Каков порядок списания безнадежной задолженности по налогам по решению правительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каков порядок списания безнадежной задолженности по налогам по решению правительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Итак, понятие «списание безнадежной налоговой задолженности» является многогранным: под этот способ освобождения от долгов попадает и их аннулирование по общему правилу (если истек срок взыскания), и налоговая амнистия. В первую очередь разберемся, когда долг аннулируется по ст. 59 Налогового кодекса РФ. Нужно отметить, что налоговая может требовать оплаты долга в течение 3 лет.

Как происходит списание безнадежных долгов по налогам?

Этот срок предусмотрен и для транспортного налога, и для платежей за недвижимость (квартиры, дома и т.д.) и землю. Списать налог возможно при условии, что налоговый орган:

  • не отправил требование о его уплате налогоплательщику;
  • не подал исковое заявление в суд (при наличии задолженности налоговики имеют право обращаться в суд для взыскания долга с налогоплательщика);
  • не предъявил исполнительный документ к исполнению.

Для списания налога не нужно обращаться с какими-либо заявлениями в налоговый орган, поскольку долг списывается инспекцией самостоятельно. Но, конечно, если основания для того, чтобы списать долг, есть, а этого не происходит, налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию. При возникновении спорной ситуации может потребоваться обращение в суд для признания задолженности безнадежной и, соответственно, для ее последующего списания.

Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут налоги и взносы

В конце прошлого года был принят судьбоносный закон, направленный на списания долгов по налогам и взносам. В нашей статье мы расскажем о том, кто вправе воспользоваться данным правом и как это работает на практике.

Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:

  • физлицам простят долги перед бюджетом по имущественным налогам (транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), которые образовались по состоянию на 01.01.2015, а также пени, начисленные на указанную задолженность;
  • ИП, а также физлицам, которые ранее занимались коммерцией, долги по налогам, которые образовались в период ведения предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2015, а также пени и штрафы, начисленные на указанную задолженность;
  • бывшим и нынешним ИП, а также адвокатам, нотариусам и иным лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, будут прощены долги по страховым взносам, образовавшиеся за расчетные периоды до 01.01.2017.

I. Какой долг безнадежен

Безнадежными долгами, согласно п. 2 ст. 266 НК РФ, признаются:

а) долги, по которым истек срок исковой давности,

б) долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации,

в) долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Возможно ли списание налоговой задолженности?

По вопросу возможности списания налоговой задолженности, ст. 59 НК РФ говорит о возможности признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списанию в следующих случаях:

  1. в случае ликвидации юрлица, исключения юрлица из ЕГРЮЛ по решению налоговой
  2. в случае признания ИП банкротом в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, которые не погашены из-за недостаточности имущества должника
  3. если гражданин признан банкротом
  4. если гражданин умер или объявлен умершим, списание осуществляется в той части, которая превышает размер наследства
  5. если судом принят акт, согласно которому налоговой пропущен срок исковой давности для взыскания задолженности
  6. в иных случаях

Альтернативные варианты списания налоговых долгов

Если платить долги по налогам нечем, можно попробовать подождать, пока ФНС обратится в суд, передаст документы приставам и признает задолженность безнадежной. Но на это уйдут годы. Всё это время придется сталкиваться с различными проблемами: от блокировки счетов до запрета на выезд за пределы РФ.

Более реальный вариант легально избавится от налоговой задолженности – пройти через процедуру банкротства. Она возможна как для обычных граждан, так и для тех, кто зарегистрирован в качестве предпринимателя. Одновременно через нее можно списать и другие долги: по кредитам, займам, коммунальным платежам, штрафам и т. д.

В России существует два варианта банкротства: стандартное (судебное) и внесудебное. Без обращения в суд процедура проводится через МФЦ. Этот способ признания гражданина несостоятельным доступен только при одновременном выполнении 3 условий:

  • сумма долгов составляет от 50 до 500 тыс. руб. без учета неустоек;
  • в отношении гражданина приставы прекратили взыскание из-за отсутствия средств и имущества;
  • после завершения предыдущего дела сотрудники ФССП не возбуждали новое.

Для начала внесудебного банкротства нужно подготовить заявление, список кредиторов и обратиться в МФЦ.

Судебное банкротство проводится через арбитражный суд с привлечением финансового управляющего. В этом случае возможно несколько ее исходов:

  • Заключение мирового соглашения. Возможно, если должнику и кредиторам удастся договориться о решении проблемы с задолженностью, например, за счет предоставления отступного.
  • Реструктуризация. В этом случае утверждается план выплаты долгов за период до 3 лет. Она имеет смысл для тех, кто за этот срок способен погасить всю задолженность или большую ее часть и хочет сохранить собственность.
  • Реализация имущества. Эта процедура предусматривает продажу всей собственности должника, кроме личных вещей и единственного жилья. Вырученные деньги направляются управляющим на выплаты кредиторам. После проведения расчетов утверждается отчет и рассматривается вопрос об аннулировании невыплаченных долговых обязательств.

Комментарий к Ст. 59 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает правовой режим списания задолженности налогоплательщика, к которым относятся прежде всего:

— недоимка, то есть сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ст. 11 НК РФ);

— пеня, то есть денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК).

В случае признания безнадежной к взысканию недоимки и пени в этом же порядке может быть признан безнадежным к взысканию также и штраф, наложенный на налогоплательщика. Штраф (денежное взыскание), согласно ст. 114 НК РФ, относится к налоговым санкциям и является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые штрафы устанавливаются в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

Налоговые штрафы имеют карательное назначение и поэтому не могут быть отнесены к задолженности по налогам и сборам, в отличие от недоимки и пени. Сумма штрафа, взыскиваемого за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу, подлежит перечислению после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней.

Признание штрафа безнадежным к взысканию, помимо оснований, перечисленных в комментируемой статье, имеет самостоятельное основание, связанное с истечением срока, установленного в ст. 115 НК РФ. Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

На практике безнадежные долги по налогам и сборам могут возникать, когда взыскание задолженности по налогам и сборам оказывается невозможным по соображениям экономического, социального или юридического характера.

В пункте 1 комментируемой статьи перечислены следующие основания признания задолженности безнадежной:

1) ликвидация организации — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации;

2) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

3) смерть физического лица или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам и сборам, а в части транспортного налога и по местным налогам — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества;

4) принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания;

5) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, при наличии следующих условий:

Читайте также:  Ветеран труда федерального значения льготы в 2023 году в Перми

размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Приведенный перечень является открытым, возможно признание задолженности налогоплательщика безнадежной по иным установленным законодательством основаниям. Таким основанием можно, например, назвать ситуацию, когда суммы налогов, списанные со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными в случае, если на момент принятия решения о списании соответствующие банки ликвидированы (п. 4 ст. 59 НК РФ, см. также Постановление ВАС РФ от 15 января 2013 г. N 7034/12, а также Приказ Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@).

Могут быть установлены дополнительные основания для списания задолженности по региональным и местным налогам законодательством субъектов Российской Федерации и актами местного самоуправления соответственно. В то же время невозможно списание задолженности по пеням в связи с тяжелым финансовым положением организации (письмо Минфина России от 09.06.2012 N 03-02-07/1-140).

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных оснований признания налоговой задолженности безнадежной.

Ликвидация, согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ, представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства. Ликвидация может быть добровольной или принудительной. В первом случае она производится по решению участников либо уполномоченного органа юридического лица. Причиной добровольной ликвидации могут служить следующие обстоятельства: истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение поставленной при его создании цели и т.п. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Основанием вынесения такого решения является иск уполномоченных органов исполнительной власти при наличии следующих обстоятельств:

— в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

— в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

Кроме того, организация может быть ликвидирована по иску учредителей (участников) в случае невозможности достижения целей, ради которых она создана, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Перечень оснований для принудительной ликвидации не является закрытым, возможны иные предусмотренные законом случаи.

Ликвидация начинается с того, что участники юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации налоговому органу, который осуществляет государственную регистрацию юридических лиц. Указанное сообщение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Лица, выступившие с инициативой ликвидации юридического лица, сами же назначают ликвидационную комиссию или наделяют ее функциями единоличного ликвидатора. Персональный состав ликвидационной комиссии, а также порядок и сроки проведения ликвидации должны быть согласованы с налоговым органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В случаях, когда ликвидация производится по судебному решению, им может быть предусмотрено возложение соответствующих обязанностей на самих участников либо на тех, кто уполномочен на проведение ликвидации учредительными документами.

На протяжении всего хода ликвидации юридическое лицо продолжает существовать в качестве субъекта гражданского оборота и налогообложения, которым управляет ликвидационная комиссия, и в этой связи, в частности, выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица и производит погашение его кредиторской задолженности, в том числе по налогам и сборам.

Другой комментарий к Ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 ст. 59 Кодекса устанавливает возможность признания безнадежной и списания недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера.

Признание безнадежной и списание такой недоимки согласно п. 1 комментируемой статьи осуществляется в порядке, установленном:

по федеральным налогам и сборам — Правительством РФ;

по региональным налогам — исполнительными органами субъектов Российской Федерации;

по местным налогам и сборам — исполнительными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со ст. 59 Кодекса и со ст. 20 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15 августа 2002 г. N 602 и от 25 ноября 2004 г. N 678) установлено следующее:

———————————
СЗ РФ. 2001. N 8. Ст. 752; 2002. N 34. Ст. 3297; 2004. N 48. Ст. 4802.

признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам (далее — задолженность) в случае: а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; в) смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству (п. 1 Постановления);

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика, если иное не установлено Постановлением (п. 2 Постановления);

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, принимается таможенным органом, перед которым имеется задолженность; решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с организаций — плательщиков страховых взносов, ликвидированных до 1 января 2001 г. в установленном законодательством Российской Федерации порядке, акты сверки расчетов по которым налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности (п. 3 Постановления);

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается при наличии следующих документов: а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица; б) копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенная гербовой печатью соответствующего арбитражного суда; в) копия свидетельства о смерти физического лица или копия судебного решения об объявлении физического лица умершим; г) документ, подтверждающий переход наследственного имущества физического лица, умершего или объявленного судом умершим, к государству; д) иные документы, определяемые Минфином России и государственными социальными внебюджетными фондами (п. 4 Постановления);

порядок и сроки представления документов, указанных в п. 4 Постановления, а также принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности определяются Минфином России, а в случае, предусмотренном в абз. 3 п. 3 Постановления, — государственными социальными внебюджетными фондами (п. 5 Постановления);

ФНС России и ФТС России в порядке и сроки, согласованные с Минфином России, представляют в Минфин России информацию о деятельности налоговых и таможенных органов, связанной с признанием безнадежной к взысканию и списанием задолженности (п. 6 Постановления);

рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам применительно к порядку, определенному Постановлением (п. 7 Постановления).

В соответствии с п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 Приказом Минфина России от 14 сентября 2005 г. N 117н утвержден Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации .

———————————
Российская газета. N 241. 2005. 27 октября.

В соответствии с п. 5 и 6 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 Приказом Минфина России от 15 июня 2005 г. N 72н утвержден Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, суммам налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года, а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам .

Читайте также:  Сургутнефтегаз закрытие реестра в 2023 году какого числа

———————————
Российская газета. N 157. 2005. 21 июля.

2. Правила ст. 59 о списании безнадежных долгов по налогам согласно ее п. 2 применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.

Как указало МНС России в письме от 29 апреля 2002 г. N АС-6-29/641@ «О списании безнадежных долгов» , действия налоговых органов в части признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, взысканных с налогоплательщика в судебном порядке после 1 января 1999 г. до принятия соответствующего закона, а также в части признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, которые до введения в действие Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., до установления соответственно Правительством РФ и исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления соответствующего порядка, не являются правомерными.

———————————
Справочные правовые системы.

В качестве обоснования МНС России указало следующее:

списание безнадежных к взысканию сумм налоговых санкций Кодексом не предусмотрено;

порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам установлен Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100;

вместе с тем порядок признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, которые до введения в действие Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., Правительством РФ не установлен.

Списание долгов по взносам в связи с передачей их администрирования ФНС РФ

В соответствии с законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее — закон № 243-ФЗ) администрирование взносов на социальное, пенсионное и обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 передано ФНС РФ. Ст. 4 закона № 243-ФЗ регламентирует списание безнадежной задолженности по взносам. Процесс списания регулируется приказом ФНС РФ «Об утверждении порядка списания налоговыми органами недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам…» от 14.05.2018 № ММВ-7-8/256@.

Ст. 19 закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 250-ФЗ регламентирована работа по передаче задолженности и списанию долгов, которые являлись безнадежными по состоянию на 01.01.2017, силами ПФР и ФСС РФ.

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Комментарий к статье 59 НК РФ

Комментируемая статья приводит основания для списания недоимки и пени.

Статьей 59 НК РФ определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

При этом те основания, которые прямо не указаны в данной статье, не применяются.

Например, НК РФ не предусмотрено списание задолженности по пеням в связи с тяжелым финансовым положением организации. На это указано и в Письме Минфина России от 09.06.2012 N 03-02-07/1-140.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их таковыми, утверждены Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.

При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В Постановлении ФАС Московского округа от 01.10.2012 N А40-12109/12-99-58 указано, что поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ требуют для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных статьей 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением, установленных статьями 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.

В Постановлении ФАС Московского округа от 18.09.2012 N А40-12187/12-116-23 суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика возможности иным способом, помимо судебного, установить обстоятельства, связанные с пропуском налоговым органом срока взыскания спорной задолженности, и защитить свои права и законные интересы.

Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2012 N А55-32323/2011 суд отклонил довод налогового органа, согласно которому оснований, предусмотренных статьей 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется, тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Читайте также:  Госпошлина за дубликат устава юридического лица 2023 в Москве

Суд указал на то, что отсутствие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться, не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из пункта 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, акт сверки и справка, выдаваемая налоговым органом в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 НК РФ, являются документами, подтверждающими состояние расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Следовательно, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, отраженная как в акте сверки, так и в справке о состоянии расчетов с бюджетом, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.

В акте сверки объективной информации о состоянии расчетов должна содержаться достоверная информация об обязанности общества по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

При таких обстоятельствах, суд указал на то, что, поскольку налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание оспариваемых сумм задолженности, то у налогового органа отсутствовали основания для указания спорных сумм пеней в документах, свидетельствующих о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, без отражения информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке.

В Постановлении от 14.06.2012 N А78-8254/2011 ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, принимается налоговым органом без обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением, а исключительно на основании документов, подтверждающих утрату им возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, в том числе, судебного акта.

Кто интересуется долгами

Есть у компании долги перед налоговой или нет — не тайна, любой может узнать об этом. Обычно долги проверяют:

«Банк не открывает счет» — в статья в Деле

  • банки, чтобы понять, можно ли открывать счет или нет. Если долги есть, банк отказывает в счете;
  • поставщики или клиенты. Возможно, из-за крупного долга клиенты не рискнут связываться с компанией. Вдруг компания не выполнит обязательства по сделке или налоговая заподозрит в ней однодневку. В любом случае это кажется рискованным;
  • инвесторы. Допустим, инвестор планирует выкупить компанию, а у компании полмиллиона рублей долга. Долг может показывать ненадежность компании или снизить ее стоимость;
  • заказчики тендеров. Из-за долга есть риск лишиться возможности побороться за тендер.

Заказчики негосударственных тендеров вправе требовать от участников, чтобы у них не было долгов по налогам. Для гостендеров отсутствие долгов — обязательное требование. Это описывает 44 ФЗ, закон о госзакупках.

Если компания переплатила налоги, переплату можно вернуть. Но если у компании висит долг перед налоговой, вернуть переплату труднее.

Есть несколько способов узнать о долге компании. Самые частые такие: доброжелатель проверяет компанию через сервис налоговой или просит у компании справку от налоговой, где та напишет о долгах.

На какие долги распространяется амнистия

Государство в целях поддержки финансового состояния населения и оптимизации бюджета принимает решения о прощении обязательств по отчислениям в бюджет. Обязательства по платежам населению уже прощались в 2015 и 2017 годах; как часто бывает налоговая амнистия, сказать сложно, — закономерность ее проведения не прослеживается, процедуру осуществляют по мере необходимости. На фоне резкого колебания иностранной валюты в 2015-2021 гг. люди задаются вопросом, будет ли налоговая амнистия в 2021 году и на кого она распространит действие.

Неблагоприятные финансовые процессы в стране, пандемия, которая усугубила ситуацию, вызвали необходимость в проведении амнистии по налогам физических лиц в 2021 году и прощении обязательств по обязательным платежам индивидуальным предпринимателям. Инициатор процедуры — глава государства, он подписал указ президента о списании налогов и пени в 2021 году, впоследствии опубликовали федеральный закон и внесли изменения в действующие нормативные акты.

3aкoнoм № 229-Ф3 зaкoнoдaтeль пocтapaлcя paзpeшить нaзpeвшyю пpoблeмy, измeнив peдaкцию cтaтьи 59 НК PФ, кoтopaя cтaлa нaзывaтьcя «Пpизнaниe нeдoимки и зaдoлжeннocти пo пeням и штpaфaм бeзнaдeжными к взыcкaнию и иx cпиcaниe».
B cтaтьe oпpeдeлeн кoнкpeтный пepeчeнь ocнoвaний для пpизнaния нeдoимки пo нaлoгaм, зaдoлжeннocти пo пeням и штpaфaм бeзнaдeжными кo взыcкaнию, в тoм чиcлe пoдпyнктoм 4 пyнктa 1 cтaтьи 59 НК PФ paзpeшaeтcя cпиcывaть нeдoимкy пocлe пpинятия cyдoм peшeния, кoтopым пpизнaнo, чтo нaлoгoвый opгaн yтpaтил вoзмoжнocть ee взыcкaния в cвязи c пpoпycкoм ycтaнoвлeнныx cpoкoв.
Пo нaшeмy мнeнию, нaзвaнныe измeнeния являютcя дoлгoждaнными нa пpaктикe и пpинципиaльными для тeopии нaлoгoвoгo пpaвa. Фaктичecки зaкoнoдaтeль пpeдocтaвил нaлoгoплaтeльщикy вoзмoжнocть «cнять» c ceбя бeccpoчнyю oбязaннocть пo yплaтe зaдoлжeннocти чepeз oпpeдeлeнный пepиoд вpeмeни (мexaнизм дaвнocти), чтo paнee былo нeвoзмoжнo.
Иcтopичecки cлoжилacь пpaктикa, coглacнo кoтopoй тpeбoвaниe yплaты нeдoимки нe пoдлeжит дaвнocти. Eщe в XIX в. И.E. Энгeльмaн oтмeчaл, чтo в нeкoтopыx cтpaнax Eвpoпы paзличaeтcя пpaвo гocyдapcтвa тpeбoвaть пoдaть и пpaвo взыcкaть oклaд. Пepвoe пpaвo – гocyдapcтвeннoe пo cвoeмy xapaктepy – нe мoжeт пoдлeжaть дaвнocти. Нo пpaвo взыcкивaть – в извecтнoe вpeмя извecтнyю cyммy дeнeг c извecтнoгo лицa нa ocнoвaнии зaкoнa – пpизнaeтcя пoдлeжaщим дaвнocти.
Bмecтe c тeм нoвoввeдeния, нecмoтpя нa cвoю знaчимocть, вызывaют oпpeдeлeнныe вoпpocы.

Основания для признания налоговой недоимки федерального уровня безнадежной

Налоговая недоимка признается безнадежной к взысканию и на основании Постановления N 100 подлежит списанию фактически только в отношении уже не существующих налогоплательщиков в случаях:

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Законом о банкротстве — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо при переходе наследства к государству.

Документы, необходимые для принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности федерального уровня

 Основание для признания 
налоговой недоимки федерального
уровня безнадежной
 Состав необходимых документов 
Ликвидация организации в 
порядке банкротства, в том
числе в порядке банкротства
отсутствующего должника.
Примечание. Согласно Приказу
N 72н безнадежной к взысканию
признается и списывается
задолженность организации, не
погашенная за счет конкурсной
массы
1. Копия определения арбитражного суда 
о завершении конкурсного производства,
заверенная гербовой печатью
соответствующего арбитражного суда.
2. Справка налогового органа по
местонахождению организации о сумме
задолженности (по установленной Приказом
N 72н форме).
3. Выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации
юридического лица
Ликвидация организации по 
основаниям, установленным
ст. 61 Гражданского кодекса РФ
1. Справка налогового органа по 
местонахождению организации о сумме
задолженности (по установленной Приказом
N 72н форме).
2. Выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации
юридического лица
Признание банкротом 
индивидуального предпринимателя
в соответствии с Законом о
банкротстве
1. Копия определения арбитражного суда о 
завершении конкурсного производства,
заверенная гербовой печатью.
2. Копия решения арбитражного суда о
признании должника банкротом, заверенная
гербовой печатью.
3. Справка налогового органа по месту
жительства физического лица о сумме
задолженности, подлежащей списанию (по
установленной Приказом N 72н форме).
4. Выписка из ЕГРИП, содержащая сведения
о государственной регистрации прекращения
физическим лицом деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя
Смерть или объявление судом 
умершим физического лица
1. Копия свидетельства о смерти 
физического лица или копия судебного
решения об объявлении физического лица
умершим.
2. Справка налогового органа по месту
жительства физического лица о сумме
задолженности, подлежащей списанию (по
установленной Приказом N 72н форме).
Для решения о признании безнадежной к
взысканию и списании задолженности в
части поимущественных налогов также
потребуются:
- копия свидетельства о праве на
наследство;
- копия документов, удостоверяющих
личность физических лиц, принимающих
наследство;
- справка о стоимости принятого
наследственного имущества;
- документ, подтверждающий уплату
наследником умершего или объявленного
судом умершим физического лица
задолженности в части поимущественных
налогов в размере стоимости
наследственного имущества, либо документ
о невозможности взыскания указанной
задолженности с наследника

Общее понятие о задолженности по налоговым платежам

Каждый граждан Российской Федерации обязан являться налогоплательщиком, если его трудовая деятельность проходит по официальному контракту, так же если гражданин Российской Федерации является индивидуальным предпринимателем или же возглавляет юридическую компанию. Оплата налогов в бюджет страны является неотъемлемой частью жизнедеятельности гражданина Российской Федерации. Иногда случаются такие ситуации, когда в связи с какими либо проблемами у налогоплательщика образуется задолженность по оплате налогов. Налоговая задолженность – это долговые обязательства налогоплательщика перед государством. Задолженность по оплате налоговых платежей может повлечь за собой более серьёзные проблемы:

  • Начисление штрафов, пени;
  • Привлечение к административной ответственности;
  • Привлечение к уголовной ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *