Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на негативное воздействие на окружающую среду 2024 кто платит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной принцип, по которому будут определяться налогоплательщики, – нанесение вреда окружающей среде. Прежде всего под налогообложение попадают индивидуальные предприниматели и организации. Другое условие – учитывается категория объекта, на котором ведется деятельность. Налог распространяется только на первые три категории.
Что такое авансовые платежи
Предприятия платят за НВОС не один раз за отчетный период, а каждый квартал в течение года вносят авансовые платежи. Первый платеж необходимо внести до 20 апреля, второй – до 20 июля, третий – до 20 октября. Данное правило не распространяется на малые и средние предприятия.
Размер авансовых платежей может отличаться, предприятие само выбирает один из следующих вариантов их расчета.
- Четверть годовой платы за НВОС за предыдущий отчетный период (сумму необходимо скорректировать с учетом пунктов 10–12.1 закона № 7-ФЗ).
- Четверть годовой платы за НВОС, рассчитанной по объему или массе выбросов, сбросов и лимитов на размещение отходов.
- Сумма, которая получается в результате умножения платежной базы на ставки платы за НВОС. Первая определяется исходя из данных ПЭК об объеме/массе выбросов, сбросов и размещенных отходов за предыдущий квартал отчетного периода. К ставкам платы за НВОС необходимо применить соответствующие коэффициенты из статьи 16.3 закона № 7-ФЗ.
Как платить и куда подавать декларацию
Плату за НВОС необходимо вносить на счет территориального управления Росприроднадзора по соответствующим реквизитам. Важно помнить, что в случае выбросов и сбросов территориальным является тот орган Росприроднадзора, в субъекте которого находится источник загрязнения, тогда как в случае с отходами платить нужно органу того субъекта, где отходы были размещены, а не образованы.
Формировать декларацию плательщик должен в своем электронном Личном кабинете юридического лица на Госуслугах. Документ нужно подписать простой ЭЦП и подать через тот же личный кабинет. Подать декларацию можно только в электронном виде!
Если территория предприятия находится одновременно в нескольких субъектах РФ, то подавать нужно несколько деклараций – отдельную в каждый субъект. Напротив, если в рамках одного субъекта РФ расположено несколько предприятий одного юридического лица, то можно объединить их в рамках одной декларации.
Штрафы за несдачу отчётности в Росприроднадзор
Если компания не сдаст отчёты в Росприроднадзор вовремя, она будет оштрафована. Штраф последует и в том случае, если предприниматель вовремя не внесёт плату за НВОС или не оплатит экологический сбор.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Декларация о плате за НВОС | Для граждан: штраф от 500 рублей до 1 тысячи рублей. Для должностных лиц: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 20 до 80 тысяч рублей. | Статья 8.5 КоАП РФ |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Декларация о воздействии на окружающую среду | ||
Отчёты по форме 2-ТП: воздух, отходы, рекультивация | Для должностных лиц: штраф от 10 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 20 до 70 тысяч рублей. | Статья 13.19 КоАП РФ |
Декларация о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) | Для должностных лиц: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для ИП: штраф от 50 до 70 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 70 до 150 тысяч рублей. | Статья 8.5.1 КоАП РФ |
Отчёт о выполнении норматива утилизации | ||
Расчёт экологического сбора | ||
Неуплата экологического сбора | Для должностных лиц: штраф от 5 до 7 тысяч рублей. Для ИП: штраф в трёхкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки (не менее 250 тысяч рублей). Для юридических лиц: штраф в трёхкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки (не менее 500 тысяч рублей | Статья 8.41.1 КоАП РФ |
Неуплата за НВОС | Для должностных лиц и ИП: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 50 до 100 тысяч рублей. | Статья 8.41 КоАП РФ |
Налогоплательщики экологического налога
Условия | Налогоплательщики |
---|---|
Негативное влияние на окружающую среду | Организации, ИП |
Образование отходов, кроме ТКО | Организации, ИП |
Работа с ТКО | Региональные операторы |
Деятельность на стационарных объектах 1-3 категории | Организации, ИП |
Производство или импорт товаров и упаковок, которые утилизируются после использования | Организации, ИП |
Производство или ввоз колесных транспортных средств или шасси | Организации, ИП |
Приобретение транспортных средств у лиц, которые не заплатили сбор по утилизации | Организации, ИП |
Порядок и срок уплаты налога
В качестве периода налогообложения используются данные за 1 календарный год.
Все расчеты должны быть произведены до 25 марта следующего года за отчетным. Применяется схема авансовых платежей, которые принимаются после отчетного периода: 1-3 кварталы года. Новые налогоплательщики начинают выплаты с 1 января следующего года после постановки на учет в ФНС.
Для оплаты экологического налога используется авансовая схема, кроме предприятий малого и среднего бизнеса. Всего платеж состоит из 4 частей:
- 3 авансовых оплаты, равняющихся четверти суммы за прошлый год, – за первые 3 квартала;
- оплата остатка.
Срок финальной оплаты – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Квартальные платежи выплачиваются не позднее 20 числа первого месяца следующего квартала.
Административная ответственность за несвоевременную сдачу Декларации о плате за НВОС и внесении платежей
Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременную подаче Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Наложение и оплата штрафов не освобождает юридические лица и индивидуальных предпринимателей от обязанностей внести плату и сдать Декларацию.
Исчисление платежной базы налога за НВОС
Исчисление платежной базы налога за НВОС производится в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» статьей 16.2.
Базой для исчисления является масса или объем вредных отходов производства, образовавшихся за отчетный период. Подсчет количества вредных отходов за отчетный период определяет сам плательщик налога за НВОС, пользуясь при этом данными экологического контроля. Ответственное лицо делает отдельный отчет по каждому источнику загрязнения и по каждому загрязняющему веществу, входящему в перечень опасных отходов производства и потребления.
Для определения базы требуется учитывать реальный объем или массу вредных отходов, допустимый норматив выбросов, временно допустимый норматив выбросов, объем превышения допустимых нормативов, объем аварийных выбросов, предоставленные лимиты на размещение отходов на лицензированных полигонах и объем превышения этих лимитов.
Ставки и коэффициенты
Ставки налога за НВОС определены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». При этом прежнее постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» отменено.
Для того чтобы заинтересовать компании и индивидуальных предпринимателей внедрять у себя на производстве природоохранные технологии правительство вводит новую шкалу оплаты налога на НВОС. Она начнёт действовать с 1 января 2020 года с такими коэффициентами:
коэффициент 0 — будет применяться к тем производствам, где выброс вредных веществ минимизирован за счет применения самых последних экологических технологий;
коэффициент 0 — будет применяться к тому объему вредных веществ, который накапливается в специально обустроенных хранилищах для дальнейшей отправки на промышленную переработку;
коэффициент 1 — будет применяться к тем предприятиям, которые делают выброс вредных веществ в пределах допустимых норм;
коэффициент 1 — будет применяться на объем или массу вредных веществ, хранимых на предприятии для дальнейшего обеззараживания;
коэффициент 25 — будет действовать на объем или массу вредных веществ, выброс которых временно разрешен;
коэффициент 25 — будет действовать на объем или массу вредных веществ, хранимых предприятием для дальнейшей промышленной переработки или для обеззараживания в количестве, превышающем установленные нормы;
коэффициент 100 — будет действовать в адрес предприятий первой и второй категорий, которые превысили нормативно допустимые нормы хранения или выброса вредных веществ.
Кроме того, новый порядок налогообложения за НВОС будет стимулировать компании и индивидуальных предпринимателей к более осторожному отношению к особо вредным веществам. В этом сегменте будут действовать такие коэффициенты:
коэффициент 0 — будет действовать на объем или массу отходов 5 класса опасности в добывающей промышленности, которые были захоронены в искусственно созданных пустотах в горной породе в соответствии с установленными правилами для компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых;
коэффициент 0,3 — будет действовать на объем или массу вредных веществ, которые были приобретены сторонней компанией или индивидуальным предпринимателем с целью их дальнейшего хранения в специально обустроенных хранилищах;
коэффициент 0,5 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 4 и 5 класса опасности, которые являются продуктом утилизации или промышленной переработки других вредных веществ;
коэффициент 0,67 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 3 класса опасности, которые образовались в результате переработки или обеззараживания вредных веществ 2 класса опасности;
коэффициент 0,49 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 4 класса опасности, которые образовались в результате переработки или обеззараживания вредных веществ 3 класса опасности;
коэффициент 0,33 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 4 класса опасности, которые образовались в результате переработки или обеззараживания вредных веществ 2 класса опасности и хранятся в соответствии с установленными нормами.
С марта 2020 года малым и средним предприятиям необходимо учесть повышение размера платы за НВОС.
А в целом Правительство РФ на 2020 год установило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне ставок 2018 года. Это по-прежнему 95 рублей за одну тонну. Но с коэффициентом 1,08 (п. 2 постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39 “О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”). По сравнению с 2019-м годом он подрос на 0,04.
Что касается региональных операторов твёрдых коммунальных отходов (ТКО), то для них ставки заморозили до конца 2023 года.
Дополнительные коэффициенты, например, для объектов под особой охраной, остались на уровне 2019 года.
Согласно письму Минприроды России от 06.06.2019 № 06-19-44/12844 «Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду», с 01.01.2020 при исчислении платы за НВОС к ставкам применяют:
- коэффициент 1 – за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов/сбросов;
- коэффициент 25 – за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов/сбросов.
Налог на негативное воздействие на окружающую среду 2024: зачем нужен и как работает?
Как работает налог на негативное воздействие на окружающую среду? Он рассчитывается на основе количества выбросов вредных веществ в атмосферу, объема сбросов в водные источники, а также объема образования отходов. Чем больше негативного воздействия на окружающую среду осуществляет предприятие, тем выше будет его налоговая ставка.
Налог на негативное воздействие на окружающую среду представляет собой дополнительные финансовые затраты для предприятий, которые работают в отраслях, отрицательно влияющих на окружающую среду. Это может быть производство химических веществ, выпуск автотранспорта, генерация электроэнергии и другие виды деятельности. Сумма налога будет зависеть от масштабов и характера негативного воздействия каждого предприятия.
Полученные средства от налога на негативное воздействие на окружающую среду будут направляться на финансирование экологических проектов и программ – создание и развитие экологических технологий, реализацию мер по охране природы и биоразнообразия, восстановление экосистем и т.д. Таким образом, введение данного налога позволит сократить негативные последствия для окружающей среды и способствовать ее сохранению на будущее.
Отчетность и контроль
Для обеспечения эффективности и прозрачности системы налога на негативное воздействие на окружающую среду (ННВОС) введены механизмы отчетности и контроля. Каждая организация, подлежащая уплате данного налога, должна представлять налоговые отчеты в соответствии с графиком, установленным налоговыми органами.
Отчетность о налоге на негативное воздействие на окружающую среду должна быть представлена в электронной форме, в соответствии с установленным форматом и схемой данных. Организации должны наладить систему сбора и обработки необходимой информации, а также обеспечить учет всех факторов, влияющих на размер налоговых платежей.
В рамках контроля за уплатой налога на негативное воздействие на окружающую среду, налоговые органы имеют право проводить проверки организаций. Проверки могут быть назначены как плановые, так и в ходе реагирования на возникшие сомнения в достоверности предоставленной отчетности.
При проведении проверок налоговые органы имеют право запрашивать и проверять все необходимые документы и данные, связанные с налоговым учетом и налоговой отчетностью по ННВОС. Организации обязаны предоставить запрашиваемые документы в установленный срок и соблюдать требования налоговых органов.
Налоговая отчетность по ННВОС | Срок предоставления |
---|---|
Квартальная отчетность | Первый день четвертого месяца после окончания квартала |
Годовая отчетность | Первый день четвертого месяца после окончания отчетного года |
Нарушение требований отчетности и непредоставление запрашиваемых документов может привести к применению налоговым органом штрафных санкций в соответствии с законодательством. Поэтому организациям рекомендуется тщательно вести учет и налоговую отчетность, чтобы избежать возможных проблем и дополнительных расходов из-за нарушений требований налогового законодательства.
Штрафы за несдачу отчётности в Росприроднадзор
Если компания не сдаст отчёты в Росприроднадзор вовремя, она будет оштрафована. Штраф последует и в том случае, если предприниматель вовремя не внесёт плату за НВОС или не оплатит экологический сбор.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Декларация о плате за НВОС | Для граждан: штраф от 500 рублей до 1 тысячи рублей. Для должностных лиц: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 20 до 80 тысяч рублей. | Статья 8.5 КоАП РФ |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Декларация о воздействии на окружающую среду | ||
Отчёты по форме 2-ТП: воздух, отходы, рекультивация | Для должностных лиц: штраф от 10 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 20 до 70 тысяч рублей. | Статья 13.19 КоАП РФ |
Декларация о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) | Для должностных лиц: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для ИП: штраф от 50 до 70 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 70 до 150 тысяч рублей. | Статья 8.5.1 КоАП РФ |
Отчёт о выполнении норматива утилизации | ||
Расчёт экологического сбора | ||
Неуплата экологического сбора | Для должностных лиц: штраф от 5 до 7 тысяч рублей. Для ИП: штраф в трёхкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки (не менее 250 тысяч рублей). Для юридических лиц: штраф в трёхкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки (не менее 500 тысяч рублей | Статья 8.41.1 КоАП РФ |
Неуплата за НВОС | Для должностных лиц и ИП: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 50 до 100 тысяч рублей. | Статья 8.41 КоАП РФ |
Что представляет собой негативное воздействие и плата за него
В процессе деятельности человека образуются вещества, микроорганизмы и энергии, которые, оказавшись в окружающей среде, ухудшают ее характеристики: загрязняют, делают менее пригодной для жизни и т.п. Вот это попадание продуктов деятельности человека в окружающую среду с отрицательным для последней эффектом и есть негативное воздействие.
По состоянию на 2021 год перечень таких воздействий сформирован и утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.
Воздействия в нем сгруппированы по характеру попадания в природу:
- в воздух (атмосферу);
- в воду (водные объекты);
- в почву (к ним относится и размещение отходов).
Искусственно созданные источники, генерирующие эти выбросы, это объекты НВОС. Каждый объект должен быть поставлен на госучет в Росприроднадзоре.
За работу объекта НВОС в РФ нужно перечислять государству обязательный публично-правовой платеж – плату за НВОС. Целью сбора таких платежей является проведение на них мероприятий по восстановлению и охране окружающей среды.
Поэтому, хотя НВОС и не является налогом, его исчислению и уплате необходимо уделить внимание каждому владельцу объекта НВОС.
Плата за НВОС – сроки
Годовой платеж необходимо перечислять не позднее 1-ого марта следующего года. Авансы за 1, 2 и 3 кварталы уплачиваются в срок до 20-ого числа месяца за отчетным кварталом. При этом отсутствует обязанность по уплате авансов у субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) и созданных в текущем году организаций. В 2023 году сроки перечисления платы следующие:
- За 2022 год – до 1-ого марта 2023.
- За 1 квартал 2023 – до 20-ого апреля 2023.
- За 2 квартал 2023 – до 20-ого июля 2023.
- За 3 квартал 2023 – до 20-ого октября 2023.
Если последний день для перечисления платежа выпадает на праздник или выходную дату, переноса срока уплаты не предусмотрено. Поэтому рекомендуется оплачивать суммы заранее, чтобы не столкнуться со штрафами. Размер санкций за нарушение сроков уплаты НВОС составляет (статья 8.41 КоАП РФ):
- 50000-100000 рублей – для юрлиц.
- 3000-6000 рублей – для должностных лиц.
Нужно ли отчитываться по НВОС
Данные о расчетах отражаются в декларации по НВОС. Это главный отчет по воздействию на окружающую среду. Подавать декларацию по итогам календарного года обязаны все те, кто перечисляет плату за НВОС. Срок подачи – не позднее 10-ого марта за отчетным годом. В 2023 году отчитаться за 2022 год требуется до 10-ого марта 2023.
Декларация включает в себя 3 основных раздела. Заполнять все не требуется. Данные нужно внести только в те листы, которые отражают факт воздействия на окружающую среду.
Подавать декларацию нужно через Личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора. Вход осуществляется через учетную запись от Госуслуг. Подписывается документ простой электронной подписью. Те, у кого сумма годового платежа по НВОС, не превышает 25 000 рублей, вправе отчитаться на бумажном бланке. Но в этом случае все равно требуется продублировать документ в электронном виде.
Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Изменения с 2020 года:
Для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ (наилучшая доступная технология) при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС
• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду[2], а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.