Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к организациям, выполняющим режимные наблюдения за грунтовыми водами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Настоящий стандарт разработан с целью обеспечения требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. No 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (1) и Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (2) собственниками и эксплуатирующими организациями мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
Настоящий стандарт разработан в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации и распространяется на мелиоративные системы, их составные части, элементы, гидротехнические сооружения (ГТС) организаций мелиоративного комплекса и сельскохозяйственных производителей независимо от их организационно-правовых форм собственности.
Настоящий стандарт устанавливает требования, обязательные для исполнения собственниками и эксплуатирующими организациями мелиоративных систем, их составных частей, элементов и ГТС при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, консервации объектов мелиоративного комплекса.
При эксплуатации мелиоративных систем, их составных частей, элементов и ГТС наряду с настоящим стандартом соблюдают действующие общие правила безопасности, санитарные правила, правила и инструкции по безопасности труда, противопожарной безопасности и промышленной санитарии. а также требования проектов, учитывающие особенности конкретных объектов мелиоративного комплекса и ГТС.
-
8.1 Ежегодно до наступления паводкового периода на ГТС создают паводковую комиссию под руководством руководителя учреждения или главного инженера эксплуатирующей организации. В задачу комиссии входит разработка плана мероприятий по обеспечению пропуска половодья (паводка) через гидроузел и защиты ГТС от повреждений.
-
8.2 Перечень документации, предоставляемый бюджетными учреждениями в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, на мелиоративные системы и ГТС федеральной собственности при подготовке и проведении противопаводковых мероприятий:
-
— план инженерно-технических и организационных мероприятий по подготовке ГТС. относящихся к государственной собственности Российской Федерации и находящихся в оперативном управлении соответствующих учреждений, к пропуску паводковых вод в соответствующем году, согласованный с территориальными органами — региональными центрами по делам гражданской обороны, к чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
-
— акт обследования ГТС. подготовленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
-
— дефектная ведомость (дефектный акт), подготоеленная(ый) межведомственной комиссией, действующей согласно приказу директора соответствующего учреждения, в состав которой входят представители соответствующего регионального центра и администрации муниципального образования, на территории которого находится ГТС. и утвержденная(ый) директором соответствующего учреждения:
-
— расчет стоимости выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций при пропуске паводковых вод на ГТС. подготовленный в соответствии с нормативно-правовой документацией;
-
— ситуационный план на выполнение работ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций при пропуске паводковых вод на ГТС, утвержденный директором соответствующего учреждения и заверенный печатью учреждения, с приложением фотоматериалов.
-
8.3 План мероприятий по пропуску половодья (паводка) разрабатывают заблаговременно, основываясь на предыдущих и текущем прогнозах Роскомгидромета. содержащих сроки начала и конца половодья, размер и характер его прохождения, а также максимальные величины приточного расхода половодья, который включает следующее:
-
— режим предварительной сработки;
-
— режим работы в период прохождения паводковых расходов;
-
— график маневрирования затворами;
-
• перечень аварийного запаса строительных материалов и мест их нахождения, необходимых для ликвидации возможных размывов и повреждений сооружений, а также перечень транспортных средств, специальной одежды, инструментов и оборудования.
-
8.4 Если для пропуска половодья предусмотрено использование водопропускных сооружений, эксплуатируемых другими ведомствами, то необходимо до начала паводка составить согласованные мероприятия по их подготовке к работе и определить порядок включения в работу.
-
8.5 В состав подготовительных работ перед половодьем (паводком) включены;
-
— общий осмотр паводковой комиссией состояния ГТС;
-
• проверка работоспособности контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;
-
— завершение плановых ремонтов всех ГТС, в том числе устройств, обеспечивающих отвод талых и дренажных вод;
-
• проверка действия затворов и оборудования, работа которых связана с пропуском высоких вод;
-
— выполнение мероприятий по обеспечению надежной работы затворов и их подъемных устройств;
-
• разборка или удаление временных сооружений и конструкций;
-
• дополнительное укрепление откосов грунтовых сооружений и берегов в местах, подверженных размыву;
-
• защита линий электропередач, расположенных в пойменных участках, от подмыва оснований и воздействия льда во время ледохода;
-
• расчистка от снега и наледей нагорных канав у сооружений, кюветов на гребне и бермах плотин;
-
• вывоз до наступления высоких вод с затопляемых территорий оборудования, механизмов, материалов и др.;
■ подготовка к возможному выполнению мероприятий по ослаблению ледяного покрова, в том числе к производству взрывных работ;
-
— разработка и согласование с местными органами власти и другими организациями совместных планов действий в случае аварийных ситуации при прохождении ледохода и высоких вод. в том числе по оказанию помощи эксплуатирующей организации;
-
— организация аварийных бригад на время пропуска половодья (паводков), их обучение производству работ, которые могут потребоваться при пропуске паводка, проведение инструктажа по технике безопасности;
-
— усиление электроосвещения акватории в эоне водосбросов;
-
— проверка и поддержание в исправном состоянии проездов и подъездов для автомобильного транспорта к ГТС и складам аварийного запаса с учетом неблагоприятных метеорологических условий.
-
8.6 Срок окончания подготовительных работ устанавливают в зависимости от местных условий, но не позднее чем за 15 дней до начала половодья, определенного прогнозом Роскомгидромвта. Осуществляют ежедневный контроль над своевременным выполнением мероприятий, предусмотренных планом по пропуску половодья.
-
8.7 В местной инструкции по эксплуатации ГТС приведен перечень работ, выполняемых на сооружении в период подготовки и прохождения паводка, с распределением обязанностей эксплуатационного персонала на этот период.
-
8.8 Режим предпаводковой сработки ГТС при пропуске половодий устанавливают в соответствии с требованиями Правил эксплуатации эаиляемых водохранилищ малой и средней емкости. Режим работы в этот период осуществляют, как правило, службы оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) согласно диспетчерским графикам.
-
8.9 Для каждого ГТС разрабатывают схему оптимального маневрирования затворами в зависимости от прохождения паводка, обеспечивающую наиболее благоприятные условия сопряжения потока в нижнем бьефе и не приводящую к повреждениям ГТС. разрушению креплений и подмывам дна. с учетом режима работы.
-
8.10 Режим работы водосбросных сооружений установлен проектом с последующим уточнением по мере накопления опыта эксплуатации и заносится в местную инструкцию по эксплуатации ГТС. Возможные отступления от порядка работы водосбросных отверстий с целью сброса плавающего льда, шуги и мусора указаны в местной инструкции.
-
8.11 Пропуск паводковых расходов и плавника
-
8.11.1 В порядке подготовки к пропуску паводка проводят:
-
-
— обследование сооружений гидроузла, подводящего русла и нижнего бьефа:
« опробование затворов и подъемных механизмов на предмет оперативного маневрирования;
-
• восполнение аварийного запаса материалов, запасных деталей и узлов оборудования;
-
— завершение ремонта сооружений и оборудования;
-
• организацию и инструктаж аварийных бригад, установление графиков и мест их дежурства. оснащение инструментами, средствами транспорта и связи.
-
8.11.2 При пропуске весеннего паводка особое внимание необходимо уделять возможному возникновению заторов и зажоров льда, принимать оперативные меры по их предупреждению, пропускать лед через водосбросные отверстия по всему их фронту.
-
8.11.3 При пропуске летних паводкое. формируемых таянием ледников и снега в верховьях реки, обильными ливнями или сочетанием того и другого эксплуатационная служба особое внимание уделяет готовности сбросного фронта гидроузла к обеспечению пропуска паводковых расходов, маневренности гидромеханического оборудования, соответствию приемлемого времени на открытие затворов скорости нарастания паводка.
При этом должны быть соблюдены следующие требования:
-
— открытие водосбросных отверстий производится постепенно с целью недопущения образования больших волн, а также для возможно большего распределения потока сбрасываемой воды по всему фронту сооружения;
-
— если водосливные отверстия имеют различные отметки гребня, то первоочередной сброс воды осуществляют через водосбросные отверстия, имеющие более высокую отметку гребня водослива;
-
— не допускать сосредоточенных сбросов воды, особенно при низком уровне нижнего бьефа, создавать оптимальное направление потока воды и допустимые икористи.
-
8.11.4 О возникновении аварийных ситуаций эксплуатационная служба немедленно оповещает органы государственной власти и соответствующие дежурно-диспетчерские службы.
-
8.11.5 Защиту гидроузла от плавающего мусора и предметов, особенно многочисленных в период паводка, выполняют двухступенчато:
-
— вначале — накопление плавника в верхнем бьефе при помощи плавучей запани или забральной стенки с его периодическим сбросом в нижний бьеф путем подъема затвора, опускания верхней части сдвоенного затвора или открытия клапана:
-
— затем — накопление плавника на сорозадерживающих решетках с их периодической ручной или механической очисткой и последующим уничтожением.
-
8.12 После прохождения половодья (паводка) все ГТС. особенно крепления нижнего бьефа, а также оборудование осматривают, выявляют повреждения и назначают сроки их устранения.
Создание локальной наблюдательной сети
Для определения воздействия на эксплуатируемый водоносный горизонт недропользователь обязан, согласно условиям лицензионного соглашения, создать режимную наблюдательную сеть, состоящую из одной или группы скважин. Согласно методическим рекомендациям «Организация и производство наблюдений за режимом уровня, напора и дебита подземных вод» (Москва, ВСЕГЕНГЕО, 1983 г.) в состав опорной наблюдательной сети обычно входят:
а) региональные створы наблюдательных скважин, закладываемые в типичных условиях, вкрест простирания гидрогеологических зон, на больших пространствах. Эти створы могут дополняться неглубокими скважинами (100 — 200 м), на небольших расстояниях от основных скважин, которые образуют расчетные участки;
б) локальные створы наблюдательных скважин для детального изучения режима и баланса подземных вод, включая исследование нарушенного режима;
в) «конверты» и кусты таких же скважин, служащие соответственно для расчета элементов баланса грунтовых вод, при двухмерном в плане движения, и исследования перетекания вод по вертикали, а также для оценки баланса межпластовых водоносных горизонтов;
Количество наблюдательных скважин зависит от целей мониторинга. Для исследования распространения фронта загрязнённых вод наблюдательная сеть наращивается от источника загрязнения, вниз по потоку подземных вод, а в районе водозаборов – от границы области загрязнения по направлению к водозабору. Частота и показатели опробования установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах (СанПиН) 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» или в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», Водным Кодексом Российской Федерации, организация и ведение мониторинга подземных вод являются обязанностью юридических лиц, получивших лицензию на недропользование для добычи подземных вод.
Законодательной и нормативной базой создания и ведения мониторинга подземных вод являются:
· Водный кодекс Российской Федерации;
· Закон Российской Федерации «О недрах»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 г. № 307 «О мониторинге водных объектов»;
· Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах. М., 2000;
· СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
· СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»
Общие правила отбора проб
Правильную характеристику качества воды можно получить только в тех случаях, если проба отобрана правильно и с большой тщательностью. Пробы воды из эксплуатационной скважины отбираются из струи воды, подаваемой насосом. Способы отбора воды на лабораторные исследования должны обеспечить максимальное сохранение солевого состава исследуемой воды и гарантировать исключение элементов случайности в отобранной пробе (загрязнение, застойность и др.).
Бутылки и пробки должны быть хорошо промыты 1% раствором НCl и дистиллированной водой. Перед заполнением бутылки и перед закупоркой пробки ополаскивают отбираемой водой не менее 3-х раз.
Для проб, предназначенных для определения микрокомпонентов, лучше всего применять корковые пробки, т.к. резиновые или пластмассовые могут содержать цинк, сурьму и другие элементы, способные переходить в раствор. Закупорка бутылок должна быть герметичной. К каждой бутылке с пробой воды должна быть прикреплена этикетка. Для направления в лабораторию проб воды составляется акт отбора.
Пробы воды должны быть доставлены в лабораторию в течении 24 часов после их отбора.
Анализы должны выполняться в специализированных сертифицированных и аккредитованных лабораториях, в соответствии с действующими нормами и правилами ГОСТа.
Один раз в год должна проводиться генеральная проверка состояния эксплуатационной скважины, при которой устанавливается состояние обсадных труб, водоприемной части скважины, насосного оборудования, промеряется глубина скважины, производится извлечение из скважины водоподъемника (насоса) и его осмотр. Результаты проверки скважины должны быть задокументированы и составлен акт в произвольной форме. В акте проверки технического состояния скважины должны указываться состояние обсадных труб, фильтровой части скважины, насосного оборудования, глубины скважины, а также проведенные ремонтные и профилактические работы. Эти документы хранятся в материалах по скважине. По результатам генеральной проверки назначают вид ремонта и принимают меры для обеспечения нормальной эксплуатации водозаборных сооружений.
Особенности расположения
Размещение створов наблюдения определяется морфологическими и гидрологическими особенностями водного объекта, положением источников загрязнения, составом и объемом сточных вод, а также интересами водопользователей.
Одни створ ставят на водостоках, которые не имеют системного сброса сточных вод. Еще один устанавливают в километре выше от основного источника загрязнения (за зоной его влияния). Иные ставят за зоной воздействия загрязненных источников. При расположении створов учитывают степень загрязненности местности и смещение речных и сточных вод.
Ведение мониторинга водных объектов предполагает установку не меньше трех створов, которые должны располагаться по акватории равномерно. При установке пунктов наблюдений учитывают интенсивность движения, а также глубину водоема.
В створе водного объекта допускается несколько вертикалей с взятием проб из различных горизонтов. Число вертикалей характеризуется шириной загрязненной зоны, а также условиями смещения сточных и природных вод. Численность горизонтов определяется глубиной объекта.
Принципы Единой системы мониторинга
Они представляют собой:
-
функционирование на базе методологического, информационного, организационного, информационного подхода;
-
применение возможностей иной мониторинговой системы.
В качестве основных задач оценки состояния природных ресурсов и окружающей среды выделяют:
-
сбор достоверной информации об ОС, экосистемах и биологическом разнообразии, видах антропогенных воздействий, факторах среды обитания, воздействии на здоровье человека;
-
прогноз и оценка состояния среды, анализ антропогенного действия показателей состояния биосферы, целостности экосистем;
-
предоставление данных для анализа результативности принимаемых экономических решений и мероприятий по гарантированию экологической безопасности.
Наблюдения за химическим составом воды в скважине
Пользователи скважин, согласно законодательству, обязательно регулярно исследуют воду на бактерицидный и химический состав и радиологию. Это позволяет установить качество подземных вод.
Для анализа берутся пробы воды из наблюдательных скважин после проведения откачки. Частота забора проб и нормы показателей установлены в правилах и в требованиях по недропользованию.
Проведение отбора проб воды кроме знаний и навыков требует соблюдения мер безопасности, поэтому целесообразно доверить эти операции специалистам по гидромониторингу, лаборатории, которая занимается анализами или органам Госсанэпиднадзора.
На основании журналов наблюдений составляются отчёты, рекомендации и получать заключения о допустимости использования вод для питьевого водоснабжения.
Преимущества специалистов Лаборатории Экспертиз
Для проведения полноценного мониторинга подземных вод необходимо иметь специальное оборудование, датчики, иметь опыт работы с оборудованием, в том числе химикатами.
Лаборатория Экспертиз за годы работы собрала штат опытных специалистов, которые справляются со многими нестандартными задачами заказчиков. Это возможно и благодаря современному оборудованию и приборам, которые регулярно проходят поверку в контрольных органах.
После заключения договора составляется программа мониторинга, которая проходит согласование в государственных структурах.
Лаборатория Экспертиз проводит комплексные геологические работы и исследования на строительных объектах и при сооружении водозаборов.
Наблюдательные скважины и гидрогеология предполагают решение инженерно-геодезических задач.
В результате заказчик получает:
- итоги мониторинга в установленной форме,
- акт с указанием реального состояния обсадной колонны, скважины, насосов, установленная глубина скважины, какие ремонтные и профилактические работы проведены
- сведения по химическому и микробиологическому составу подземных вод.
Лаборатория Экспертиз нацелена на повышение качества выполнения работ. Применяем современное оборудование, успешный опыт решения задач и оптимизируем бизнес-процессы.
IV. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
75. Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
- превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
- превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
- превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
76. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:
- выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой;
- отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
- максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
- информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.
77. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст.523) и приложениями N 2 — N 4 к Санитарным правилам.
78. Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о:
- возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;
- каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим — превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».
Правила выбора приоритетных показателей воды в подземных водоисточниках в зонах влияния различных объектов хозяйственной деятельности при проведении лабораторных исследований в рамках производственного контроля
Объекты хозяйственной деятельности | Загрязняющие вещества, обнаруженные в подземных водоисточниках в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы |
---|---|
Нефтебазы | Нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, фенолы, железо, бром, аммоний, марганец |
Нефтеперерабатывающие предприятия | Нефтепродукты, фенолы, синтетические поверхностно-активные вещества, свинец, хлориды, сульфаты, химическое потребление кислорода, формальдегид, аммоний, нитраты, толуол, этилбензол, ксилол |
Аэропорты | Нефтепродукты, фенолы |
Нефтяные месторождения | Нефтепродукты, хлориды, фенолы, синтетические поверхностно-активные вещества, ртуть, марганец, железо |
Полигоны твердых коммунальных отходов | Нефтепродукты, фенолы, аммоний, железо, кадмий, акриламид, стирол, хлориды, синтетические поверхностно-активные вещества, свинец, марганец |
Полигоны промышленных отходов | Нефтепродукты, фенолы, железо, кадмий, свинец, ртуть, сурьма, аммоний, никель, хром, бензол |
Предприятия органического синтеза | Нефтепродукты, бензол, формальдегид, этилбензол, моноэтаноламин, кадмий, свинец, хлороформ, никель, ртуть, хром, поверхностно-активные вещества, кобальт, мышьяк, марганец, бром, бор, аммоний, цинк, медь |
Городские канализационные очистные сооружения | Нефтепродукты, фенолы, железо, аммоний, нитриты, нитраты, бром, синтетические поверхностно-активные вещества |
Сельскохозяйственные предприятия | Пестициды, аммиак, нефтепродукты, фенолы, синтетические поверхностно-активные вещества, нитриты, нитраты, минерализация, хлориды |
Нефте- и газопроводы | Нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества |
Пруды-отстойники | Нефтепродукты, железо, минерализация, синтетические поверхностно-активные вещества, бром, бор, аммоний |
Поля орошения | Нефтепродукты, фенолы, аммоний, минерализация, нитраты, нитриты, хлориды |
Предприятия теплоэнергетики | Нефтепродукты, фенолы, хлориды, сульфаты, синтетические поверхностно-активные вещества, аммоний, никель, свинец, марганец, железо, алюминий, вольфрам |
Объекты хозяйственной деятельности | Загрязняющие вещества, обнаруженные в подземных водоисточниках в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы |
Рудообогатительные и металлургические предприятия | Ксантогенаты, марганец, железо, барий, сульфаты, минерализация, никель, стронций, титан, фтор, алюминий, мышьяк, цинк, свинец, медь, молибден, цианиды, роданиды |
Установление минимальных расстояний до трубопроводов предусмотрено различными нормативно-правовыми актами. Например, в ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывается, что владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ей организацией. В абз. 4 ст. 32 данного закона указывается, что здания, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В настоящее время сами минимальные расстояния от объектов капитального строительства различных категорий до трубопроводов устанавливаются нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (например, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов»).
Так, в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (данное положение является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
Статус особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – закон № 33-ФЗ). При этом необходимо различать:
1) сами особо охраняемые природные территории;
2) охранные зоны таких особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относятся только охранные зоны особо охраняемых природных территорий (вероятно, по логике законодателя, в данном случае ЗОУИТ является территория, устанавливаемая в связи с существованием определённого объекта, но не сама территория такого объекта, что не отменяет необходимость соблюдения специального режима в границах самого объекта). Правовой режим самих особо охраняемых природных территорий устанавливается путём т. н. зонирования (п. 14 ст. 2 закона № 33-ФЗ в ред. законов № 342-ФЗ и № 505-ФЗ):
- основные (а также при необходимости вспомогательные) виды разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории; в случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории;
- в случаях, если разрешённое использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов;
- положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 01.09.2018, должны быть приведены в соответствие с требованиями закона до 01.07.2020;
- до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешённого использования земельных участков, предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 01.07.2020 указанные виды разрешённого использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (п. 6 ст. 26 закона № 342-ФЗ);
- в случае включения населённых пунктов в состав особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 3.1 закона № 33-ФЗ виды разрешённого использования и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются ПЗЗ.
Такое определение ограничений в границах особо охраняемых природных территорий путём установления видов разрешённого использования и предельных параметров не следует путать с градостроительным зонированием (в силу п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий). В данном случае речь идёт просто о способе установления ограничений деятельности в границах особо охраняемой природной территории.
2.5.1. В процессе эксплуатации сооружений искусственного пополнения подземных вод персонал обязан:
а) вести систематический учет количества воды, а также наблюдение за качеством и уровнем воды на всех этапах пополнения, в том числе в наблюдательных скважинах;
б) обеспечить заданные режимы работы насосных агрегатов и сооружений для предварительной и последующей очистки воды;
в) вести постоянное наблюдение за режимами заполнения и опорожнения инфильтрационного бассейна;
г) своевременно производить чистку и ремонт инфильтрационного бассейна;
д) вести постоянное наблюдение за уровнем (напором) воды в закрытых сооружениях (скважин, колодцев, галерей);
е) вести наблюдение за изменением приемистости закрытых инфильтрационных сооружений;
ж) своевременно производить чистку и восстановление приемистости закрытых инфильтрационных сооружений.
2.5.2. Качество воды, поступающей в систему искусственного пополнения, должно соответствовать требованиям (43) и рекомендаций (44).
2.5.3. Уровень воды в источнике водоснабжения и уровень (напор) в инфильтрационных сооружениях следует измерять не реже одного раза в сутки, статический уровень воды в эксплуатационных скважинах — не реже одного раза в месяц, в наблюдательных скважинах — по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов.
2.5.4. Перед заполнением бассейна проверяют состояние дна и, если обнаружены неровности, выравнивают его, удаляя отложения и засыпая углубления промытым песком.
2.5.5. Бассейн заполняют водой не ранее, чем через 1 сутки после очистки и просушки дна. Расход воды, подаваемой в бассейны, не должен превышать 50% расчетного расхода. После образования 15-20 сантиметрового слоя воды над дном, расход воды постепенно увеличивают до заданного слоя, следя за тем, чтобы не размывались откосы или дно.
2.5.6. При отсутствии сооружений для предварительной очистки не допускается заполнение бассейна водой в периоды весеннего и дождевых паводков.
2.5.7. При работе бассейна заданный расход воды подают до тех пор, пока поддерживается требуемый уровень. В дальнейшем, по мере образования в бассейне кольматирующей пленки, требуемый уровень поддерживают при уменьшении расхода подаваемой воды.
2.5.8. Бассейн отключают на чистку при снижении расхода воды, обусловленного кольматацией, до минимального расчетного значения.
2.5.9. Опорожнение бассейна достигается за счет естественной инфильтрации при полном прекращении подачи воды.
Примечания:
1. Для быстрого опорожнения бассейна допускается откачка воды насосами.
2. При гидравлическом способе очистки подачу воды в бассейн не прекращают.
2.5.10. При механической очистке бассейнов с помощью специальных машин и механизмов необходимо обеспечивать:
а) горизонтальность фильтрующей поверхности днища;
б) перемещение срезанной массы осадка и загрязненного грунта за пределы бассейна;
в) минимальное давление на грунт, предотвращающее уплотнение фильтрующей поверхности днища.
2.5.11. Не допускается заполнять или опорожнять бассейн при заморозках;
высота слоя воды над днищем в этом период должна постоянно поддерживаться на уровне, предотвращающем промерзание воды в бассейне, но не менее 1 м.
2.5.12. Для предотвращения намораживания при образовании в бассейне ледяного покрытия следует проводить снегозадержание на поверхности льда. Не допускается въезд транспорта па лед бассейна и хождение по нему эксплуатационного персонала.
2.5.13. Осмотр инфильтрационных бассейнов необходимо проводить при каждом его опорожнении, а в случае необходимости, выполнять текущий ремонт по устранению выявленных повреждений (ремонт откосов, берм, лотков, подающих трубопроводов, запорной арматуры и др.)
2.5.14. Эксплуатацию инфильтрационных сооружений закрытого типа (скважин, колодцев, траншей и др.) осуществляют в режиме постоянного расхода и останавливают при снижении расчетной приемистости инфильтрационных сооружений.
2.5.15. Восстановление приемистости инфильтрационных сооружений закрытого типа производится в соответствии с рекомендациями (18).
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 гидротехнические сооружения: Инженерные сооружения и устройства, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.
3.2
мелиоративная система: Комплекс взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств, включая земельные участки в границах полосы отвода мелиоративной системы или гидротехнического сооружения, обеспечивающих создание благоприятного водного, воздушного и теплового режимов почв и микроклимата на мелиорированных землях. [СП 100.13330.2016, пункт 3.21] |
8.1 Ежегодно до наступления паводкового периода на ГТС создают паводковую комиссию под руководством руководителя учреждения или главного инженера эксплуатирующей организации. В задачу комиссии входит разработка плана мероприятий по обеспечению пропуска половодья (паводка) через гидроузел и защиты ГТС от повреждений.
8.2 Перечень документации, предоставляемый бюджетными учреждениями в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, на мелиоративные системы и ГТС федеральной собственности при подготовке и проведении противопаводковых мероприятий:
— план инженерно-технических и организационных мероприятий по подготовке ГТС, относящихся к государственной собственности Российской Федерации и находящихся в оперативном управлении соответствующих учреждений, к пропуску паводковых вод в соответствующем году, согласованный с территориальными органами — региональными центрами по делам гражданской обороны, к чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— акт обследования ГТС, подготовленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— дефектная ведомость (дефектный акт), подготовленная(ый) межведомственной комиссией, действующей согласно приказу директора соответствующего учреждения, в состав которой входят представители соответствующего регионального центра и администрации муниципального образования, на территории которого находится ГТС, и утвержденная(ый) директором соответствующего учреждения;
— расчет стоимости выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций при пропуске паводковых вод на ГТС, подготовленный в соответствии с нормативно-правовой документацией;
— ситуационный план на выполнение работ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций при пропуске паводковых вод на ГТС, утвержденный директором соответствующего учреждения и заверенный печатью учреждения, с приложением фотоматериалов.
8.3 План мероприятий по пропуску половодья (паводка) разрабатывают заблаговременно, основываясь на предыдущих и текущем прогнозах Роскомгидромета, содержащих сроки начала и конца половодья, размер и характер его прохождения, а также максимальные величины приточного расхода половодья, который включает следующее:
— режим предварительной сработки;
— режим работы в период прохождения паводковых расходов;
— график маневрирования затворами;
— перечень аварийного запаса строительных материалов и мест их нахождения, необходимых для ликвидации возможных размывов и повреждений сооружений, а также перечень транспортных средств, специальной одежды, инструментов и оборудования.
8.4 Если для пропуска половодья предусмотрено использование водопропускных сооружений, эксплуатируемых другими ведомствами, то необходимо до начала паводка составить согласованные мероприятия по их подготовке к работе и определить порядок включения в работу.
8.5 В состав подготовительных работ перед половодьем (паводком) включены:
— общий осмотр паводковой комиссией состояния ГТС;
— проверка работоспособности контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;
— завершение плановых ремонтов всех ГТС, в том числе устройств, обеспечивающих отвод талых и дренажных вод;
— проверка действия затворов и оборудования, работа которых связана с пропуском высоких вод;
— выполнение мероприятий по обеспечению надежной работы затворов и их подъемных устройств;
— разборка или удаление временных сооружений и конструкций;
— дополнительное укрепление откосов грунтовых сооружений и берегов в местах, подверженных размыву;
— защита линий электропередач, расположенных в пойменных участках, от подмыва оснований и воздействия льда во время ледохода;
— расчистка от снега и наледей нагорных канав у сооружений, кюветов на гребне и бермах плотин;
— вывоз до наступления высоких вод с затопляемых территорий оборудования, механизмов, материалов и др.;
— подготовка к возможному выполнению мероприятий по ослаблению ледяного покрова, в том числе к производству взрывных работ;
— разработка и согласование с местными органами власти и другими организациями совместных планов действий в случае аварийных ситуаций при прохождении ледохода и высоких вод, в том числе по оказанию помощи эксплуатирующей организации;
— организация аварийных бригад на время пропуска половодья (паводков), их обучение производству работ, которые могут потребоваться при пропуске паводка, проведение инструктажа по технике безопасности;
— усиление электроосвещения акватории в зоне водосбросов;
— проверка и поддержание в исправном состоянии проездов и подъездов для автомобильного транспорта к ГТС и складам аварийного запаса с учетом неблагоприятных метеорологических условий.
8.6 Срок окончания подготовительных работ устанавливают в зависимости от местных условий, но не позднее чем за 15 дней до начала половодья, определенного прогнозом Роскомгидромета. Осуществляют ежедневный контроль над своевременным выполнением мероприятий, предусмотренных планом по пропуску половодья.
8.7 В местной инструкции по эксплуатации ГТС приведен перечень работ, выполняемых на сооружении в период подготовки и прохождения паводка, с распределением обязанностей эксплуатационного персонала на этот период.
8.8 Режим предпаводковой сработки ГТС при пропуске половодий устанавливают в соответствии с требованиями Правил эксплуатации заиляемых водохранилищ малой и средней емкости. Режим работы в этот период осуществляют, как правило, службы оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) согласно диспетчерским графикам.
8.9 Для каждого ГТС разрабатывают схему оптимального маневрирования затворами в зависимости от прохождения паводка, обеспечивающую наиболее благоприятные условия сопряжения потока в нижнем бьефе и не приводящую к повреждениям ГТС, разрушению креплений и подмывам дна, с учетом режима работы.
8.10 Режим работы водосбросных сооружений установлен проектом с последующим уточнением по мере накопления опыта эксплуатации и заносится в местную инструкцию по эксплуатации ГТС. Возможные отступления от порядка работы водосбросных отверстий с целью сброса плавающего льда, шуги и мусора указаны в местной инструкции.
8.11 Пропуск паводковых расходов и плавника
8.11.1 В порядке подготовки к пропуску паводка проводят:
— обследование сооружений гидроузла, подводящего русла и нижнего бьефа;
— опробование затворов и подъемных механизмов на предмет оперативного маневрирования;
— восполнение аварийного запаса материалов, запасных деталей и узлов оборудования;
— завершение ремонта сооружений и оборудования;
— организацию и инструктаж аварийных бригад, установление графиков и мест их дежурства, оснащение инструментами, средствами транспорта и связи.
8.11.2 При пропуске весеннего паводка особое внимание необходимо уделять возможному возникновению заторов и зажоров льда, принимать оперативные меры по их предупреждению, пропускать лед через водосбросные отверстия по всему их фронту.
8.11.3 При пропуске летних паводков, формируемых таянием ледников и снега в верховьях реки, обильными ливнями или сочетанием того и другого эксплуатационная служба особое внимание уделяет готовности сбросного фронта гидроузла к обеспечению пропуска паводковых расходов, маневренности гидромеханического оборудования, соответствию приемлемого времени на открытие затворов скорости нарастания паводка.
При этом должны быть соблюдены следующие требования:
— открытие водосбросных отверстий производится постепенно с целью недопущения образования больших волн, а также для возможно большего распределения потока сбрасываемой воды по всему фронту сооружения;
— если водосливные отверстия имеют различные отметки гребня, то первоочередной сброс воды осуществляют через водосбросные отверстия, имеющие более высокую отметку гребня водослива;
— не допускать сосредоточенных сбросов воды, особенно при низком уровне нижнего бьефа, создавать оптимальное направление потока воды и допустимые скорости.
8.11.4 О возникновении аварийных ситуаций эксплуатационная служба немедленно оповещает органы государственной власти и соответствующие дежурно-диспетчерские службы.