Обеспечение исполнения контракта для смп после 1 июля 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение исполнения контракта для смп после 1 июля 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ, заказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО.

Независимая гарантия (далее – НГ), предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием СМП и ССП (с том числе среди СЗ), должна соответствовать следующим требованиям (ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):

– НГ должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);

– НГ не может быть отозвана выдавшим ее гарантом (п. 3 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);

– НГ должна содержать (п. 4 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):

а) условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования;

б) перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, в случае установления такого перечня Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 4 ч. 32 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ;

в) указание на срок действия независимой гарантии, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

5.1. В соответствии с нормами Закона № 109-ФЗ от 16.04.2022 с 01.04.2023 вступает в силу п. 2 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым:

информация о НГ должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

5.2.Указанный реестр ведется в соответствии с нормами не только указанной ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, но и в соответствии с нормами ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и норм Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.

5.3. Таким образом, реестр независимых гарантий (в который будет включена информация о НГ с 01.04.2023) позволит заказчикам в личном кабинете ЕИС по Закону № 223-ФЗ в режиме реального времени получать актуальную информацию о НГ, которую может предоставить СМП и ССП (в том числе СЗ) в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения договора.

Нормами ПП РФ № 1397 во исполнение норм ч. 32 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ утверждены:

дополнительные требования к НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке (п. 5 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

дополнительные требования к НГ, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора (п. 6 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

типовая форма НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 1 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

требование об уплате денежной суммы по НГ, предоставленной в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (gриложение № 2 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

типовая форма НГ, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении конкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 3 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

требование об уплате денежной суммы по НГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения договора, заключенного при осуществлении конкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 4 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

особенности порядка ведения реестра независимых гарантий, предусмотренного ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ для целей Закона № 223-ФЗ (п.10 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.04.2023);

перечень документов, представляемых заказчиком (бенефициаром) гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по НГ (п. 8-9 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022).

5.1. В соответствии с нормами Закона № 109-ФЗ от 16.04.2022 с 01.04.2023 вступает в силу п. 2 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым:

информация о НГ должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

5.2.Указанный реестр ведется в соответствии с нормами не только указанной ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, но и в соответствии с нормами ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и норм Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.

5.3. Таким образом, реестр независимых гарантий (в который будет включена информация о НГ с 01.04.2023) позволит заказчикам в личном кабинете ЕИС по Закону № 223-ФЗ в режиме реального времени получать актуальную информацию о НГ, которую может предоставить СМП и ССП (в том числе СЗ) в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения договора.

Варианты предоставления обеспечения контракта

Существует 2 варианта обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Участник закупки сам определяет наиболее удобный ему способ:

  • Зачисление денежных средств на счет заказчика. Данная сумма будет «заморожена» до того момента, пока не будут выполнены условия контракта. Если контракт был выполнен, согласно всем условия, то вся сумма будет возвращена обратно поставщику;
  • Независимая гарантия. Так с недавних пор называют более привычную всем кто интересуется тендерами банковскую гарантию. В данном варианте, всю ответственность за участника закупки несет гарант, то есть банк, который выдал гарантию.

Закупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Читайте также:  Смена фамилии права водительские в 2023 году

Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ и предусматривает необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком).

Таким образом, срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.

В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

В случае, предусмотренном ч. 9 ст. 54 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем 30 дней, конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве ОИК, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать здесь.

Законом № 124‑ФЗ в ст. 96 Закона № 44‑ФЗ внесены последние изменения в 44 фз 2020, которые вступят в силу 01.07.2020.

Как и прежде, заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Но с 01.07.2020 не надо будет указывать в этой документации в обязательном порядке обеспечение гарантийных обязательств в соответствии с п. 4 ст. 33 Закона № 44‑ФЗ. Теперь это право заказчика. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10 % начальной (максимальной) цены контракта (п. 1 в новой редакции, новый п. 2.2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ).

В связи с этим п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ изложен в новой редакции и введены новые пп. 6.1, 6.2, 6.3.

Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, его размер может составлять от 1/2 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных п. 6.1 и 6.2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ. При этом если (п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ):

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в сумме аванса, за исключением случая, предусмотренного пп. 3 п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ;

2) аванс превышает 30 % начальной (максимальной) цены контракта, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в сумме аванса;

3) в соответствии с законодательством РФ расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном п. 6.2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ), уменьшенной на размер такого аванса.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом п. 1.1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.

Пунктом 6.1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ определено, что если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, то заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в сумме до 10 % начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта в случае, предусмотренном п. 6.2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ).

Согласно п. 6.2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в силу пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с п. 6 и 6.1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ от цены, по которой заключается контракт.

В пункте 6.3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ закреплено: если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25 % и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44 фз с учетом положений ст. 37 Закона № 44‑ФЗ, в которой установлены антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

Положения п. 1, 2.2, 6 – 6.3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ в редакции Закона № 124‑ФЗ по соглашению сторон применяются к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020 (п. 4 ст. 5 Закона № 124‑ФЗ).

Согласно Закону № 98‑ФЗ ст. 112 Закона № 44‑ФЗ дополнена п. 65, устанавливающим следующие нормы на 2020 год. В частности, в этом году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном п. 24 ст. 22 Закона № 44‑ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Срок изменяется при наличии в письменной форме обоснования по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с п. 65 ст. 112 Закона № 44‑ФЗ) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в силу Закона № 44‑ФЗ обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей нормой изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со ст. 96 Закона № 44‑ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:

Читайте также:  Вычеты на детей в 2023 году по НДФЛ обоим родителям

1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены п. 7, 7.1 – 7.3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ;

2) возврат заказчиком ранее предоставленной ему банковской гарантии гаранту, предоставившему ее, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта по 44 фз осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);

3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:

а) в случае увеличения в соответствии с настоящей нормой цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) в случае уменьшения согласно данной норме цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные на счет, на котором на основании законодательства РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;

в) в случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Постановлением № 630 внесено несколько дополнений в Постановление № 1803[6]. В частности, одним из них установлено право главных распорядителей средств федерального бюджета как получателей средств федерального бюджета и подведомственных им получателей предусматривать в заключаемых ими в 2020 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) авансовые платежи в размере, не превышающем 50 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них на указанные цели на соответствующий финансовый год, если иные предельные размеры авансовых платежей, превышающие указанный размер, для таких договоров (государственных контрактов) не установлены федеральными законами, указами Президента РФ или другим нормативным правовым актом Правительства РФ (п. 5(1) Постановления № 1803).

Кроме того, Постановлением № 630 приостановлено по 31 декабря 2020 года включительно действие некоторых норм Постановления № 1496[7], которыми установлены авансовые платежи в размере, не превышающем 30 % суммы договора (государственного контракта):

  • о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а» п. 18);
  • о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, заключаемого на сумму, превышающую 600 млн руб., при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 % суммы договора (государственного контракта)) (пп. «б» п. 18).

Также приостановлено действие п. 20 Постановления № 1496 на 2020 год. Теперь в течение этого года получатели средств федерального бюджета могут предусматривать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21‑р.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта (ч.6 ст.96)

НМЦК до 50 млн.руб От 5 до 30 % НМЦК извещения рекомендуется не менее аванса
НМЦК до 50 млн.руб аванс превышает 30 % в размере аванса
НМЦК превышает 50 млн.рублей от 10 до 30 % НМЦК извещения, но не менее аванса
НМЦК превышает 50 млн.рублей аванс превышает 30 % в размере аванса
Если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц ТРУ снижены на 25 и более % обеспечение исполнения контракта устанавливается с учетом положений статьи 37 закона

Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.

Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.

Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.

При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.

Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.

Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.

Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.

За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.

В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.

Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:

  • зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
  • наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
  • не была предоставлена требуемая документация;
  • нарушались сроки устранения товарных недостатков;
  • была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
  • поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.

Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.

Случаи, когда заказчик имеет право установить ОИК

1. Проведение электронного запроса котировок (кроме случая, предусмотренного пп. “б” п.2 ч.10 ст.24 – закупка ТРУ, являвшегося предметом контракта, расторгнутого в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения) (ч.2 ст.96 Закона №44-ФЗ);

2. Проведение закупки у единственного поставщика (пункты 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 – 11, 13 – 15, 17, 20 – 23, 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46, 47 – 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 – 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 – 53, 55 – 58, 59 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ) (ч.2 ст.96 Закона №44-ФЗ).

3. Расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению (ч.6.1. ст.96 Закона №44-ФЗ).

ГДЕ необходимо указывать размер ОИК

– в извещении об осуществлении закупки;

– в проекте контракта;

– в документации о закупке (закрытые закупки);

– в приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (закрытые закупки) .

КАК необходимо указывать размер ОИК

Заказчику достаточно определить размер обеспечения исполнения контракта в процентах от НМЦК (от цены контракта для СМП и СОНО). Указывать этот размер в твердой денежной сумме необязательно (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 305-КГ17-3351 по делу N А40-207745/2015).

Размеры ОИК (чч..6 – 6.2. Закона №44-ФЗ)

Общий случай

Закупка только для СМП и СОНО (п.1 ч.1 ст.30 Закона №44-ФЗ)

Аванс контрактом не предусмотрен

от 0,5 % до 30% НМЦК

от 0,5 % до 30% цены контракта

Контрактом предусмотрен аванс, не превышающий 30% НМЦК

Не менее размера аванса

Контрактом предусмотрен аванс, превышающий 30% НМЦК

В размере аванса

Расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению (письмо Минфина России от 25.09.2020 N 24-03-08/84224)

ОИК устанавливается от НМЦК, уменьшенной на размер аванса

ОИК устанавливается от цены контракта, уменьшенной на размер аванса

Расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению

В размере до 10% НМЦК

В размере до 10% цены контракта

Читайте также:  Сроки уплаты авансовых платежей земельного налога в 2023 году юридическими лицами

1. Изменение способа предоставления ОИК

В ходе исполнения контракта контрагент вправе ИЗМЕНИТЬ СПОСОБ предоставления ОИК и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного ОИК новое ОИК (ч.7 ст.96 Закона №44-ФЗ).

2. Уменьшение размера ОИК

Размер ОИК может быть УМЕНЬШЕН по контрактам, которыми предусмотрены отдельные ЭТАПЫ исполнения (ч.7.1. ст.96 Закона №44-ФЗ), при отсутствии неисполненных контрагентом требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч.7.3. ст.96 Закона №44-ФЗ).

Уменьшение ОИК не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

При этом:

– заказчик проводит приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) либо в объеме, превышающем выплаченный аванс (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению) (ч. 7.3. ст.96 Закона №44-ФЗ);

– заказчик размещает в реестре контрактов информацию об исполнении контрагентом своих обязательств по исполнению контракта (этапа контракта);

– уменьшение ОИК производится пропорционально стоимости исполненных обязательств контрагента, приемка и оплата которых осуществлена;

– порядок уменьшения ОИК зависит от способа предоставления ОИК (ч.7.2. ст.96 Закона №44-ФЗ):

ОИК предоставлено денежными средствами

ОИК предоставлено независимой гарантией

По заявлению контрагента заказчик возвращает ему денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер ОИК, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов. Срок возврата средств установлен контрактом в соответствии с ч. 27 ст.34 Закона №44-ФЗ

Заказчик может предъявить требование об уплате сумм по гарантии в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов

Когда вернут обеспечение гарантийных обязательств?

В 44-ФЗ прямого ответа нет, но предполагаем, что заказчики будут руководствоваться теми же правилами, что и при возврате обеспечения контракта:

в течение 30 дней с даты окончания обязательств.

в течение 15 дней, если закупка проходила среди СМП.

В любом случае порядок и сроки возврата должны быть прописаны в документах закупки. Посмотрим, как заказчики будут действовать на практике. Например, уже в некоторых закупках встречаются такие формулировки: “Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения гарантийных обязательств возвращаются заказчиком поставщику в течение 30 дней с даты обращения поставщика, но не ранее истечения срока гарантийных обязательств, указанного в пункте 7.3. контракта”.

Что изменилось с 01.07.2020

Вступил в силу Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020, который дополнил ст. 96 44-ФЗ частями 6.1 – 6.3. Вот последние изменения по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2020:

  • если Казначейство сопровождает расчеты, обеспечение исполнения госконтракта вправе не устанавливать. Если его предусматривают, то размер не превышает 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены госконтракта;
  • если Казначейство сопровождает аванс, размер обеспечения исполнения госконтракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ — от цены госконтракта, уменьшенной на размер аванса;
  • если цена (сумма цен единиц) снижена на 25% и более по отношению к НМЦК (начальной сумме цен единиц), требуют от участника обеспечить обязательства с учетом ст. 37 44-ФЗ.

Подробнее: «Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках».

В рамках 124-ФЗ минимальный размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2021 года снизился с 5 до 0,5%.

С 08.06.2020 до 31.12.2020 действует ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. В ней указано, что при проведении закупок среди СМП и СОНКО заказчик вправе не требовать обеспечить обязательства, если не предусмотрено авансирование. Минфин в Письме №24-03-07/35664 от 30.04.2020 отметил, что это право распространяется только на закупки, которые проводятся для СМП и СОНКО. Правом не пользуются в закупках, которые проводят с учетом ч. 5 ст. 30 44-ФЗ о требованиях привлечь субподрядчиков из числа СМП.

Подробнее: «Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта».

Учитывайте эти изменения при составлении проекта госконтракта. Вот инструкция, как описать обеспечение контракта для СМП по 44-ФЗ в 2021 году:

  1. Пропишите размер или воспользуйтесь правом его не устанавливать.
  2. Пропишите условия применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ.
  3. Пропишите платежные реквизиты для перечисления денег.
  4. Укажите требования к банковской гарантии.
  5. Пропишите возможность уменьшения размера обеспечения и замены его.
  6. Пропишите срок возврата.

Вот пример применения этой инструкции из реальной закупки в ЕИС.

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн рублей.

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 Закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

В ч. 27 ст. 34 44-ФЗ указан максимальный срок, на который заказчик задержит ОИК на счету. В этой статье указано, что он обязан вернуть поставщику деньги в течение 30 дней от даты исполнения поставщиком обязательств, которые предусмотрены контрактом. А если госконтракт заключался по результатам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то такой срок обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ на электронном аукционе для СМП не превышает 15 дней от даты исполнения поставщиком условий соглашения.

Пресекательные сроки не исключают, что заказчик в проекте госконтракта пропишет более короткие периоды для возврата или проведет транзакцию до истечения срока.

Срок действия банковской гарантии определяется поставщиком с учетом минимального срока, который установлен ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. В этой статье указано, что период обеспечения обязательств гарантией превышает срок выполнения обеспечиваемых обязательств не менее чем на один месяц (в т.ч. и если изменялся срок исполнения обязательства по ст. 95 44-ФЗ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *