Порядок зачета и возврата излишне уплаченного налога сбора или пени

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок зачета и возврата излишне уплаченного налога сбора или пени». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налогоплательщику на обращение за возвратом или зачётом отводится три года. Это подтверждает определение по делу № 308-КГ16-7484 от 07.06.2016 года. ООО «Вулкан», владелец бренда известных казино, пыталось вернуть через суд излишне уплаченные налоги за период с начала 2004 года по осень 2005 года. Однако суды всех инстанций, в том числе и высший, пришли к выводу о пропуске обществом трехлетнего срока для обращения в суд с заявлением о возврате переплаты по налогу.

Особенности возврата переплаты

Если для зачета переплаты может быть несколько причин, то для возврата только одно основание – письменное заявление налогоплательщика. Форма – в приказе ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Срок подачи заявления на возврат – 3 года с момента уплаты суммы налога или взноса, которая впоследствии стала переплатой. Решение о возврате налоговая принимает в течение 10 дней с момента получения заявления. На сам возврат по закону дается месяц с момента получения заявления от налогоплательщика. Если сумма к возврату возникает по итогам камералки, то срок на принятие решения исчисляется через 10 дней после завершения такой проверки.

Деньги возвращают на банковский счет налогоплательщика, по реквизитам из его заявления.

Вопрос о сроках и определение ВС РФ по делу о переплате налогов давностью в 10 лет

Несмотря на то, что юристы общества пытались доказать, что срок нужно отсчитывать с момента обнаружения факта переплаты, в ВС РФ сочли, что иное толкование законов заявителем не является основанием для пересмотра дела. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ было отказано.

Об уплате налога до и после выставления требования.

По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.

Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.


Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.


Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.

Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?

Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.

Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.

Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).

Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.

Читайте также:  Пособия на 4 ребенка в 2023 году СПБ

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.


Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.

B кaкиx cитyaцияx вoзвpaт дeнeг нeвoзмoжeн

Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.

B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.

Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.

Boзвpaт или зaчeт – чтo пpeдпoчтитeльнee?

У нaлoгoплaтeльщикa, пepeчиcлившeгo нa cчeт ИФНC лишнюю cyммy, ecть пpaвo нe тoлькo пoпpocить ee вoзвpaтa, нo и выпoлнить зaчeт пepeплaты в cчeт oбязaтeльcтв, кoтopыe пpeдпpиятиe имeeт пepeд бюджeтoм. Нo, в oтнoшeнии зaчeтa излишнeгo плaтeжa, пpиcyтcтвyeт oгpaничeниe. Eгo мoжнo выпoлнять иcключитeльнo пo нaлoгoвым взнocaм в гpaницax oднoгo бюджeтa, нaпpимep, фeдepaльнoгo.

Bыбop мeждy вoзвpaтoм и зaчeтoм oбычнo дeлaeт нaлoгoплaтeльщик (ecли y нeгo нeт зaдoлжeннocти пepeд ИФНC). Peшeниe o тoм, кaкoй вapиaнт пpeдпoчтитeльнee кaждый пpинимaeт caм. Пpeдвapитeльнo нyжнo oцeнить cлoжившyюcя cитyaцию в oпpeдeлённыx oбcтoятeльcтвax и oбъeм пepeплaты.

3aчeт и вoзвpaт излишнe yплaчeнныx нaлoгoв тpeбyeт oбpaщeния в нaлoгoвyю инcтaнцию, cбopa пaкeтa дoкyмeнтoв.

Baжнo! Нaлoгoвики вceгдa выбиpaют зaчeт, вeдь этo дaeт им вoзмoжнocть избeжaть вoзвpaтa. B cвязи c этим зaчeтнaя пpoцeдypa зaнимaeт гopaздo мeньшe вpeмeни. Дoкyмeнтoв для ee пpoвeдeния тpeбyeтcя нe тaк мнoгo, кaк пpи вoзвpaтe.

Этoт мoмeнт дoлжны пpинимaть вo внимaниe нaлoгoплaтeльщики нa cтaдии пpинятия peшeния. И нe зaбывaть o тoм, чтo ecть cpoк вoзвpaтa пepeплaты нaлoгa пo зaявлeнию, ecли oн иcтeчeт, дeньги вepнyть нe пoлyчитcя.

Пoмимo этoгo, poль игpaeт и cтaтyc вoзникнoвeния пepeплaты. Ecли лишниe дeньги пepeвeдeны нaлoгoвым aгeнтoм, тo зacчитaть eмy дaннyю cyммy пo oбcтoятeльcтвaм, гдe oн выcтyпaeт в кaчecтвe нaлoгoплaтeльщикa, нe yдacтcя.

B тaкиx cлyчaяx ecть тoлькo oдин вapиaнт – вoзвpaт.

  • С 1 октября 2020 года поменялись правила зачета и возврата налогов.
  • Срок обращения за переплатой — 3 года, а если опоздали — то через суд. Но судебная практика в этом вопросе далеко не всегда на стороне налогоплательщика.
  • Срок получения переплаченных денег при принятии удовлетворительного решения — 1 месяц.
  • Вернуть переплату по одному налогу можно только после погашения всей имеющейся задолженности по другим налогам, пеням, штрафам.
  • Переплату по одному налогу можно зачесть в счет долга по другому вне зависимости от их бюджетных уровней.
  • Ликвидирующаяся компания может вернуть образовавшуюся переплату только до исключения ее из ЕГРЮЛ.
  • Регулярная сверка с налоговой — залог своевременного обнаружения переплат.

О сроках при излишней уплате налога

Суммы излишне уплаченных налогов подлежат зачету или возврату. При наличии недоимки по иным налогам, задолженности по пеням или штрафам сумма излишне уплаченных налогов направляется на погашение этой недоимки, задолженности. Зачет проводится налоговым органом самостоятельно. Решение о зачете принимается в течение 10 дней с момента обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога или подписания им и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных последним налогов либо вступления в силу решения суда. В то же время такой зачет может быть проведен и на основании письменного заявления налогоплательщика. Тогда решение о зачете принимается в 10-дневный срок со дня получения заявления или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов (если она проводилась) (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится по предложению налогового органа или налогоплательщика в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о наличии возможной излишней уплаты налога. Кстати, о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога налоговики должны известить налогоплательщика (на это отводится 10 дней с момента обнаружения факта).

Возможен и другой зачет — в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам. Инициатива в данном случае может исходить только от налогоплательщика, решение налоговым органом принимается в течение 10 дней со дня получения письменного заявления или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных последним налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Возврат суммы излишне уплаченного налога также производится на основании письменного заявления налогоплательщика в течение месяца со дня получения налоговым органом этого заявления. Следует учитывать, что при наличии недоимки, задолженности возврат согласно п. 6 ст. 78 НК РФ проводится только после зачета. В случае пропуска указанного месячного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в срок, начисляются проценты к уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Кстати, по мнению Президиума ВАС, месячный срок со дня получения заявления, выделяемый для осуществления возврата налога, применяется только в тех ситуациях, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате этих сумм. Месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения. Поэтому названный месячный срок следует исчислять со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ (п. 11 Информационного письма от 22.12.2005 N 98). Данная позиция учитывается Минфином (Письма от 03.07.2013 N 03-02-08/25502, от 07.09.2011 N 03-02-07/1-317).

Еще один из ключевых моментов: в силу п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Является ли сумма налога излишне уплаченной или излишне взысканной, зависит не от того, каким способом была исполнена налоговая обязанность (принудительно или самостоятельно), а от основания, по которому было осуществлено исполнение данной обязанности. При исполнении обязанности по уплате налога согласно налоговой декларации, в которой была допущена ошибка, исправленная путем подачи уточненной декларации, на основании которой налоговые обязательства скорректированы в сторону уменьшения, сумму налога следует считать излишне уплаченной. Если же таким основанием выступило решение налогового органа, принятое по результатам налоговой проверки, которое было признано недействительным, налогоплательщик имеет дело с излишне взысканной суммой налога.

Читайте также:  Доверенность в уфссп от юридического лица

Срок возврата суммы излишне уплаченного налога

Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.

Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.

Датой отсчета необходимо считать день подачи письменного заявления о возврате в соответствующий орган.

Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.

Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.

Комментарий к статье 78 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога.

Уплатой налога признается как перечисление денежных средств в бюджетную систему, так и проведение налоговым органом зачета. Излишней уплатой налога признается исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства.

Приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Пунктами 4 и 7 статьи 78 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В пунктах 32-36 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснены основные вопросы, связанные с возвратом (зачетом) сумм излишне уплаченных налогов.

Судам следует принимать во внимание, что статьи 78 и 79 НК РФ не содержат положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания.

В то же время, имея в виду, что предусмотренный названными статьями зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

Следовательно, соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.

Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.

Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.

В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:
если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.

Судам необходимо принимать во внимание, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.

Читайте также:  Форма карточки по начисленным взносам для мсп в 2023 году

Согласно статьям 78 и 79 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.

При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

Поскольку уплата налога осуществляется в формах, определенных пунктом 3 статьи 45 НК РФ, срок, установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ, исчисляется со дня наступления обстоятельств, которые признаются исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога, до дня подачи им заявления о зачете при условии, что сумма налога, на зачет которой претендует налогоплательщик, не менее суммы налоговых платежей, в отношении которых предъявлены в банк платежные поручения и (или) вынесены налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных налогов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 N 8395/11.

В Информации ФНС России «О порядке исчисления срока на возврат излишне уплаченного налога» по состоянию на 07.09.2015 указано, что срок на подачу заявления о возврате переплаты по налогу на прибыль организаций исчисляется с даты представления налоговой декларации, а не с момента перечисления авансовых платежей. К такому выводу пришла ФНС России в результате рассмотрения жалобы налогоплательщика, в которой обжаловался отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога.

По закону плательщики налога на прибыль организаций по итогам каждого квартала, а также каждого месяца исчисляют суммы авансовых платежей. Указанные платежи зачитываются в счет уплаты последующих авансовых платежей и самого налога на прибыль по методу нарастающего итога.

Соответственно, в случае, если налогоплательщик не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа, данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года.

Можно ли вернуть переплату, которой больше 3 лет?

Статья 78 НК РФ посвящена порядку внесудебного урегулирования вопросов переплаты в бюджет, когда факт ее наличия устанавливается достаточно легко и соответствует сроку исковой давности, исчисленному с даты, официально признаваемой ИФНС днем, с которого возможен такой расчет.

Однако довольно часто возникают ситуации, когда налогоплательщик узнает о наличии переплаты с опозданием. В этом случае он может воспользоваться возможностью исчисления срока давности со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав (п. 1 ст. 200 ГК РФ), и обратиться с иском в суд (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08, письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/27).

Сбор всех доказательств, подтверждающих реальность позднего получения информации о наличии переплаты, ляжет на налогоплательщика.

Как возникает переплата?

Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:

  • превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
  • подача декларации к возмещению (НДС);
  • сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
  • перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
  • ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
  • перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
  • решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
  • изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.

Как зачесть или вернуть переплату сейчас

По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:

  • зачесть в счет будущих платежей по НДС;
  • зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
  • вернуть на расчетный счет.

Как и когда подавать новую форму заявления о зачете переплаты по налогу

Распорядиться налоговой переплатой можно не позднее трех лет с момента ее образования, согласно статье 78 НК РФ. Для налогоплательщиков доступны три способа предоставления заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога:

  1. Руководитель организации, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, либо их законные представители (на основании доверенности) могут обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции лично.
  2. Заполненный документ отправить по почте. В таком случае отправку осуществите заказным письмом с обратным уведомлением и описью вложенных документов.
  3. Организовать отправку электронно через защищенные каналы связи, которые используются для отправки отчетности. Отправляя электронный вариант обращения, не забудьте подписать его усиленной электронной подписью.

Решение по письменному обращению должно быть принято не позднее 10 дней с момента получения. О результате рассмотрения налоговики должны сообщить в письменном виде. В период рассмотрения представители ФНС затребуют проведение сверки по налогам и сборам.

Можно зачесть пени и штрафы в счет налогов

НК разрешает производить зачет сумм переплаты по налогам в счет пени, и наоборот. Однако производить это необходимо по правилу, что и пени, и налог находятся на одном уровне бюджета (федеральный, региональный, местный). Для выполнения операции необходимо в общем порядке подать заявление на зачет.

Что касается переплаты по штрафам, то НК определяет, что они могут быть использованы в счет любых будущих платежей. При этом вид налога прямо не указывается.

Однако на практике с зачетом штрафом могут возникать проблемы. Это связано с тем, что сами штрафы существуют в двух видах — твердой сумме либо размере от неоплаченного налога.

Внимание! Чтобы не столкнуться с отказом, лучше всего просить о зачете переплаты по штрафу на налог или пени того же вида что и налог, по штрафу которого возникла переплата.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *