Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.
Что является хищением бюджетных средств
Допустим, человек намеренно завышает цену ремонта, чтобы часть средств забрать себе. Подобное преступление может совершаться как одним человеком, так и группой лиц. Учитывая тот факт, что нанесенный ущерб из-за неправомерных действий может достигать миллиардов рублей, бюджет серьезно страдает. Из-за этого хуже реализуются региональные и федеральные целевые программы.
Казнокрадство может назначаться по двум статьям: 160 УК РФ (присвоение и растрата) или же статья 159 УК РФ (мошенничество). В большинстве случаев преступление имеет коррупционную составляющую. Чтобы распорядиться бюджетными средствами, необходимо обладать особыми должностными полномочиями.
Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.
Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.
Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.
Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.
В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.
Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.
Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.
Куда сообщить о хищении бюджетных средств?
О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.
В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.
Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий.
В Москве контакты ГУЭБиПК МВД РФ расположены по адресу ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Звонить следует по номеру – 84956672020.
В каждом региональном и территориальном подразделении МВД есть такие отделения, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений о хищении бюджетных средств.
Срок давности по присвоению бюджетных средств
Гражданско-правовые категории в публичном праве // Журнал российского права. 2011. N 9. С. 19 — 28. Срок давности за нецелевое использование бюджетных средств в 2022? Ровинский Е. А.
Основные вопросы теории советского финансового права.
В большинстве случаев, бюджетные средства похищаются посредством нецелевых или неправомерных расходов, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, когда бюджетные средства выделяются для реализации федеральных и региональных целевых программ. При этом бюджету причиняется ущерб в крупном и особо крупном размере, который исчисляется миллионами рублей.
При этом бюджету причиняется ущерб в крупном и особо крупном размере, который исчисляется миллионами рублей.
Растрата бюджетных средств ук рф д. Второй — бездействие (например, когда лицо, которому было вверено имущество, заявляет законному собственнику, что оно сгорело в пожаре). За хищение бюджетных денежных средств осужден директор педагогического училища г. Тулы Забиняк Н. Б. Используя свое служебное положение, он присвоил вверенные ему денежные средства в сумме 9 823 507 рублей, выделенные в качестве субсидий из бюджета Тульской области на оплату труда сотрудников колледжа, причинив Министерству образования Тульской области ущерб в особо крупном размере.
В данной статье мы ответим на следующие вопросы: как срок исковой давности зависит от тяжести преступления? какой закон его регламентирует?
Статья 160 УК РФ — присвоение или растрата В данной статье рассматриваются отличия присвоения от растраты, квалификация противоправных действий и уголовная ответственность за их совершение.
Что считается экономическим преступлением и какое наказание за него? Составляя общую картину экономического правонарушения, правоохранительные органы определяют его объективные и субъективные стороны.
Объектами финансового преступления выступают следующие положения, которые характеризуют тип финансовой деятельности, тяжесть и масштабы последствий преступного деяния: Действия физических или юридических лиц, компаний (махинации при получении кредитов – ст. 176 УК РФ; заключение сделок с помощью физического или психологичного давления – ст. какой срок давности предусмотрен за кражу?
Срок давности за воровство в особо крупных размерах
Если преступник страдает психическим отклонениями, к уголовной ответственности за мошенничество его не привлекут. Виды ущерба Размер ущерба, который был нанесен гражданину в результате мошенничества, определяется в зависимости от суммы похищенного:
УК РФ. И оно отличается от других видов хищения.
Злоумышленник не ворует чужое, а создает жертве такую психологическую обстановку, в которой она добровольно передает ему свои деньги и ценности. Преступник не применяет к потерпевшему физического воздействия, не высказывает угрозы, а использует обман или злоупотребляет хорошим отношением со стороны жертвы.
Мошенничество не предполагает физического или психологического насилия, злоумышленник использует силу убеждения. Под обманом подразумевают:
Чтобы не попасть в сети мошенников, нужно проявлять бдительность и не доверять свои ценности даже хорошим знакомым. Если мошенникам удалось завладеть вашим имуществом или деньгами, следует незамедлительно обратиться за помощью к опытному юристу и в полицию. Особое внимание уделяется смягчающим или отягчающим вину преступника обстоятельствам. Срок давности преступлений в сфере хищения госбюджетных средств? Учтите, что ч. 5 ст. 159 УК РФ предусматривает наказание за особо крупный размер хищения при мошенничестве, совершенном при осуществлением предпринимательской деятельности. Срок давности по краже имущества Внимание Этому способствует реализация корыстной цели, которая характеризуется намерением использовать чужую собственность в личных целях, извлекая из этого финансовую выгоду.
Что представляет собой хищение бюджетных средств?
Хищение бюджетных средств – это кража у государства. Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.
Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием. Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.
При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.
Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы. Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение. Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.
Меры ответственности за хищение госимущества
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.
Основной статьей, которая может применяться в отношении виновных лиц, считается классическая кража – ст.158 кодекса Российской Федерации. Здесь сразу стоит обратить внимание на ее вторую часть, где сказано про проникновение в помещение. В комментариях к статье указано, что таким признается хозпостройки, которые обособлены от жилых строений. Сюда также относят трубопроводы, а равно любые иные строения, где могут храниться на постоянной или временной основе материальные ценности. Именно это и будет относиться к предприятиям, в том числе и государственным.
Можно также отнести к данной категории все иные виды хищений, отраженных в уголовном законодательстве, но больше внимания уделяется таких преступным деяниям, как присвоение или растрата. Они отражены в одной статье, но между собой отличаются по целому ряду признаков. Самое главное, чтобы присутствовал действительно корыстный мотив в действиях виновного, а не признаки иного деяния.
Здесь предусмотрен несколько иной субъект, который можно назвать даже специальным. Ведь речь идет про государственное имущество, переданное виновному под временное владение и распоряжение. То есть, оно было ему вверено на основании заключенного трудового договора, или по специальному акту предприятия или общественной организации. В каждой ситуации следует все рассматривать индивидуально.
Представители Госдумы в ближайшее время планирует внести законопроект, согласно которого внесутся изменения в уголовное законодательство. Меры воздействия за расхитителей госимущества будут доходить вплоть до смертной казни. Они, таким образом, стремятся вернуться к воздействию на преступный контингент. Основное отличие в наказании будет зависеть от размера причиненного вреда.
Когда сумма похищенных средств из бюджета составит меньше 10 млн. руб., можно отправиться за решетку от 5 до 10 лет. Когда сумма перескочит 50 млн. руб. – у суда появляется возможность отправить в места заключения до окончания жизни.
Это добавит в УК совершенно новые статьи, которые будут указывать на диспозицию, связанную с кражей средств из бюджета, а также финансов фондов, не имеющих отношения к бюджету. С таким мнением не полностью согласны представители Верховного суда. Основная причина – противоречие с конституционными правами.
Напоминаем, что вы всегда можете получить юридическую консультацию по телефону бесплатно.
Пример из судебной практики
Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4, а именно – лишение свободы на 5 лет.
Меры ответственности за хищение госимущества
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.
Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:
Статья УК РФ | Состав и квалификация преступления | Меры наказания |
---|---|---|
158.1 | тайное хищение |
|
158.2 | то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение |
|
158.3 | тайное хищение в крупном размере |
|
158.4 | тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет |
159.3 | хищение имущества с использованием служебного положения |
|
159.4 | то же деяние в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей и возможным огранич. свободы до 2 лет |
Пример из судебной практики
Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4 , а именно – лишение свободы на 5 лет.