Назначение судебно психиатрической экспертизы на предварительном следствии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назначение судебно психиатрической экспертизы на предварительном следствии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При назначении СПЭ на разрешение экспертов ставятся вопросы, позволяющие выяснить характер и степень психического расстройства во время совершения предусмотренного уголовным законом общественно-опасного деяния, в ходе предварительного расследования или рассмотрения дела судом, установить, могло ли лицо в указанные периоды осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Исследование и оценка заключения эксперта

В постановлении № 28 Пленум обратил внимание судов на то, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ доказательствами по делу являются заключение и показания эксперта, которые, как и все доказательства (ст. 240 УПК РФ), подлежат непосредственному исследованию в судебном заседании (за исключением особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного разделом X УПК РФ).

При оценке судом заключения эксперта, как указано в постановлении № 28, следует иметь в виду, что оно не имеет заранее установленной силы, не обладает преимуществом перед другими доказательствами и оценивается по общим правилам в совокупности с другими доказательствами. Одновременно нужно учитывать квалификацию эксперта, выяснять, были ли ему представлены достаточные материалы и надлежащие объекты исследования.

Суду надлежит указать, к каким выводам пришел эксперт в результате исследования, а не ограничиваться лишь ссылкой в приговоре на его заключение. Это правило, по нашему мнению, должно относиться не только к приговорам, но и к иным итоговым судебным решениям, в частности о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

Суд апелляционной инстанции вправе назначить судебную экспертизу, в т. ч. дополнительную и повторную. В суде кассационной инстанции непосредственно исследуется заключение эксперта, а в надзорной инстанции проверяется законность и обоснованность судебного решения на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

При наличии сомнений в заключении эксперта, выводы которого повлияли или могли повлиять на правильное разрешение судом вопросов, указанных в ч. 1 ст. 299 УПК РФ, суд в кассационном, а также в надзорном порядке вправе отменить приговор и направить дело на новое судебное разбирательство.

Вопрос о надлежащем исследовании и оценке экспертных заключений более чем актуален вследствие весьма сомнительного качества заключений СПЭ. Так, свыше половины должностей судебно-психиатрических экспертов заняты совместителями. Только в 10 субъектах РФ СПЭ проводят квалифицированные эксперты, для которых экспертная деятельность – основная. В четверти территорий отсутствуют возможности всестороннего стационарного обследования подэкспертных. Многие экспертные отделения недоукомплектованы кадрами.

Экспертная статистика демонстрирует отсутствие единых научно-методических подходов в экспертно-диагностических вопросах, что нарушает требования ч. 6 ст. 11 ФЗ № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Это отражается на характере экспертных выводов по уголовным делам. По мнению специалистов Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, такая статистика не случайна, она свидетельствуют о сложившихся критериях для направления на СПЭ, а также об «установках» экспертов по вопросам диагностики психических расстройств.

Очень неоднороден и нозологический состав подэкспертных в зависимости от территории. Одной из причин такой ситуации принято считать недостаточное единообразие критериев диагностики психической патологии в регионах РФ. Например, удельный вес подэкспертных с выявленными органическими психическими расстройствами в Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Астраханской области составляет более 45%, в то время как в Мурманской, Кировской, Иркутской, Сахалинской областях – менее 10%.

Разнобой наблюдается и в экспертных оценках вменяемости лица. Почти в половине субъектов РФ невменяемыми признаются 6–10% прошедших СПЭ. В Ленинградской области, например, этот показатель составляет 2,9%. В пяти регионах невменяемыми признаются более 16% подэкспертных. В восьми регионах все больные шизофренией признаются невменяемыми, а например, в Краснодарском крае – только половина. Еще в восьми регионах лица с умственной отсталостью признаются невменяемыми в 5% случаев, а в частности в Томской области – 70%, в Архангельской – свыше 80%. В 28 регионах РФ эксперты в 100% случаев рекомендуют в отношении лиц, признанных невменяемыми, применение принудительного лечения. Эксперты Республики Алтай предлагают данную меру лишь в 15% случаев.

Всё вышеизложенное говорит о низком качестве экспертных заключений, которое способствует вынесению необоснованных судебных приговоров. Для того чтобы избежать подобного суду следует проводить исследование заключений экспертов в уголовном судопроизводстве на основе состязательности сторон, подвергать СПЭ критическому анализу и не принимать выводы экспертов «на веру».

Стадии судебно-психиатрической экспертизы

Работа специалистов состоит из нескольких взаимосвязанных частей, обеспечивающих результативность проведённой работы.

  1. Изучение предоставленных материалов и вопросов, на которые нужно найти ответы.
  2. Определение метода исследования, учитывая специфику психики конкретного человека и совершённого деяния.
  3. Проведение необходимых процедур с конкретным лицом, беседа, проверка рефлексов и реакций на различные факторы и раздражители.
  4. Обобщение полученных результатов, устранение сомнений путём проведения совместных бесед между участниками комиссии.
  5. Работа со специальной литературой, научными статьями.
  6. Составление итогового заключения, которое будет являться одним из основных доказательств по делу.

Комментарии к ст. 283 ГПК РФ

1. Лицам, страдающим психиатрическими расстройствами, которые подвергаются экспертным исследованиям, гарантируется уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства, социальная и правовая помощь, судебная защита, прокурорский надзор, помощь адвоката для обеспечения их прав и законных интересов.

2. Согласно ст. 28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» несовершеннолетний в возрасте до 15 лет помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его родителей или иного законного представителя. Лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя помещение несовершеннолетнего в психиатрический стационар проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд.

3. Полученное согласие на госпитализацию оформляется записью в медицинской документации за подписью лица или его законного представителя и врача-психиатра.

4. Судебно-психиатрическая экспертиза может быть амбулаторной и стационарной. Производство амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы урегулировано Положением об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии . В названном нормативно-правовом акте указано следующее.

———————————

См.: Положение об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии. Утверждено Минздравом СССР 5 декабря 1985 года N 06-14/30. [Электронный ресурс]. М., 2000.

5. Общий срок производства амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 20 дней с момента поступления в комиссию определения о назначении экспертизы со всеми необходимыми материалами до дня направления акта (заключения) амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы и материалов дела суду. Срок производства экспертизы приостанавливается в случае заявления экспертами письменного ходатайства о представлении дополнительных материалов и возобновляется с момента получения указанных материалов.

6. Если представленные экспертам материалы дела и медицинская документация недостаточны для дачи заключения, эксперты немедленно заявляют письменное ходатайство перед судом о представлении им дополнительных материалов. Если же указанное ходатайство экспертов в течение 30 дней не будет удовлетворено, эксперты в письменной форме сообщают суду о невозможности дать заключение.

7. Если при производстве амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы не представляется возможным дать ответы на поставленные перед экспертами вопросы, то составляется мотивированное заключение о необходимости производства стационарной судебно-психиатрической экспертизы.

8. Результаты экспертных исследований оформляются в виде акта (заключения), подписываемого председателем и всеми членами комиссии. В случае разногласия между экспертами каждый эксперт дает свое заключение отдельно. Каждый эксперт несет личную ответственность за проведенную им экспертизу и за данное им заключение.

9. При производстве судебно-психиатрической экспертизы в суде эксперты, произведя обследование лица, проходящего экспертизу, и исследовав обстоятельства дела, относящиеся к предмету экспертизы, дают свое заключение с ответами на поставленные перед ними вопросы либо указывают на необходимость проведения судебно-психиатрической экспертизы в медицинском учреждении.

10. См. также комментарии к ст. 79 — 87, 150, 168, 187, 281 ГПК РФ.

§1 Организация судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ). Правовые основы назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации.

В Российской Федерации подавляющее большинство СПЭ проводится в государственных учреждениях психиатрического профиля, где судебно-психиатрические функции выполняют судебно-психиатрические экспертные учреждения (далее — СПЭУ) и отделения (далее — СПЭО, отделения). Государственными СПЭУ являются самостоятельные (с правами юридического лица) государственные учреждения, специально предназначенные для производства судебных экспертиз. Совокупность государственных СПЭУ и СПЭО составляет государственную судебно-экс экспертную службу страны.

Читайте также:  Что значит статус объекта“ ранее учтенный в 2023 году?

Для производства стационарной СПЭ при психиатрических учреждениях открываются специализированные судебно-психиатрические стационарные отделения отдельно для лиц, содержащихся под стражей «стражные» отделения), и лиц, не содержащихся под стражей («бесстражные» отделения). В «стражных» отделениях имеется немедицинская служба охраны и обеспечения безопасности и действуют правовые ограничения, которые предусмотрены законодательством о заключении под стражу. Пребывание в этих отделениях лиц, не заключенных под стражу, так же как и арестованных в «бесстражном» отделении, запрещено. Организация «стражных» и «бесстражных» стационарных отделений предусмотрена Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о судебно-экспертной деятельности) (ст. 32 и 33). Лица, не содержащиеся под стражей, направляемые на стационарную СПЭ, потерпевшие и свидетели по уголовным делам, лица, подвергаемые стационарной СПЭ в гражданском судопроизводстве, могут помещаться также в общие (не судебно-экспертные) отделения и палаты того психиатрического учреждения, в котором организована стационарная СПЭ, но при условии, что это существенно не затрудняет производство СПЭ (ч. 1 ст. 32 Закона о судебно-экспертной деятельности).

В отличие от стационарных амбулаторные отделения СПЭ не подразделяются на «стражные» и «бесстражные». Работающие в этих отделениях эксперты проводят экспертизы в отношении всех лиц, которые направлены на амбулаторную экспертизу.

Государственные СПЭУ (отделения) находятся в ведении органов управления здравоохранением субъектов РФ, которые принимают решение об организации или закрытии в психиатрическом учреждении судебно-психиатрического отделения. Организация отделений судебно-психиатрической экспертизы в других ведомствах (Минобороны, МВД России и пр.) действующим законодательством не предусмотрена. Не предусмотрены законом и частные (негосударственные) судебно-психиатрические экспертные учреждения (ч. 5 ст. 11 Закона о судебно-экспертной деятельности).

До 2005 г. в Российской Федерации судебно-психиатрические подразделения были организованы в психиатрических учреждениях муниципальной системы здравоохранения, но с 1 января 2005 г. психиатрические учреждения муниципального уровня упразднены. С тех пор по настоящее время все психиатрические учреждения и судебно-психиатрические экспертные подразделения являются государственными.

Работа СПЭУ организована по зонально-территориальному принципу, согласно которому экспертное учреждение обслуживает органы предварительного следствия или суды на определенной территории (ч. 8 ст. 11 Закона о судебно-экспертной деятельности). Поручение СПЭ другому СПЭУ (отделению), которое не обслуживает правоохранительные органы данной территории, возможно только в порядке исключения при наличии на то объективных причин. Обычно СПЭУ (отделение) обслуживает территорию того субъекта РФ, органы управления здравоохранением которого организовали данное учреждение. СПЭУ, которые обслуживают области, именуются областными. Немногочисленные СПЭУ, которые обслуживают правоохранительные органы более чем одной области, именуются межобластными. Ведущим в системе государственных СПЭУ России является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского» Минздравсоцразвития России, который осуществляет функции практического экспертного учреждения, проводя СПЭ, а также выполняет роль научно-методического центра по основным направлениям судебной психиатрии.

Порядок организации СПЭУ и отделений определяется ведомственными нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, которые согласовываются в необходимых случаях с федеральными правоохранительными органами и юридическими ведомствами — Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой, МВД России, Минюстом России.

Система государственных СПЭУ (отделений) призвана удовлетворять потребности правоохранительных органов страны в проведении необходимого числа экспертной работы на современном научном уровне. При принятии решения об организации СПЭУ (отделения) учитывается реальная потребность местных правоохранительных органов в СПЭ, имеющиеся в регионе условия для удовлетворения этой потребности (материальные, кадровые и пр.), а также иные особенности данного региона (например, размер его территории).

Законодательство РФ об охране здоровья граждан не предусматривает возможности существования негосударственных СПЭУ (отделений). Однако закон допускает производство судебных экспертиз как в экспертном учреждении, так и вне его (ст. 195, 199 УПК, ч. 1 ст. 84 ГПК, ст. 41 Закона о судебно-экспертной деятельности). Поэтому судебно-следственные органы вправе поручать производство СПЭ не только государственным СПЭУ (подразделениям), но и другим лицам. Орган, ведущий производство по уголовному или гражданскому делу, вправе поручить экспертизу любому лицу, обладающему познаниями, достаточными для ответа на вопросы, независимо от места работы.

Судебно-экспертная деятельность не требует лицензирования. Однако производство СПЭ является не только экспертной, но и медицинской деятельностью, которая подлежит обязательному лицензированию. Поэтому производство судебных экспертиз медицинского профиля, объектом исследования которых является живой человек (живое лицо), подлежит лицензированию как медицинская деятельность. В связи с этим все государственные СПЭУ (отделения) в обязательном порядке лицензируются на осуществление соответствующих медицинских видов деятельности. Лицензирование производится на федеральном уровне Росздравнадзором. Правило о лицензировании не относится к экспертизам, проводимым по документам (заочные и посмертные), которые в лицензировании не нуждаются.

Правовые основы для производства судебно-психиатрической экспертизы.

К категории судебных относятся экспертизы, которые проводятся в ходе производства по уголовному или гражданскому делу по назначению суда.

Лица, обладающие познаниями и привлекаемые правоохранительными органами для проведения экспертных исследований и дачи заключений, именуются экспертами (от лат. expertus — опытный), а само проводимое ими исследование получило название «экспертиза».

СПЭ представляет собой регламентированное законом и проводимое врачом-психиатром исследование. Теоретическая база СПЭ — судебная психиатрия, предметом изучения которой является состояние психического здоровья участников уголовного или гражданского процессов. К судебным относятся также экспертизы по делам об административных правонарушениях, если субъектом расследования административного дела выступает суд (судья). Но в судебно-психиатрической практике подобного рода экспертные исследования встречаются крайне редко. Судебные экспертизы производятся в порядке, установленном процессуальным законом (УПК, ГПК). Этим они отличаются от других видов экспертиз — военно-врачебных, медико-социальных и т.д.

§5 Правовые основы назначения и применения принудительных мер медицинского характера. Виды принудительных мер медицинского характера.

К лицам с хроническими душевными заболеваниями, временными расстройствами душевной деятельности, слабоумием или иными болезненными состояниями, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом, могут применяться как принудительные меры медицинского характера, назначаемые судом, так и иные медицинские меры, осуществляемые органами здравоохранения в общем порядке в соответствии с законодательством о здравоохранении.

Меры медицинского характера — это назначаемые судом специальные меры, в отношении лиц, имеющих психические расстройства (или больных алкоголизмом или наркоманией) и совершивших общественно опасные деяния.

Принудительные меры медицинского характера применяются только по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния. Вышеуказанные меры осуществляются в психиатрических учреждениях органов здравоохранения, и лица, помещенные в них, пользуются всеми правами, распространенными на лиц, госпитализированных в обычные психиатрические стационары.

Меры медицинского характера подразделяются на принудительные и иные. Принудительные меры медицинского характера являются разновидностью медицинских мер, применяемых к психически больному без его согласия или согласия его законных представителей.

Основания применения принудительных мер медицинского характера изложены в статье 97 УК РФ .

Целями применения принудительных мер медицинского характера являются:

  • излечение или такое улучшение состояния больного, при котором он перестает представлять общественную опасность;
  • предупреждение совершения лицом нового общественно опасного деяния как во время лечения, так и после его завершения;
  • обеспечение безопасности больного для самого себя;
  • проведение мер социальной реабилитации (выработка у больных навыков для жизни в обществе) в той мере, в какой это возможно в условиях медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение.

Статья 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера.

Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

  • совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости;
  • у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
  • совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
  • совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Лицам, указанным в ч. 1 ст. 97 УК РФ, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.

В отношении лиц, указанных в п. а – в ст. 97 УК РФ и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Читайте также:  Безучетное потребление электроэнергии: расчёт и штраф в 2023 году

Закон предусматривает следующие виды принудительных мер медицинского характера (Статья 99 УК РФ).

Суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

  • принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях;
  • принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа;
  • принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа;
  • принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Назначение психиатрической экспертизы в уголовном процессе происходит должностным лицом-дознавателем, судьёй, следователем, когда необходимы познания человеческой психики.

Комиссия из трёх специалистов готовит итоговый отчёт, где находятся ответы на все поставленные перед врачами вопросы, выявлено наличие, отсутствие признаков заболевания, даны рекомендации государственным органам, принимающим решение по делу.

Закон РФ содержит запрет на привлечение к ответственности следующих категорий граждан:

  • установлено, что преступление совершено в состоянии невменяемости;
  • человек не понимает разницы между опасностью и нормой, не осознаёт последствий поступков;
  • выявлено расстройство психики;
  • определено наличие слабоумия, иного болезненного состояния.

При определении экспертами такого состояния, суды назначают виновным лечение в специализированных учреждениях.

Пример, следователь на допросе обнаружил признаки неадекватного поведения обвиняемого, убившего человека. Направленная агрессия сменялась состоянием апатии в течении короткого промежутка времени, невнятная речь, приступы удушья и замкнутости, отсутствие каких-либо переживаний, связанных с произошедшим. Экспертиза, проведённая специалистами, выявила наличие заболевания и слабоумия. Впоследствии суд отправил виновного на лечение в специализированную клинику.

Законодательство предусматривает возможность не назначать наказание только при наличии двух главных признаков:

  1. Медицинского – выявленного расстройства психики.
  2. Юридического – когда в момент совершаемого деяния человек не осознаёт своих поступков, не руководит своими действиями, не чувствует грань между опасностью и обыденностью.

Это главные вопросы, на которые должна ответить комиссия экспертов. От их заключения зависит решение суда, будущее человека.

Положительное решение врачей позволит назначить принудительное лечение:

  • амбулаторно;
  • в клинике для душевнобольных общего типа;
  • стационарно в специализированном учреждении;

Суды, принимая решения, обязаны учитывать рекомендации специалистов, социальную опасность подсудимого, особенности имеющегося заболевания.

При возникших сомнениях в адекватности поведения, искажённой оценке объективной действительности пострадавшим, свидетелем также назначаются психиатрические экспертизы. В случаях, когда установлены признаки невменяемости, суды обязаны признать показания этих лиц недействительными.

Законодатель и доктора разделили психические заболевания, вызывающие состояние невменяемости, на несколько групп.

  1. Хронические, проявляющиеся в виде шизофрении, бреда, галлюцинаций. В данном случае человек ощущает окружающий мир в изменённом виде, что приводит к невозможности понимать смысл, мотивы своих действий и как следствие, не может принимать верные решения. Как правило, такие граждане стоят на учётах в психоневрологических лечебницах, регулярно проходят медицинское лечение.
  2. Временные расстройства психики при наличии галлюцинаций различных типов, состояния бреда, иных видов нестандартного поведения, патологическое опьянение. В этих случаях решение суда будет зависеть от временных рамок лечения. Например, человек, совершивший убийство, под воздействием большой дозы алкоголя, в состоянии опьянения, может быть временно помещён в наркологическую клинику и в течение 3 – 5 дней выведен из этого состояния, после чего будет приговор суда о лишении свободы. Другой случай, когда после совершения преступления, психика не выдерживает и наступает состояние невменяемости, требующее длительного медицинского наблюдения – тогда суд выносит решение о направлении на принудительное лечение.
  3. Слабоумие, олигофрения, интеллектуальное недоразвитие. Признаки могут проявляться с детства и быть приобретёнными вследствие старческого возраста, болезни Альцгеймера, Пика, токсического, инфекционного, травматического поражений головного мозга. Такие граждане, как правило, не приспособлены к жизни, вообще, нуждаются в уходе и постоянном наблюдении.

Проводимые экспертизы подразделяются:

  • на амбулаторные – проводимые однократно, без изоляции, по приглашению докторов больниц и диспансеров;
  • на стационарные – на базе специализированного учреждения, где созданы специальные палаты для испытуемых. В процессе применяются все методы диагностики, лечения, лабораторных исследований. Обследование не должно превышать 30 дневного срока, но в некоторых случаях, когда комиссия сомневается в результатах возможно продление;
  • на заочные, посмертные – проводятся ввиду смерти лица, подлежащего освидетельствованию, по документам, изъятым из медицинских учреждений и уголовного дела.

Вид экспертизы будет зависеть от степени опасности, совершённого преступления, возраста участника процесса, тяжести заболевания.

Проведение судебно-медицинской экспертизы

Судебно-медицинская экспертиза в уголовном процессе необходима для решения медико-биологических задач, которые возникаю при предварительном расследовании, а также в ходе судебного заседания.

Объектами судебно-медицинской экспертизы являются живые люди, которые каким-либо образом проходят по делу. Также экспертизе подлежат объекты, которые не имеют процессуального статуса. К ним относятся трупы, места совершения преступления или происшествия, различные вещественные доказательства и документы.

Сроки судебно-медицинской экспертизы в уголовном процессе определяются руководителей экспертной группы и зависят от характера и объема исследования.

Иногда возникает необходимость привлечения дополнительных специалистов, а также использования определенной методики, требующей некоторой затраты времени. В этой ситуации руководителем группы подается уведомление в назначивший экспертизу орган об увеличении времени проведения исследования.

Дата начала амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы определяется временем поступления к экспертам документа о ее назначении и материалов для исследования.
Окончание экспертизы означает направление заключения в адрес назначившего ее органа.

Срок, отведенный на амбулаторное обследование, должен быть не более 20 дней.

Причем этот период не учитывает временные потери, затраченные на предоставление дополнительных материалов, либо связанные с неявкой подэкспертного и т.д.

Начало стационарной экспертизы подразумевает помимо наличия у экспертов всех необходимых документов, доставку самого испытуемого в стационар. Время пребывания в стационаре для испытуемого — примерно месяц.
По окончанию этого времени, он подлежит выписке из медучреждения. В случае необходимости срок может быть продлен.
Окончание стационарной экспертизы также связано с предоставлением экспертами окончательно оформленного и подписанного заключения.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы, что для грамотной постановки вопросов экспертам при назначении судебно-медицинских экспертиз по фактам неблагоприятного исхода оказания медицинской помощи следователи должны соблюдать основные требования к постановке вопросов; формулировать вопросы в соответствии с видом экспертизы; обеспечивать конкретность и ясность формулировок, учитывающих конкретные обстоятельства дела и фактическую возможность ответа; исключить постановку перед экспертами вопросов правового и теоретического (справочно-медицинского) характера, логически некорректных вопросов. В связи с этим Указания, подготовленные в Следственном комитете РФ, можно рекомендовать для судей, прокуроров и адвокатов в качестве методической базы при постановке вопросов экспертам судебно-медицинских комиссий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Виды судебно-психиатрической экспертизы

Порядок № 3н определяет следующие виды СПЭ:

  • однородная амбулаторной;
  • комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы (живых лиц и заочной, в том числе посмертной, по медицинским документам и иным материалам), включая психолого-психиатрическую и сексолого-психиатрическую;
  • однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизы;
  • комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизы, в том числе психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической.

Основания для выбора вида судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.

Согласно процессуальному законодательству, экспертиза назначается в случаях, когда при производстве по уголовному или гражданскому делу требуются специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Возникающая в ходе судопроизводства потребность в психиатрических познаниях служит фактическим основанием для назначения СПЭ. Необходимость использования наряду с психиатрическими также смежных с ними научных познаний является основанием для комплексных экспертиз (психолого-психиатрических, сексолого-психиатрических).

Впервые по делу целесообразно назначать амбулаторную СПЭ. Стационарные экспертные исследования необходимы по сути лишь тогда, когда эксперты лично убедились, что амбулаторных исследований для дачи ответа на поставленные вопросы недостаточно. Первичная стационарная экспертиза в принципе возможна, но необходимость в ней должна быть вызвана действительно вескими причинами и основательно мотивирована в постановлении о ее назначении.

Судебно-психиатрическая экспертиза, как правило, проводится комиссией, состоящей из 3 экспертов (допускается проведение экспертизы двумя или даже одним специалистом). Более 3 экспертов включается в состав комиссии в особо сложных и ответственных случаях, что может быть сделано как по инициативе экспертного учреждения, так и по предписанию органа, назначающего персональный состав экспертов. Производство комиссионной экспертизы регламентируется ст. 200 УПК РФ.

Один из членов экспертной комиссии является ее председателем, один — врачом-докладчиком, который непосредственно изучает представленную документацию, проводит обследование подэкспертного и составляет проект заключения, а в случае стационарной экспертизы осуществляет его курацию с ведением истории болезни. Все члены комиссии подписывают заключение или акт судебно-психиатрической экспертизы и несут за него равную ответственность. Если между членами комиссии нет единогласия, один из них письменно излагает свое мнение. Оно составляется по тем же правилам, что и комиссионное заключение, и прилагается к последнему.

Виды судебно-психиатрической экспертизы:

1) экспертиза в кабинете следователя;

2) амбулаторная экспертиза;

3) стационарная экспертиза;

4) экспертиза в судебном заседании;

5) заочная, в том числе посмертная экспертиза.

Экспертиза в кабинете следователя проводится сравнительно редко. Чаще речь идет не об экспертизе, а об обследовании, которое носит характер консультации, так как обычно заключается в однократном осмотре обследуемых одним врачом-психиатром. Врач-психиатр в этих случаях решает вопросы: о психическом состоянии лица в настоящее время; о необходимости проведения ему экспертизы определенного вида; о возможности подвергать обследуемого по состоянию психического здоровья допросам и проводить очные ставки с его участием и т. п.

Читайте также:  Требования к путевому листу легкового автомобиля в 2023 году

Амбулаторная экспертиза проводится в психиатрических стационарах, в диспансерах, в помещении медицинской службы следственных изоляторов. Назначается она:

1) в отношении подозреваемых, обвиняемых, совершивших правонарушение в состоянии алкогольного опьянения;

2) в случаях временных расстройств психической деятельности;

3) во многих случаях нерезко выраженных психических расстройств (остаточные явления после травмы черепа, перенесенных инфекций и т. д.), либо, наоборот, при ярко выраженных расстройствах психической деятельности.

Стационарная экспертиза. Это наиболее совершенный вид экспертизы, поэтому к ней следует прибегать во всех случаях, когда возникают трудности в распознавании болезни и определении ее тяжести:

1) начальные этапы и стертые формы психических заболеваний, пограничные состояния;

2) обследуемые нуждаются в проведении специальных лабораторных исследований;

3) симуляция и диссимуляция заболеваний;

4) повторные экспертизы.

Направление на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу лица, не находящегося под стражей, может быть осуществлено только по решению суда или с санкции прокурора (ст. 188 УПК РСФСР). Срок стационарной экспертизы в соответствии с упомянутой в начале раздела Инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 30 дней. Однако, если указанный срок наблюдения оказывается недостаточным для ответа на поставленные вопросы, проводится комиссионное освидетельствование лица и составляется акт судебно-психиатрической экспертизы о необходимости продления наблюдения. Акт направляется назначившему экспертизу органу для принятия соответствующего решения.

Судебно-психиатрическая экспертиза (СПЭ) – процессуальное действие, заключающаяся в проведении исследования психического статуса, душевного здоровья фигуранта дела. В задачу экспертов входит выяснение наличия (отсутствия) психопатологии, степени тяжести расстройства, возможного влияния на поведение подэкспертного в юридически-значимый момент и в процессе расследования.

Если первоначального освидетельствования недостаточно для выяснения всех обстоятельств, судья может назначить повторные и дополнительную судебно психиатрические экспертизы. Основное отличие юридических процедур:

  • повторная СПЭ предполагает изучение тех же объектов, вопросов, поставленных на первом этапе;
  • дополнительная ПЭ – скрининг, анализ первоначальных объектов в рамках новых вопросов, либо объектов, появившихся позже.

Права и обязанности, которыми обладает эксперт-психиатр

Согласно действующему законодательству (УПК и ГПК) судебный медэксперт наделяется процессуальными правами и обязанностями (они также описываются в статье 16н 17 Закона о ГСЭД).

К главным обязанностям эксперта-психиатра относится исследование представленных ему объектов и материалов (в том числе психиатрическое освидетельствование исследуемого), на основе чего он должен давать заключение объективного характера по вопросам, которые были указаны органом, ведущим производство по этому делу. Помимо этого такой специалист обязан:

  • являться по вызову органа, которым назначена экспертиза — подобное часто связано с необходимостью проведения экспертизы в таких местах, как кабинет следователя либо зал судебных заседаний, также возможен допрос эксперта по поводу проведенной экспертизы (согласно ст.199 УПК, часть 2 и 4, а также согласно ст.85 ГПК, часть 1);
  • заявлять самоотвод, если имеются основания, указанные в законе (статья 70 УПК или статьи 18 и 19 ГПК);
  • сообщать в письменной форме о невозможности дачи экспертного заключения, если поставленные вопросы оказываются за рамками познаний эксперта как специалиста или же ему были представлены материалы в недостаточной или непригодной для дачи заключения форме (п.6 части 3 статьи 57 УПК, абзац 2 части 1 статьи 85 ГПК, статья 16 Закона о ГСЭД, согласно ей подача сообщения о невозможности дать заключение составляется в письменной форме также в тогда, когда «современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы»).

Когда психиатр-эксперт исполняет свои обязанности ненадлежащим образом, он несет юридическую ответственность: уголовную, процессуальную и дисциплинарную. Процессуальная ответственность несется в случае неисполнения специалистом возложенных на него обязанностей процессуального типа (например, при неявке по вызову на экспертизу, поданной соответствующим органом), а также в случае нарушения порядка судебного заседания. Если эксперт допустил нарушения в ходе уголовного процесса, то на него может быть наложено денежное взыскание (согласно статьи 17 УПК). Если неявка по вызову суда без уважительных причин была в сфере гражданского судопроизводства — эксперт может быть подвергнут штрафу (согласно части 2 статьи 168 ГПК). Все указанные взыскания налагаются судом.

Если имело место разглашение материалов предварительного расследования (статья 310) или же выдача заведомо ложного заключения (статья 307 УК) — эксперт несет уже уголовную ответственность.

К правам психиатра-эксперта относятся следующие:

  • ознакомление с материалами дела, которые относятся к предмету экспертизы (предусмотрено пунктом 1 части 3 статьи 57 УПК, а также частью 3 статьи 85 ГПК);
  • ходатайство о предоставлении доп. материалов, которые являются необходимыми для выдачи заключения, а также о привлечении к проведению экспертизы других экспертов (предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 57 УПК и частью 3 статьи 85 ГПК);
  • участие (при наличии разрешения следователя либо суда) в проведении следственных/судебных действий, а также возможность задавать вопросы, касающиеся предмета экспертизы (предусмотрено пунктом 3 частью 3 статьи 57 УПК, помимо этого, в статье 85 ГПК, часть 3, говорится о том, что эксперт имеет право задавать в ходе судебного заседания вопросы лицам, принимающим участие в деле, а также свидетелям), также статья 17 Закона о ГСЭД дает право делать заявления (которые подлежат занесению в протокол следствия/суда) касательно неверного понимания участниками процесса экспертного заключения или его показаний;
  • возможность совещаться с прочими экспертами в ходе комиссионной экспертизы (согласно части 2 статьи 83 ГПК и части 3 статьи 24 Закона о ГСЭД);
  • указание в выдаваемом заключении на обстоятельства, которые не были затронуты в вопросах, поставленных органом, которым была назначена экспертиза — при условии, что эти обстоятельства действительно играют существенную роль для дела, а также, что эксперт компетентен в их установлении, подобное правомочие носит название «право экспертной инициативы» (согласно пункту 4 части 3 статьи 57 УПК, а также части 2 статьи 86 ГПК);
  • подача жалоб на действия (либо бездействие) дознавателя, прокурора, следователя, суда, а также на их решения, которые ограничивают права эксперта (предусмотрено пунктом 5 части 3 статьи 57 УПК, а также статьей 17 Закона о ГСЭД);
  • получение возмещения расходов, которые были связаны с явкой по вызову к следователю или в суд, а также потребовавшиеся в ходе экспертизы, по инструкции 23 1I11BC № 28 возмещение расходов и выплата вознаграждения экспертам, за исключением случаев, когда обязанности исполнялись ими в служебном порядке, производится сразу же, как только они выполнили свои обязанности независимо от фактического взыскания издержек с осужденных (п. 14 Инструкции, утвержденной, постановлением № 245 Совета Министров РСФСР от 14.07.1990).

Если же производство экспертизы относится к служебным обязанностям специалиста (судебного эксперта), то он не имеет права получать дополнительное вознаграждение за проведенную им экспертизу (В порядке исключения, согласно ч. 3 ст. 37 Закона о ГСЭД, разрешается государственным судебно-экспертным учреждениям взимать плату за судебные экспертизы по делам гражданского и административного характера).

Психиатр-эксперт не имеет права на:

  • самостоятельный сбор материала для проведения экспертизы (согласно пункту 2 части 4 статьи 57 УПК и части 2 статьи 85 ГПК) — если в ходе его работы появляется необходимость в дополнительных материалах, эксперт имеет право подать ходатайство о предоставлении ему необходимого к субъекту, который назначил экспертизу;
  • вступление в личные контакты с участниками проводимого процесса, если это поставит под сомнение его личную незаинтересованность в результатах дела (прописано в части 2 статьи 85 ГПК) — УПК запрещает эксперту вести переговоры с другими участниками уголовного дела без ведома следователя или суда, если в процессе этого затрагиваются вопросы, связанные с проведением судэкспертизы (согласно пункту 1 части 4 статьи 57);
  • разглашение сведений, которые он получил в ходе экспертизы, также ему запрещено говорить о ее результатах всем, кроме органа, назначившего эту процедуру (прописано в части 2 статьи 85 ГПК и статье 16 Закона о ГСЭД);
  • разглашение результатов предварительного расследования, если эксперт получил об этом предупреждение заранее, в порядке, который установлен статьей 161 УПК (пункт 5 часть 4 статьи 57 Кодекса).

Так как в процессе проведения судебно-психиатрической экспертизы психиатр-эксперт работает с информацией, которая является врачебной тайной, то он может сообщить исключительно сведения, относящиеся к предмету экспертизы и являющиеся необходимыми для ответа на требуемые вопросы. В процессе реализации своих процессуальных прав эксперт не зависит от мнения остальных участников процесса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *