Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки по земельному налогу в 2024 году для юридических». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Самое главное про земельный налог для организаций
Подведём итоги по уплате земельного налога юридическими лицами.
- Земельный налог платят организации, если у них в собственности, в праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения есть участки, по которым определена кадастровая стоимость. За участки, находящиеся в аренде или в праве безвозмездного срочного пользования, налог не взимается.
- Ставки земельного налога устанавливаются муниципальными органами, с учётом ограничений, указанных в НК РФ: 0,3% или 1,5%.
- Сроки уплаты земельного налога зависят от того, установлены ли в муниципальном образовании отчётные периоды (1, 2, 3 квартал). Если да, то по окончании квартала надо перечислить аванс – ¼ годовой суммы. Окончательный расчёт за год производится не позже 28 февраля следующего года.
- Организация самостоятельно исчисляет сумму земельного налога и перечисляет налоговые платежи в установленные сроки. Декларации по этому налогу не сдают, но можно направить для пояснения расчётов бухгалтерскую справку.
- В срок до 1 сентября года, следующего за отчётным, ИФНС направляет налогоплательщику документ с исчисленной суммой. Он необходим для сверки с расчётами организации. Если налоговая считает, что по земельному налогу есть недоимка, надо оплатить её или предоставить свои пояснения, доказывающие, что самостоятельный расчёт земельного налога произведён корректно.
- Если до 1 сентября справка с исчисленной суммой от ИФНС не поступила, компания обязана сообщить о наличии налогооблагаемого объекта. Сообщение подаётся по форме из приказа ФНС от 10.08.2022 № ЕД-7-21/741@. Крайний срок – 31 декабря года, следующего за отчётным.
Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa
- B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
- Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
- Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
- Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).
Изменения в законодательстве, касающиеся уплаты земельного налога, были приняты 31.07.23 отдельными положениями из ФЗ № 389. Все они вступают в силу единовременно, начиная с 1 января.
Какие изменения были утверждены:
- налоговая база на недвижимость будет рассчитываться как доля кадастровой стоимости земельного участка по пропорции конкретной части, если последняя занята жилищным фондом или объектами из числа инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального назначения, хотя изначально не относится к их числу (п. 2 ст. 391 ФЗ № 389);
- размер налогового платежа и аванса формируется по сведениям органов, которые ведут кадастровый учет и занимаются регистрацией прав на недвижимость, а также по иной информации, предоставленной в ФНС по действующему законодательству, юридические лица при этом производят расчет самостоятельно (п. 2 ст. 396 ФЗ № 289);
- исчисление налога на землю, осуществляющееся на основании сведений, предоставленных органами по контролю земельного имущества, производится по новым порядкам (ст. 396 ФЗ № 389).
Юридических лиц также затронут и другие изменения, связанные с работой налоговой. С ними можно ознакомиться отдельно.
Применение различных ставок земельного налога в отношении одного и тогда же участка
НК РФ не был урегулирован вопрос о порядке исчисления земельного налога, если один участок занят сооружениями инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и иными объектами. В подобном случае налоговики требовали рассчитывать налог за весь земельный участок по ставке, установленной законом субъекта РФ в отношении прочих земель – не выше 1,5 %, так как применение ставки не выше 0,3 % возможно только при выделении самостоятельного земельного участка под объектами жилищной инфраструктуры.
С 2024 года разрешено применять различные ставки земельного налога в отношении одного и тогда же участка.
Для этого фирма должна подать в инспекцию уведомление со следующими сведениями:
- наличие на земельном участке жилищного фонда и (или) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- площадь участка, занятая объектами недвижимости, которые не относятся к жилищному фонду.
Форму уведомления, порядок его заполнения и формат подачи утверждает ФНС России.
К уведомлению нужно приложить документы, подтверждающие наличие таких объектов и площадь части участка, занятой объектами недвижимости, не относящимися к жилищному фонду.
Если не представить уведомление, инспекция получит сведения о наличии на участке объектов жилищного фонда в порядке межведомственного обмена.
Новые ставки и порядок расчета
С 1 января 2024 года для юридических лиц в России вводятся новые ставки земельного налога. Изменения вносятся в связи с утверждением новой формулы расчета земельного налога и стремлением государства к упрощению налоговой системы.
Новые ставки земельного налога будут вычисляться исходя из учетной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости. Учетная стоимость определяется исходя из нормативной стоимости земельного участка и коэффициента площади. Кадастровая стоимость же зависит от рыночной стоимости земельного участка и индексации.
Для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, ставка земельного налога составит 0,3% от учетной стоимости. А для земельных участков, принадлежащих государству и являющихся объектами инфраструктурного и военного назначения, ставка составит 0,1% от учетной стоимости.
Также, были изменены сроки уплаты земельного налога для юридических лиц. Теперь, вместо ежеквартального платежа, налог нужно будет уплачивать ежегодно до 1 декабря.
Новые ставки и порядок расчета земельного налога для юридических лиц будут действовать с 1 января 2024 года. Эти изменения помогут предприятиям более точно оценить свои налоговые обязательства и своевременно выполнить их оплату.
Изменения в списке налогооблагаемого имущества
С 2024 года произошли изменения в списке имущества, подлежащего налогообложению земельным налогом для юридических лиц. Новыми объектами налогообложения стали:
Категория имущества | Краткое описание |
---|---|
Здания и сооружения | Включает жилые, административные, торговые, производственные и другие построенные объекты недвижимости. |
Незавершенное строительство | Включает объекты недвижимости, строительство которых не завершено. |
Дачи и коттеджи | Включает недвижимость, предназначенную для сезонного проживания. |
Земельные участки | Все категории земельных участков подлежат налогообложению. |
Арендованное имущество | Имущество, арендованное юридическими лицами на основании договоров аренды. |
Помимо новых категорий имущества, также были изменены ставки налога на имущество для юридических лиц. Подробную информацию о новых ставках и особенностях расчета можно найти в официальных документах и регламентах.
Для соблюдения требований и избежания налоговых проблем, юридическим лицам необходимо внести изменения в бухгалтерию и учет налогооблагаемого имущества. Также стоит проконсультироваться с налоговым консультантом или юристом для получения дополнительной информации о новых правилах и обязанностях.
Налоговая база и ставки
Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:
- кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
- если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
- если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
- при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.
Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.
Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:
- 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5% для иных земельных участков.
Ситуация имеет свои особенности — при общей либерализации земельного права наблюдается ужесточение налогового пресса. До изменений в налоговом законодательстве 2015 года продажа недвижимости не облагалась налогом только в том случае, если она находилась во владении одного человека не менее трёх лет, а также при продаже за сумму менее 1 миллиона рублей. Это правило позволило создать хорошо работающий рынок жилья и избавить от дополнительного налогового бремени владельцев дешёвой недвижимости, построенной в советский период.
В соответствии с новыми правилами, сделка на сумму менее миллиона рублей теряет свою защищённость от налогообложения. Вводится так называемая минимальная сумма налога. Неважно, какая сумма была указана в договоре — хоть 10 000 рублей, платить налог всё равно придется.
Кто платит и кто не платит земельный налог
Платят земельный налог физические лица, которые им владеют:
- Собственники земли, вне зависимости от того, каким образом она досталась им (покупка, наследование, мена, дарение, выигрыш в лотерею и т.п.).
- Граждане, которые используют участок на основе договора бессрочного пользования (постоянного пользования).
- Граждане, которые имеют так называемое право пожизненно наследуемого владения землею. Имеются в виду преимущественно дачные участки, которые были получены гражданами еще при СССР, но до сих пор не оформлены как частная собственность. Такой землей физическое лицо может пользоваться, оно фактически и владеет участком, но не вправе распорядиться им.
Соответственно, во всех остальных случаях физические лица не оплачивают земельный налог. Особо интересны следующие ситуации:
- Если гражданин владеет только гаражом, но земля под ним не оформлена в его собственность, он не является налогоплательщиком. Этот участок может находиться, например, в собственности гаражного кооператива или в муниципальной собственности.
- Если речь идет о земле, которая находится под и вокруг многоквартирного дома, то ни один собственник квартиры также не оплачивает налог. Причем это касается и тех случаев, когда земля находится в частной собственности – т.е. каждый владелец квартиры имеет долю земли, соответствующую площади квартиры.
- Также иногда граждане не имеют в собственности дачные участки, которыми фактически пользуются. Такая земля, как правило, принадлежит муниципалитету. Хотя подобных случаев становится все меньше.
Новые правила и ставки
С 2024 года предусмотрены изменения по земельному налогу, которые вводят новые правила и ставки. Эти изменения затронут всех плательщиков и будут иметь существенное влияние на налогообложение земельных участков.
Одной из основных новаций является установление более высоких ставок налога для различных категорий плательщиков. Например, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрено повышение налоговых ставок согласно новым правилам.
Кроме того, новые правила и ставки затрагивают расширенный круг плательщиков. Если ранее налогом облагались только владельцы земельных участков, то теперь налог будет взиматься также с арендаторов и пользователей земельных участков.
Изменения также касаются порядка и сроков уплаты налога. Теперь плательщики обязаны уплачивать налог в строго установленные сроки, соблюдая новый порядок расчета и перечень документов, необходимых для определения налоговой базы.
Кроме того, государство вводит новые механизмы контроля за исполнением обязанностей по уплате налога. Это позволит более эффективно контролировать соблюдение налогоплательщиками требований по уплате налога и предупреждать нарушения.
Вместе с этим, новые изменения предусматривают освобождение от налогообложения определенных категорий земельных участков. Это может затронуть земли сельскохозяйственного назначения или земли, используемые для религиозных или образовательных целей.
Важно отметить, что за нарушения в уплате налога предусмотрены штрафные санкции. Это может быть штраф в виде дополнительных процентов к сумме налога или административное наказание. Поэтому все плательщики должны быть внимательны и соблюдать новые правила и ставки, чтобы избежать негативных последствий.
Освобождение от налогообложения определенных категорий земель
С введением изменений по земельному налогу с 2024 года предусмотрено освобождение от налогообложения определенных категорий земель. Это позволит уменьшить финансовую нагрузку на определенные субъекты хозяйствования и стимулировать развитие определенных отраслей экономики.
В частности, будут освобождены от уплаты земельного налога сельскохозяйственные земли, используемые для сельскохозяйственного производства. Это позволит поддержать сельское хозяйство и обеспечить стабильность и развитие данной отрасли.
Также будут освобождены от налогообложения земли, используемые для строительства и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры, таких как школы, больницы, спортивные сооружения и другие общественные объекты. Это позволит улучшить условия жизни и обеспечить доступность социальных услуг для населения.
Кроме того, будут освобождены от налогообложения земли, используемые для размещения объектов природоохранного значения, таких как национальные парки, заповедники и другие природные территории. Это позволит сохранить и охранить биоразнообразие и уникальные природные объекты.
Важно отметить, что освобождение от налогообложения будет предоставляться на основе соответствующих документов и заявлений, подтверждающих соответствие земельных участков категориям, предусмотренным законодательством. Также будут установлены определенные условия и требования для получения освобождения.
Освобождение от налогообложения определенных категорий земель является важным шагом в улучшении налоговой системы и стимулировании развития экономики. Оно позволит снизить финансовую нагрузку на некоторые субъекты хозяйствования и создать благоприятные условия для развития отдельных отраслей и общественных объектов.
Порядок расчета по земельным владениям
Юридические лица должны ориентироваться на кадастровую стоимость участка, зафиксированную в ЕГРН. Необходимо взять значение на 1 января того года, за который рассчитывается налог. Если земельный участок образован за последние 12 месяцев, то берется стоимость на момент внесения сведений в ЕГРН (п. 1 ст. 391 НК). Идентичный порядок применяется для расчета налогов на территории, приобретенные юридическим лицом вместе с находящейся на них недвижимостью.
Итоговый налоговый платеж за год формируется по следующей формуле: ЗН = НБ × НС. Земельный налог (ЗН) будет равен произведению налоговой базы (НБ) и налоговой ставки в процентах (НС).
Если местное законодательство предполагает наличие отчетных периодов в виде первых трех кварталов в течение года (п. 2 ст. 393 НК), то юридическое лицо должно рассчитывать соответствующий аванс по каждому из них. Авансовый платеж (АП) определяется по формуле: АП = ¼ × НБ × НС. В расчетах учитываются все те же налоговые база и ставка. Если отчетных периодов не предполагается, то аванс перечислять не потребуется.
Когда нужно внести оставшийся к уплате земельный налог (ЗНу) по итогам года, следует применять специальную формулу: ЗНу = ЗНн – АП. В таком случае он будет равен разнице между начисленным земельным налогом за год (ЗНн) и суммой авансовых платежей (АП), которые были сформированы в течение года.
Преимущества своевременной оплаты земельного налога
- Соблюдение закона. Оплата земельного налога в установленные сроки является обязательной для каждого владельца земельного участка. Своевременное исполнение этой обязанности помогает избежать нарушений законодательства и соответствует правилам, которые устанавливаются государством.
- Предотвращение штрафов. Опоздание с оплатой земельного налога может привести к наложению штрафов и пени, что может значительно увеличить сумму, которую нужно заплатить в конечном итоге. Своевременная оплата помогает избежать дополнительных расходов.
- Укрепление имущественных прав. Оплата земельного налога подтверждает ваше право собственности на земельный участок. В случае спора или судебного разбирательства, своевременная оплата будет служить доказательством вашей легальной принадлежности к земельному участку.
- Поддержка местных инфраструктурных проектов. Земельный налог является источником дохода для государства и местных органов власти. Своевременная оплата налога способствует финансированию инфраструктурных проектов, таких как ремонт дорог, строительство школ и больниц.
- Сознательность и ответственность. Своевременная оплата земельного налога говорит о вашей ответственности и уважении к закону. Это также является признаком вашей гражданской позиции и отношения к обществу.
Сохранение этих преимуществ доступно каждому, кто понимает важность своевременной оплаты земельного налога и добросовестно исполняет свои обязанности.
Возможность участия в инвестиционных проектах
Согласно новым изменениям в земельном налоге, введенным Законом № 389-ФЗ, налогоплательщики получают возможность участвовать в инвестиционных проектах, которые направлены на развитие и модернизацию территорий.
Судя по новым правовым нормам, физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут быть исключены из участия в инвестиционных проектах, если они не выполняют свои обязательства перед государством или нарушают законодательство.
Однако, если налогоплательщики участвуют в инвестиционных проектах, то они получают законную возможность влиять на изменения в земельном налоге и других налоговых сборах. При этом, стоимость земельных участков, используемых в инвестиционном проекте, определяется на основании кадастровой стоимости, учитывая влияющие факторы, такие как местоположение и нахождение участка.
Новая система определения стоимости земли позволяет участникам инвестиционных проектов получать налоговые льготы и снижать налоговые обязательства. Например, если стоимость земли по кадастровой стоимости превышает 4 миллиона рублей, то налоговый период по земельному налогу увеличивается до 4 лет. Таким образом, участники инвестиционных проектов имеют возможность сэкономить на налогах и использовать эти средства на развитие своего бизнеса.
Однако, для участия в инвестиционных проектах необходимо соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством. Например, участник должен иметь определенный опыт и квалификацию, а также обладать достаточными финансовыми ресурсами для реализации проекта.
Таким образом, новые изменения в земельном налоге предоставляют возможность участия в инвестиционных проектах, которые помогут развитию территорий и экономики страны. Это позволяет налогоплательщикам получать налоговые льготы и снижать налоговые обязательства, а также активно влиять на изменения в законодательстве и налоговой политике.
Снижение ставок налога для малого бизнеса
В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 389-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации, с 2024 года предусмотрено снижение ставок земельного налога для малого бизнеса. Это новое законодательство вносит ряд изменений и новшеств в налогообложение земельных участков.
Согласно новым правилам, для малого бизнеса устанавливаются сниженные ставки налога на землю. Размеры этих ставок определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не могут превышать установленные законодательством максимальные значения.
Малым бизнесом считается организация или индивидуальный предприниматель, налогоплательщиком по земельному налогу которого является объект недвижимости, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Для определения ставки налога для малого бизнеса учитывается календарная стоимость земельного участка, установленная в соответствии с законодательством о кадастровой оценке. При этом, если установленная кадастровая стоимость превышает стоимость земельного участка, определенную в соответствии с законодательством о кадастровой оценке, то налог на землю для малого бизнеса устанавливается на основании стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством о кадастровой оценке.
Для малого бизнеса также предусмотрено снижение налоговой базы на основании наличия земельных участков, используемых физическими лицами, иных объектов недвижимости или прав на них, если такие объекты используются субъектами малого предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности.
В случае если ставка налога на землю для малого бизнеса была установлена в судебном порядке на основании заниженной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством о кадастровой оценке, она сохраняется до истечения срока, на который была установлена судом, но не более 5 лет с момента вступления в силу решения суда.
Таким образом, с 2024 года малый бизнес сможет платить земельный налог по сниженным ставкам, установленным в соответствии с новым законодательством. Это позволит снизить налоговую нагрузку на предпринимателей и стимулировать развитие малого бизнеса в России.