложения, перечислен в п. 2 ст. 358 НК РФ, в т.ч. это:
-
весельные лодки и «моторки» с двигателем не более 5 л.с.,
-
спецавтомобили для инвалидов, и авто до 100 л.с., приобретенные через органы Соцзащиты,
-
промысловые суда (речные, морские),
-
транспорт сельхозпроизводителей, используемый ими для производства сельхозпродукции (тракторы, комбайны, молоковозы и т.п.),
-
авиатранспорт санавиации и медслужбы,
-
транспорт в угоне,
-
другие виды транспорта, перечисленные в списке п. 2 ст. 358 НК РФ.
Как определить налоговую базу по транспортному налогу – примеры
К примеру, на организацию зарегистрирован легковой автомобиль, мощность которого по техпаспорту составляет 130 кВт. Для расчета ТН необходимо перевести показатель в лошадиные силы: 130 х 1,35962 = 176,75 л. с. Результат округляется до второго значения после запятой. Затем уточнить ставку налога в нужном регионе и произвести вычисления.
Если предприятие владеет воздушным ТС, предположим, самолетом, для расчета налога требуется взять за налоговую базу тягу реактивного двигателя. Значение приведено в техпаспорте на объект. Если же техническая документация не содержит данные о мощности, поскольку у объекта нет двигателя, а значит, валовой вместимости, за НБ берется единица ТС.
Нередко предприятия в течение календарного года продают и/или приобретают новые объекты. Как в этой ситуации меняется расчет ТН? В соответствии с п. 3 стат. 362 НК при этом требуется применять специальный коэффициент владения, определяемый путем деления месяцев фактического использования ТС (согласно регистрационным правам) на 12. Предположим, юрлицо реализовало в июне (12.06) один из принадлежащих ему л/авто. Согласно правилам расчета июнь уже не включается в вычисления, поскольку снятие с учета произошло до 15-го числа. Значит, налог нужно начислить за январь-май 2017 г. Если же права на авто передаются после 15-го числа, такой месяц должен быть исключен из времени фактического владения транспортом. Документальным подтверждением выступают свидетельства о регистрации объекта или снятии с учета.
Такой формальный подход к начислению транспортного налога согласуется с позицией высших арбитров, озвученной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09‑151‑457. В данном постановлении сделан следующий вывод: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).
Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013).
Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.
Методы учета налоговой базы
В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п.
При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств.
Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.
Транспортный налог служит источником образования дорожных фондов и является региональным налогом. Дорожные фонды созданы для поддержания качества автодорог России, для строительства новых дорог и сооружений. Сумма налога впрямую зависит от грузоподъемности автотранспортного средства.
Устанавливается главой 28 Налогового Кодекса и законами субъектов РФ и законом по Рязанской области о транспортном налоге на территории Рязанской области, принятый Рязанской областной Думой 11 ноября 2002 года (в ред. от 28.10.2010). Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты. Также могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования.
Расчет базы транспортного налога.
Далее мы рассмотрим, как же производят расчет базы по налогу. Так как данная база заявлена производителями и указана в технических документах, то автопользователю следует просто найти нужный показатель в документах и перенести в декларацию.
База транспортного налога согласно технической документации или законодательных актов:
1) для автомобиля, автобуса, мотоцикла, грузовика, снегоходов или другого транспортного средства оснащенного двигателем — это мощность мотора указанная в техническом паспорте (выражается в л.с.);
2) для самолета, вертолета или другого транспортного средства оснащенного воздушно-реактивным двигателем — это изометрическая тяга в режиме взлета, или сумма нескольких тяг, указанных в технических документах (выражается в кгс);
3) для водных транспортных средств, не оснащенных двигателем и перемещающихся на буксире — это валовая вместимость (выражается в рег. тоннах);
4) для других, не классифицируемых воздушных транспортных средств и водных транспортных средств — средства передвижения целиком.
Существует коэффициент для перевода мощности транспортного средства из кВт в л.с, если такова указана в техдокументах. Не оплачивают налог владельцы весельных лодок, моторных лодок с двигателем мощностью не более 5 л.с., автомобили, оборудованные под управление инвалидами и автомобили с мощностью двигателя не более 100 л.с., приобретенные через органы соцзащиты населения.
Предприятие отражает базу транспортного налога, по каждому транспортному средству, зарегистрированному на предприятии отдельно в разделе 2 налоговой декларации, складываются только конечные суммы.
Теоретически, транспортный налог считается одним из наиболее простых налогов, но, несмотря на кажущуюся простоту знать одну лишь транспортную базу маловато. Для этого нужны установленные законами налоговые ставки. Допускается дифференциация ставок по отношению к каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет, прошедших с момента выпуска средства или их экологического класса. Ставки также могут отличаться в зависимости от количества транспортных средств у автовладельца. А в 2015 году рассчитывая транспортный налог на средства класса «люкс» использовался повышающий коэффициент к налоговой базе. Данные классы (категории) устанавливаются Минпромторгом.
Зная базу и соответствующую ставку можно рассчитать транспортный налог, для этого достаточно их перемножить. В случае если средство продали и сняли с учета в течении налогового года, полученную сумму налога необходимо умножить на поправочный коэффициент.
Поправочный коэффициент = количество месяцев, на протяжении которых транспорт находился на учете / 12 месяцев.
Коэффициент будет аналогичный, если автомобиль не продали, а купили и поставили на учет. Полученный коэффициент тоже необходимо перемножить с суммой налога.
Во многих регионах установлены налоговые льготы для предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, для бюджетных организаций, для учреждений здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт автомобильных дорог общего пользования, для инвалидов, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами, для пенсионеров, и т. д.
Налоговую льготу также перемножают с полученной суммой налога.
Если транспортные средства не эксплуатируются или эксплуатируются несколько месяцев в году, то налог уплачивается за весь налоговый период. Только снятие с учета позволит не платить налог по таким ТС.
Во второй раздел бланка налоговой декларации вносятся все полученные вычисления, с учетом повышающего коэффициента или налоговой льготы (в случае их необходимости). После этого расчеты по каждому виду транспортных средств суммируют и заносят в первый раздел. Сумма фактически оплаченных авансовых отчислений также указывается в первом разделе.
За умышленное занижение базы транспортного налога или подделку технической документации юридическое лицо несет уголовную ответственность. Поэтому необходимо тщательно заполнять декларацию и сверять все значения с данными технических паспортов.
Закон о транспортном налоге.
Объект налогообложения
Все ли транспортные средства являются объектом обложения транспортным налогом?
Пунктом 1 ст. 358 НК РФ относятся к объектам налогообложения автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Все перечисленные группы транспортных средств являются объектом обложения транспортным налогом в случае их регистрации в установленном порядке.
После установления наличия транспортных средств по данным бюджетного учета, то есть их наличия на балансе учреждения, следующий шаг проверки — установление факта их регистрации. Для этого необходимо исследовать такие документы, как паспорт ТС и свидетельство о регистрации ТС. В случае отсутствия документов или сомнения в их достоверности можно направить запрос в органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, перечень которых дан в п. п. 34 — 37 Методических рекомендаций.
Так, государственную регистрацию наземных транспортных средств на территории России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» осуществляют (Письмо ФНС России от 06.07.2007 N 18-0-09/0204):
- в отношении автомобилей легковых и грузовых, автобусов и мотоциклов и иных автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, — подразделения ГИБДД;
- в отношении самоходных ТС, снегоходов, мотосаней и иных ТС, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, — органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники в РФ.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
В соответствии с действующим Налоговым Кодексом налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Следует обратить внимание на то, что в части установления налогового периода, транспортный налог перестает быть региональным, т.к. Налоговый Кодекс запрещает законодательным органам субъектов Российской Федерации, самостоятельно устанавливать налоговый период4.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу5.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Соответственно и уплата налога, физическими лицами, производится не более чем за три налоговых периода или три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.