Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что проверяет ФСС при выездной проверке в 2024 году у ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Инспекторы из СФР также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и передавать дела в суд. Если они докажут вину должностного лица организации, его могут привлечь к следующей ответственности.
Виды проверок со стороны ФСС
Существуют камеральные и выездные проверки ФСС: в первом случае инспекторы проверяют сданную предпринимателями отчетность, а во втором – приходят с визитом в офис компании вместе с представителями налоговой службы.
Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми:
-
плановые визиты проводят на основании годового графика: в план могут попасть любые компании, вне зависимости от масштаба деятельности или численности штата;
-
внеплановые визиты – это результат жалоб, поступивших от бывших или нынешних сотрудников, а также ошибок или неточностей, найденных в отчетности в ходе камеральных проверок.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2023 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2023 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2023 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2023 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2022-2023 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
Какие проверки проводит ФСС
Различают несколько видов проверок ФСС (Закон №255-ФЗ):
- Камеральная – при такой проверке производят сверку выплат по страховому обеспечению исходя из заявлений по возмещениям, либо информации из налоговой;
- Внеплановая выездная – проводится если в соцстрах поступила жалоба от застрахованного лица, предполагающего, что начисление страхового обеспечения ему произвели неправильно;
- Плановая выездная – такая проверка проводится вместе с налоговой с целью определения правильности выплат по страховому обеспечению;
- Проверка, необходимая для определения правильности расчетов, а также своевременности и полноты уплаты взносы, подлежащие к уплате до 2017 года.
Основная цель всех проверочных мероприятий заключается в контроле за соблюдением компаниями норм законодательства РФ. Камеральная проверка проводится при получении каждого отчета от компании. Если по итогам «камералки» будут выявлены нарушения или вынесено решение, ФСС направит в адрес проверяемого акт проверки. Если «камералка» проходит успешно, то никаких актов компаниям не направляют.
Какие документы потребует ФСС при проверке
Первое, что проверяется сотрудниками ФСС – это отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Организация в обязательном порядке должна хранить эти отчеты не менее 5 лет, так как на основании предыдущих периодов рассчитываются будущие пособия.
Помимо этого, проверяющий может запрашивать и иные документы. Первоначально документы запрашиваются в устной форме, а если сразу они предоставлены не будут, то направляется письменный запрос, исполнить который проверяемый обязан в 10-дневный срок. Если вдруг проверяемая компания в 10 дней не укладывается, она вправе попросить его продлить. Для этого в ФСС направляют письмо, в котором указывается просьба о продлении срока, а также обоснование его продления. В ответ ФСС направит решение, в котором срок может быть продлен, либо откажет в его продлении.
Какие мероприятия, кроме плановых проверок, отменены в 2023 и 2024
Некоторые контрольные мероприятия отменили вместе с проведением плановых проверок. На текущий момент и в 2024 году представители контролирующих органов не могут проводить мероприятия, которые представлены в таблице.
Наименование | Описание |
Контрольная закупка. | Проверка подразумевает покупка товара, услуги инспектором, который выступает в роли обычного покупателя. Такие закупки проводятся для определения, нарушает ли ИП или ЮЛ законы в работе. |
Мониторинговая закупка. | Мероприятие проводится аналогично контрольной, только сразу после приобретения товара, услуги, ее отдаются на экспертизу. |
Выборочный контроль. | Анализ продукции на качество. Пример: проверяющий Роспотребнадзора приезжает в торговую точку, где анализирует условия хранения мяса. Он вправе отправить некоторые изъятые образцы продукции на экспертизу. |
Рейдовый осмотр. | Мероприятие направлено на анализ эксплуатации производственных объектов группой контролеров. |
Чтобы узнать, в каком порядке проводится выездная проверка ФСС, обратимся к ст.ст. 26.16-26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Выездная проверка проводится на территории страхователя на основании решения руководителя территориального органа. В исключительных случаях, если страхователь не сможет предоставить помещение для проведения проверки, тогда она может проводиться по месту нахождения ФСС.
В ходе выезда проверяется, что исчисления страховых взносов произведены правильно и своевременно уплачены, а также, что расходы на выплату страхового обеспечения произведены правомерно.
Период, за который проводится выезд к ИП или организации, не может быть более 3-х лет. Выездные проверки должны проводиться не чаще 1 раза в 3 года. Срок процедуры не должен превышать 2-х месяцев. В отдельных случаях срок может быть продлен до 4-х или 6-ти месяцев.
Непосредственно порядок проведения выездной проверки ФСС заключается в следующем:
- выносится решение руководителем ФСС о проведении ревизии
- выездные лица фонда социального страхования, проводящие проверку, чтобы получить доступ в помещение страхователя обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о проведении надзора
- в ходе процесса должностные лица вправе истребовать у страхователя необходимые документы
- после проверки составляется справка и в течение 2-х месяцев должен быть составлен акт результатов контроля, который в течение 5 рабочих дней должен быть вручен страхователю
- после получения акта страхователь при несогласии с ним вправе представить в течение 15 рабочих дней возражения
Сведения об учредителе и руководителе
При проведении выездной проверки у индивидуального предпринимателя (ИП) в 2024 году, Федеральная служба страховых взносов (ФСС) будет проверять сведения об учредителе и руководителе. Эти сведения позволяют проверяющим установить персональную ответственность лиц, занимающих руководящие должности в организации.
В рамках проверки ФСС будет анализировать следующую информацию:
1. | Учредитель: | Фамилия, имя, отчество учредителя, его должности и положение в компании. |
2. | Руководитель организации: | Фамилия, имя, отчество руководителя, его должности и положение в компании. |
3. | Документы учредителя и руководителя: | ФСС проверяет наличие учредительных документов и иных документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае отсутствия или недостаточности таких документов, ФСС может применить административные меры в отношении ИП. |
В случае выявления нарушений или недостоверной информации, ФСС может применить меры ответственности в соответствии с законодательством о страховых взносах.
Проверка сведений об учредителе и руководителе является важным этапом проверки ИП ФСС в 2024 году и направлена на обеспечение прозрачности и легальности деятельности предпринимателя.
Какие проверки бывают
Территориальные отделения ФСС проводят выездные и камеральные проверки страховых взносов на травматизм (ст. 26.14 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме 4-ФСС (п. 1 ст. 26.15 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Например, представлен расчет по форме 4-ФСС за I квартал 2020 года. Значит, в рамках камеральной проверки этого отчета фонд может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за этот период. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие периоды.
А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда могут проверить период в пределах трех календарных лет, которые предшествуют году назначения проверки. Конкретные периоды выездной проверки указывают в решении о ее проведении (п. 7 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Как ФСС проверяет расходы на соцобеспечение
В ходе проверок расходов на соцобеспечение специалисты ФСС контролируют правильность расчета пособий (больничные, пособия по уходу за ребенком и т. д.). Проверки расходов могут быть камеральными и выездными. Выездные проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки территориальные отделения ФСС могут проводить только одновременно с налоговыми инспекциями.
Внеплановые проверки расходов на соцобеспечение проводят, если:
- страхователь обратился за выделением средств;
- сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия или отказ в выплате пособия;
- организация находится в стадии реорганизации или ликвидации.
В этом случае проверку могут назначить отдельно независимо от времени проведения предыдущей проверки.
Если при проверке специалисты ФСС обнаружат, что пособия рассчитаны с нарушениями, вынесут решение о непринятии к зачету расходов. Форма такого решения утверждена приказом ФСС от 25.01.2017 № 10. Копию решения направят в ИФНС в течение трех рабочих дней после того, как оно вступило в силу.
Проверки проводят по тем же правилам, что действуют для страховых взносов на травматизм. Так предусмотрено статьей 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР
Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим в данной статье.
Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, по данным статьенных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов.
Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:
- камеральные;
- выездные.
Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.
Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..
Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.
Что проверяет ФСС при выездной проверке — принципы
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
1. Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помещении) страхователя на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа страховщика.
2. Решение о проведении выездной проверки выносит территориальный орган страховщика по месту нахождения страхователя, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
3. Выездная проверка обособленного подразделения, указанного в пункте 11 статьи 22.1 настоящего Федерального закона, проводится на основании решения территориального органа страховщика по месту нахождения обособленного подразделения.
4. Решение о проведении выездной проверки должно содержать следующие сведения:
1) полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество (при наличии) страхователя;
2) предмет проверки;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должности, фамилии и инициалы работников территориального органа страховщика, которым поручается проведение проверки.
5. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика о проведении выездной проверки утверждается страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
С 01.01.2022 п. 6 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения.
7. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
8. Выездная проверка страхователя проводится территориальным органом страховщика не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок страхователя не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
9. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев.
10. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут являться:
1) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у страхователя нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и требующей проведения дополнительной проверки;
2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории (в помещении), где проводится выездная (повторная выездная) проверка;
3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
четыре и более обособленных подразделения — до четырех месяцев;
десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
4) непредставление страхователем в установленный в соответствии с пунктом 6 статьи 26.18 настоящего Федерального закона срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.
11. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки территориальным органом страховщика, проводящим выездную (повторную выездную) проверку, в вышестоящий орган страховщика направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки. Решение о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа страховщика.
12. В рамках выездной проверки страховщик вправе проверять деятельность обособленных подразделений страхователя.
13. При проведении выездной проверки обособленного подразделения, указанного в пункте 11 статьи 22.1 настоящего Федерального закона, срок проверки не может превышать один месяц.
14. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, указанной в пункте 23 настоящей статьи.
15. Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим основаниям:
1) для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со статьей 26.18 настоящего Федерального закона;
2) для получения документов (информации) от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) для перевода на русский язык документов (информации), представленных страхователем на иностранном языке.
16. Приостановление проведения выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 15 настоящей статьи, допускается не более одного раза в отношении каждого лица, у которого истребуются документы.
17. Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика, проводящего указанную проверку, по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
18. Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если выездная проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 15 настоящей статьи, и в течение шести месяцев территориальный орган страховщика не смог получить запрашиваемые документы (информацию) от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления проведения указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
19. На период действия срока приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются действия территориального органа страховщика по истребованию документов у страхователя, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия территориального органа страховщика на территории (в помещении) страхователя, связанные с проведением указанной проверки.
С 01.01.2022 п. 20 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
20. Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
С 01.01.2022 ст. 26.16 дополняется п. 20.1 (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
21. Страхователь обязан обеспечить должностным лицам территориального органа страховщика, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
22. При проведении выездной проверки у страхователя могут быть истребованы необходимые для проверки документы (информация) в порядке, установленном статьей 26.18 настоящего Федерального закона. Ознакомление должностных лиц территориального органа страховщика с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) страхователя, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения страховщика.
Как подготовиться к выездной налоговой проверке
Налоговики имеют право не уведомлять ИП или компанию о будущей проверке. Однако обычно предприятие предупреждают заранее по телефону или электронной почте.
Чтобы пройти мероприятие без особых проблем, рекомендуем:
- проинструктировать персонал не распространяться о внутренних делах компании при проверяющих;
- предупредить контрагентов о возможной проверке;
- подготовить для инспекторов рабочее помещение и оставить в нем только документы, относящиеся к предмету проверки;
- привести в порядок учетные документы (проверить, все ли на месте, есть ли на них подписи, нет ли лишних пометок). Отметим, что с 17.03.2021 срок хранения сведений по налоговому и бухучету вырос до пяти лет;
- завести журнал проверок и попросить проверяющего отметить в нем число, время и цель инспекции.
Процедура выездной проверки ФСС РФ
Проверка ПФР и ФСС что проверяютТаким образом, когда проверяющие запрашивают какие-либо документы, необходимо проверить, имеют ли эти документы отношение к конкретной ситуации. Если документы не относятся к предмету вылазки, соответственно необходимо ответить, что проверяющие запрашивают документы не в рамках. Дали почву для подозрений о том, что вы участвуете в минимизирующих схемах для взносов. Как было сказано ранее, руководитель отделения ФСС РФ вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом. Бланк, на котором оформляется соответствующее решение, содержится в Приложении 7 к Методическим указаниям. Заметим, на принятие решения руководителю отделения ФСС РФ дается два рабочих дня после получения уведомления (п. 10 Методических указаний).
Порядок проведения выездной проверки ФСС
Порядок проведения выездной проверки ФСС обычно выглядит следующим образом:
- Распоряжение о проведении выездной проверки ФСС, которое выдается уполномоченным представителем ФСС.
- Оповещение работодателя о проведении проверки. Работодателю сообщается о дате и времени проведения проверки.
- Приезд представителя ФСС на предприятие или в организацию, где проводится проверка.
- Представитель ФСС собирает необходимую информацию и документы, связанные с социальным страхованием работников.
- Анализ предоставленных документов и проведение проверки соответствия работодателя требованиям законодательства.
- Оформление акта проверки. Представитель ФСС составляет акт проверки, в котором указываются обнаруженные нарушения и предписания по их устранению.
- Ознакомление работодателя с результатами проверки. Работодатель получает копию акта проверки и ознакамливается с выявленными нарушениями и требованиями по их исправлению.
Выездная проверка ФСС может охватывать такие вопросы, как правильность начисления и уплаты страховых взносов, правильность оформления и представления документов, связанных со страхованием работников, а также выплаты пособий при наступлении страхового случая.
В случае выявления нарушений требований законодательства в области социального страхования, работодателю могут быть применены санкции в виде штрафов, а также возможны административные или уголовные ответственности.