Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба на незаконные действия должностного лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обжаловать действия должностного лица можно, написав жалобу его начальству или в стоящий выше государственный орган, подав жалобу в прокуратуру или обратившись в суд с иском. При подаче жалобы непосредственно в ведомство, гражданин должен будет ожидать ответа в течение месяца, после чего он получит письменный ответ –– положительный или отрицательный. Порой обращение пострадавшего и вовсе может быть проигнорировано. Тогда остается лишь обращение в прокуратуру или оспаривание в суде.
Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?
В первую очередь жалоба на должностное лицо подается его непосредственному руководству. При обращении в суд гражданину стоит иметь на руках письменный отказ из ведомства.
После обращения в прокуратуру служащие юстиции запускают в производство собственное расследование. В том случае, если действия (бездействие) должностного лица признаются сотрудниками прокуратуры незаконными, они выступают инициаторами подачи иска.
Иски граждан, ходатайствующих о признании действий должностных лиц незаконными, рассматриваются в арбитраже или суде общей юрисдикции. Это определяется подсудностью. Ходатайство подается по месту проживания гражданина или по месту службы госслужащего. Оспорить действия служащего можно и посредством законного представителя.
Если суд удовлетворяет иск гражданина, то его права восстанавливаются, а должностное лицо наказывается. Возможно как дисциплинарное взыскание, так и увольнение. В крайнем случае –– уголовное преследование.
Как подготовить жалобу на действия должностного лица
Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу. Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица. Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:
- признать действия должностного лица незаконными
- признать бездействие должностного лица незаконным
- признать решение должностного лица незаконным
Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.
В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право.
Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.
Предлагается несколько вариантов передачи жалобы.
Можно передать ее лично, воспользоваться услугами Почты России или отправить через интернет.
Во всех структурах имеются свои сайты (исключение – районные отделения). На сайте есть раздел – интернет-приемные. Именно туда отправляются заявления граждан.
Запомните! Каким бы способом ни была передана жалоба, она в обязательном порядке регистрируется.
Даже если письмо отправлено по интернету, вы получите уведомление, где будет сказано о том, что обращение принято, и какой номер ему присвоен. Если жалобу принесли лично, в канцелярии поставят отметку о приеме (входящий номер документа, дата, подпись принявшего лица).
Полномочия полиции при расследовании уголовных дел в отношении медицинских работников
Компетенция полиции в общем виде сформулирована в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” (далее — Закон о полиции). Так, согласно ст.2 Закона о полиции к основным направлениям деятельности полиции отнесено предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; а также государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Основные права полиции регламентированы статьей 13 Закона о полиции, в которой среди прочего названы следующие права:
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
- вызывать в полицию граждан и должностных лиц;
- получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
- подвергать приводу в полицию граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
- запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан;
- запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан;
- производить следственные и иные процессуальные действия;
- проводить оперативно-разыскные мероприятия.
Стоит обратить внимание, что каждое предоставленное полиции право имеет очерченные законом рамки реализации. Так, например, оперативно-разыскные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”; следственные и иные процессуальные действия — в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Сможет ли помочь прокуратура
Сразу скажем, что отменить действие должностного лица или заставить его выполнить то или иное действие, прокуратура не сможет. Прокуратура вправе:
- направить любому должностному лицу предписание об устранении нарушений закона. К слову сказать, предписание прокурора можно оспорить. То есть сам факт наличия предписания — не эквивалент исправления ситуации в пользу заявителя;
- привлечь должностное лицо к административной или уголовной ответственности, но только в случае, если в действиях должностного лица будут усмотрены квалифицирующие признаки преступления или правонарушения. Отметим, что далеко не каждое действие должностного лица, даже если заявителю оно кажется незаконным, имеет в себе признаки преступления или правонарушения;
- подать исковое заявление в суд в интересах несовершеннолетних, престарелых, инвалидов и недееспособных в случае, если их права были ущемлены. Как мы видим, список лиц очень ограничен.
Правовой аспект вопроса
Применяется два способа обжалования действий: судебный и административный
Обращение в органы власти не всегда приводит к нужным результатам. И заинтересованные лица вынуждены достигать своей цели, обжалуя незаконные, по их мнению, решения или действия.
Кому и как писать жалобу, определяется нормативными актами, регламентирующими деятельность конкретного чиновника или органа. Как правило, это закон или административный регламент, дополняющий его положения. Например, подобным образом построена система управления регистрацией прав на недвижимость, включающая положение об апелляционных комиссиях при Росреестре. В законе об исполнительном производстве нормы, описывающие порядок обжалования, объединены в одном нормативном акте.
Вся схема подачи жалобы в прокуратуру имеет несколько этапов, ибо сразу же идти в эту инстанцию нельзя по закону. Вам необходимо будет пройти всю процедуру подачи нескольких жалоб в саму инстанцию, где было выявлено нарушение, согласно такой иерархии:
- Если нарушил ваши права и свободы конкретный сотрудник территориального подразделения, подавать обращение следует его непосредственному начальству;
- Если начальство игнорирует или пишет отписки на жалобы, необходимо направить обращение в главный территориальный орган;
- Если обращение игнорируется и там, вы вправе обращаться одновременно и в прокуратуру по месту жительства, и в главную инстанцию в сфере нарушения (иерархическое начальство локальных подразделений в Москве).
Подача жалобы в прокуратуру возможна и на втором этапе структуры, однако при этом в жалобе необходимо будет указать, что вы направили копию обращения в центральную районную инстанцию, которая регулирует деятельность нарушившего закон подразделения.
Куда подавать жалобу?
Неправомерные действия должностного лица можно оспаривать в нескольких инстанциях. Как сказано выше, сначала следует обратиться к вышестоящему руководителю.
При трудовых спорах, обращаться нужно в инспекцию по труду. Сотрудники управления наделены полномочиями по проверке предприятий и организаций. Их полномочия охватывают следующие нарушения закона:
- несоблюдений требований по охране труда. Это очень серьезные нарушения и внимание будет уделено самое пристальное;
- все, что связано с начислением и выплатой вознаграждения за труд;
- несоблюдение режима работы и отдыха. Увеличение рабочего времени, непредоставление отпуска и другие ситуации входят в компетенцию инспекции;
- необоснованное увольнение, перевод на другу должность.
В целом, обращаться в инспекцию можно при любых ситуациях, которые связаны с трудовыми права граждан.
Компетенция в рассмотрении дел административного судопроизводства дифференцирована в зависимости от положения органов, в которых работают должностные лица, чьи действия обжалуются, в общей социальной и государственной иерархии.
Так, Верховный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с:
- требованиями о признании незаконными нормативно-правовых актов федерального значения;
- требованиями о приостановлении деятельности СМИ, работающих на уровне 2 и более субъектов Федерации.
Областным или Верховным судам республик РФ подведомственны дела, связанные с:
- государственной тайной;
- обжалованием выводов квалификационной комиссии судей;
- требованиями о признании незаконными нормативных актов на уровне соответствующего субъекта РФ;
- требованиями о признании незаконными нормативных актов на уровне муниципальной власти;
- требованиями о признании незаконными актов политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня);
- обжалованиями нарушений избирательного права.
Все остальные заявления об обжаловании действий должностных лиц подведомственны судам общей юрисдикции – районным и городским (в зависимости от особенностей территориального устройства).
Подсудность определяется по месту нахождения органа, в котором должностное лицо исполняет свои функции.
Если виновный своими действиями не только нарушил права гражданина, но и причинил ему материальный или имущественный вред, то в данном случае целесообразно рассматривать дело не только с точки зрения совершения уголовного преступления. В подобной ситуации потерпевший может инициировать судебное разбирательство, чтобы получить компенсацию убытков, подав соответствующий иск в районный или мировой суд (в зависимости от суммы запрашиваемого возмещения).
Образец искового требования на злоупотребление должностными полномочиями можно взять в канцелярии суда, куда необходимо будет подать 3 экземпляра такого документа и дополнительные материалы. Подобные дела рассматриваются только при условии оплаты госпошлины, поэтому истцу необходимо будет заранее побеспокоиться о ее оплате, иначе в принятии иска ему будет отказано.
В исковом заявлении о причинении ущерба от преступления важно указать достоверную информацию о правонарушении, данные чиновника, который явно вышел за рамки полномочий, и сформулировать свои требования, подкрепив их соответствующими ссылками на законодательные акты. Также важно документально обосновать рассчитанную сумму возмещения, иначе суд определит ее на свое усмотрение или вовсе откажет в удовлетворении такого требования.
Законодатель установил правила, по которым гражданин, желающий обжаловать действия или бездействия, может это сделать как в суде, так и в порядке апелляционного обжалования в вышестоящий госорган. Жалоба всегда составляется в письменном виде и может быть подана непосредственно в саму организацию или по интернету, на бумажных носителях или в электронном виде.
Также у граждан есть право подачи жалобы либо самостоятельно, либо через своего представителя, которому выписывается для этой цели доверенность. Госорган, принявший жалобу на свое рассмотрение, должен за 15 дней ее рассмотреть и предоставить заявителю мотивированный ответ.
Важно: госорган может не отвечать на жалобу в случае, если она содержит: • ненормативную лексику.
- угрозы жизни, имуществу и здоровью представителей госоргана или его семье.
- текст заявления является нечитабельным в том числе и данные заявителям.
Должностное лицо: понятие, границы, компетенция
Единого понятия должностного лица в законодательстве России нет. Если объединить действующие нормы, то официальное лицо на должности:
- находится на службе в органе государственной или муниципальной власти;
- реализует функции органа власти;
- имеет специфический статус (гражданского служащего или военнослужащего).
Статус должностного лица распространяется на сотрудника организации, если ей переданы отдельные функции государственного органа, и в его обязанности входит их реализация. Пример тому сотрудники МФЦ и региональных государственных учреждений.
Компетенция – границы, в пределах которых действует чиновник. Она определяется:
- Конституцией государства.
- Федеральными и региональными законами (в частности, о государственной и муниципальной службе).
- Подзаконными актами федерального и регионального уровня.
- Инструкциями, регламентами.
- Контрактом, подписанным при приеме на службу.
- Приказами руководства.
Все они описывают возможные действия и запреты. Например, законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» описывают полномочия и порядок их реализации приставом-исполнителем.
Чиновник всегда ограничен рамками регламента и полномочиями структуры. Решением руководителя компетенция сотрудника может меняться при совмещении должностей.
Обжалование действий или бездействия чиновника всегда является крайней мерой, когда иные методы и варианты воздействия не оказали должного результата. Сам процесс достаточно сложен, поскольку обывателям трудно разобраться в тонкостях законодательства и судебной практики. Поэтому, приступая к оформлению жалобы и защите своих прав, целесообразно воспользоваться услугами опытного юриста.
Кто подпадает под понятие должностного лица?
Лучше всего этот термин раскрыт в ст. 2.4 КоАП РФ. Должностным лицом признается субъект, наделенный постоянными или временными полномочиям по управлению, административно хозяйственными функциями в государственных или муниципальных организациях.
Например, в круг должностных лиц относятся:
- приставы-исполнители ФССП;
- сотрудники прокуратуры;
- инспекторы налоговой службы;
- работники трудовой инспекции (ФТИ и региональных подразделений);
- чиновники, работающие в ведомствах по охране окружающей среды;
- сотрудники полиции;
- иные категории служащих.
Порядок рассмотрения обращения по существу
В обычном порядке жалобы граждан рассматриваются в течение 30 дней, но при необходимости срок может быть продлен до 1 месяца.
Тем не менее, существуют определенные особенности для каждого вида жалоб.
Запомните! Обращения, из которых следует информация об административном правонарушении, рассматриваются в 15-ти дневный срок. Судебное разбирательство по такому делу производится не более чем в 10-ти дневный срок. Результатом рассмотрения является мотивированное решение, копия которого направляется заявителю.
В решении отражены меры, принятые для ликвидации нарушения и его последствий.
Если в решении содержится отказ в удовлетворении требований заявителя, то обязательно присутствует подробное обоснование со ссылками на нормы права.