Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду по обочине 2023 мкаде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.
Какой штраф за езду по обочине в 2023 году?
Вид правонарушения |
Размер санкций |
Особенности |
Проезд по обочине, находящейся на полосе водителя (по правой стороне). |
1500 руб. |
Данное деяние трактуется как нарушение правил маневрирования. |
Проезд по обочине слева (обгон). |
Запрет на вождение на срок до 6 месяцев или 5 тыс. рублей штрафа. |
Если водителя привлекают второй раз, то сроки лишения прав увеличиваются до 1 года. |
Езда по тротуару или газону. |
2000 рублей. |
Нарушением считается выезд даже одним колесом за бордюр. |
Дополнительные нарушения
Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:
Какое нарушение | Ответственность |
Не включение поворотников | Ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не соблюдение дорожной разметки/знака | Ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не предоставление преимущества пешеходу | Ст. 12.18 КоАП РФ – штраф до 2500 руб. |
Причинение вреда здоровью | Ст. 12.24 КоАП РФ – штраф от 2000 до 25000 руб. в зависимости от степени травм. |
Основания для наложения штрафа
За езду по обочине в 2021 году предусмотрен штраф. Получить его могут водители легковых или грузовых транспортных средств, которые перемещались по ней без крайней необходимости.
Основаниями для составления протокола считаются следующие ситуации:
- Водитель перемещается по двухполосной трассе, и при заторе или медленном движении пытается проехать участок по грунтовой части.
- Транспорт совершает обгон по встречной обочине.
- Отделенный разделительной полосой участок дороги используется в качестве второй полосы при одностороннем движении.
- Водитель пытается проехать поворот или перекресток по обочине, чтобы срезать путь или ускорить прохождение этих участков.
Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:
- Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
- Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
- За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
- Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
- Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
- Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
- На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
- Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
- Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
- Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
- Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
- Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
- Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
- С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.
А какие штрафы для «обочечников» на МКАД в 2022 году
Здесь нужно учитывать, что именно на МКАД такой отрезок дороги обозначен не просто другим видом покрытия и даже не прерывистой полосой, а сплошной, и переезжать её категорически нельзя, для проезда этот участок дороги не предназначен. Штраф за езду по обочине на МКАД достигает 1500 рублей и равняется той же сумме, что и штраф на обочинах других трасс.
На МКАД обочина предназначена для тех же целей, что и на других дорогах — для пешеходов, велосипедистов, кратковременной остановки транспорта, но так как именно на этой транспортной артерии чаще всего бывают заторы, желающих проехать по обочине очень много. Потому в 2022 году на кольцевой установили несколько сотен камер и штрафы за проезд по обочине выписывают очень активно.
Если я перекрываю обочину, чтобы другие не ехали, мне тоже грозит штраф?
Увы, но да! Как мы отметили в начале статьи, тот факт, что вы по сути предотвращаете нарушения ПДД других водителей, сами при этом съезжая на обочину, чтобы перекрыть проезд, не делает вас законопослушным гражданином.
За движение по обочине (а не конкретно за то, что вы мешаете проезду других нарушителей по ней) в любом случае водителю грозит штраф 1 500 рублей, вне зависимости от того, в каких целях вы это совершаете.
Но здесь нужно понимать, что редкие сотрудники ГИБДД в этом случае не увидят главного – того, что вы не сами пытались объехать пробку, а ехали со скоростью её среднего движения, перекрывая путь обочечникам. И ещё более редкий инспектор оштрафует вас за это (хотя формально и обязан).
Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Итак, из этого пункта можно сделать следующие выводы:
- В большинстве случаев движение автомобилей по обочинам запрещено.
- Есть несколько исключений, рассмотренных в других пунктах правил. Часть этих пунктов приведена в этой статье ранее (для велосипедистов, мопедов и гужевого транспорта), часть будет рассмотрена ниже.
- По обочинам могут ездить транспортные средства коммунальных служб и дорожно-эксплуатационных служб, т.е. автомобили, занимающиеся обслуживанием и уборкой дорог.
- По обочинам могут ездить автомобили, подвозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин.
Что касается обычных легковых автомобилей, то в большинстве случаев они не попадают в приведенный выше список, то есть ездить по обочинам не могут.
Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:
- Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
- Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
- За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
- Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
- Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
- Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
- На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
- Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
- Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
- Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
- Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
- Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
- Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
- С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.
Можно ли передвигаться по обочинам
Согласно пункту 9.9 ПДД РФ, езда по обочине запрещена. Об этом следует помнить и не нарушать правил. При этом съезд с трассы, парковка и выезд обратно не являются нарушениями. Нужно лишь придерживаться следующих правил:
- после съезда с дороги необходимо сразу же остановиться;
- парковаться следует так, чтобы части вашего автомобиля не пересекали разметку;
- при выезде на трассу разгоняться по обочине нельзя – сначала нужно выехать на полосу и только потом набирать скорость;
- парковаться можно только на попутной обочине. Однако на дорогах с односторонним движением (даже многополосных) это разрешается делать по обеим сторонам.
Противоречия законодательства
КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.
Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:
- Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
- Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
- Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
- Составляется протокол на немаленькую сумму.
- Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!
Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.
Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.
Пример 1: Антон решил обогнать пробку по обочине. Но впереди, через 200 метров, стоял экипаж ГИБДД, который и остановил Антона. На него составили протокол и выписали штраф на 1500 рублей.
Кому разрешено движение по обочине
В правилах есть исключения для отдельных видов транспорта и ситуаций. По обочине можно ехать:
- перед тем как остановиться или припарковаться;
- при развороте, если не хватает места для маневра. Делать это можно вне перекрестка, при этом уступить дорогу встречным и попутным авто;
- чтобы загрузить или разгрузить машину, если это не помешает безопасности остальных участников движения;
- на велосипеде, если нет велосипедной дорожки, или есть, но по ней невозможно ехать, например, из-за ремонта;
- на мопеде и гужевой повозке, если они не мешают пешеходам;
- коммунальным службам или дорожным строителям.
Каков размер штрафа и иных санкций за совершенное правонарушение
Движение по правой стороне от проезжей части административным законодательством признается правонарушением и наказывается штрафом в размере полутора тысяч рублей. По сравнению с движением по встречной обочине, это маловероятно повлечет наступления тяжких последствий, в связи с чем и незначительность наказания.
Куда более строго наказывается движение по обочине встречного потока.
Подобное действие запрещается как в городе, так и на трассе на следующих видах дорог:
- дорога в двух направлениях с количеством полос в одну сторону превышающем 2;
- на дороге в двух направлениях, даже если в каждую сторону идет всего по 1 полосе, но между собой они разделены сплошной линией разметки;
- дорога, направления которой разграничены трамвайными линиями;
- дорога, в которой центральная полоса является реверсивной (по России почти не встречается, можно встретить только в крупных городах, расположенных в европейской части, например, на мкаде 2021).
Как фиксируется нарушение
Обгон, обгон и другие маневры на правой или левой обочине документируются сотрудниками дорожной полиции. Для подтверждения этого составляется протокол, после чего выносится постановление. А если дело касается отзыва лицензии, то оно рассматривается мировым судьей.
Водитель имеет право возразить, если у сотрудника ГИБДД нет свидетелей. То есть, регистрация основана на личном наблюдении сотрудника полиции.
Если вождение в неразрешенном месте зафиксировано на пленку, фото-радаром, лучше поискать веское обоснование своей вины, чтобы получить меньший штраф.
В последнее время повсеместно устанавливаются многофункциональные камеры, фиксирующие вождение на дороге и другие правонарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют решение и отправляют его владельцам автомобилей вместе с квитанцией. Такие документы трудно оспорить, если только они не содержат вопиющих ошибок или неточностей.
Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?
Несмотря на строгое наказание за наезд на бордюр, бывают ситуации, когда можно безнаказанно наехать на этот элемент дороги. Автомобили дорожных служб имеют право пользоваться бордюром, грузовики с грузом могут останавливаться в любом месте.
Грузовики F имеют право останавливаться у бордюра, если пункт доставки находится близко к бордюру. Некоторые другие транспортные средства также имеют право остановиться на обочине, если они не мешают пешеходам. Эта привилегия доступна для следующих видов транспорта:
- Велосипеды, управляемые лицом старше 14 лет.
- Мопеды.
- Большегрузные автомобили, если позволяет ширина бордюра.
Предупреждение. Велосипедисты старше 14 лет могут ездить по специально выделенным велосипедным дорожкам. Если их нет, велосипедисты могут двигаться по проезжей части с правой стороны.
Если велодорожки нет, а вся проезжая часть занята автомобилями, велосипедисты могут ехать по обочине. Велосипедисты младше 14 лет могут ездить только по тротуару или в пределах жилой зоны. Мопед или скутер можно вести по правой стороне дороги или, если проезжая часть загружена, по обочине, если это не мешает пассажирам.
Существуют также ситуации, когда автомобилистам не запрещено ездить по обочине. Такая ситуация может возникнуть, например, в случае крупномасштабной аварии, когда вся дорога занята или движение заблокировано поврежденным в аварии автомобилем. Другим автомобилистам не разрешается ездить по обочине, поэтому дорожная полиция не заметит машину, едущую по обочине.
Штраф за езду по обочине в 2021 году
Пункт 24.2 ПДД:
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
…
по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
Велосипедисты могут ездить по обочине только в случае отсутствия на дороге велоспедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо в случае невозможности двигаться по ним и по краю проезжей части.
Пункт 24.7 ПДД:
24.7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Водители мопедов могут ездить по обочине независимо от наличия других элементов дороги, однако они не должны создавать помех пешеходам.
Что касается направления движения указанных выше участников движения, то в отличие от движения по проезжей части, оно четко не определено. То есть по обочине можно двигаться в любом направлении, правила не разделяют обочины на встречную и попутную.
Размер штрафа за езду по обочине
Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.
Водителю можно препираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.
Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.
В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.
Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:
Какое нарушение | Ответственность |
Не включение поворотников | Ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не соблюдение дорожной разметки/знака | Ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не предоставление преимущества пешеходу | Ст. 12.18 КоАП РФ – штраф до 2500 руб. |
Причинение вреда здоровью | Ст. 12.24 КоАП РФ – штраф от 2000 до 25000 руб. в зависимости от степени травм. |
Согласно ПДД «обочина» – это участок дороги и проезжей части, который находится вблизи с ней. Он характеризуется иным типом покрытия и помечается специальной разметкой.
Обочина нужна для перемещения по ней велосипедистов, пешеходов и т. д. Автомобилистам с дороги на обочину съезжать допускается только лишь для остановки. В соответствии с этим разрешено и выезжать с нее на дорогу. Это инструкциями ПДД не запрещено. Однако движение непосредственно по обочине считается нарушением. За него причитается штраф.