Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен применять ПБУ 1802 в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответ на вопрос, кто обязан применять ПБУ 18/02, определен в самом начале этого документа (пп. 1, 2), где изложены его общие положения. Правила ПБУ 18/02 написаны для организаций и заключаются в раскрытии в бухгалтерском учете и отчетности информации о налоге на прибыль. Поэтому вопрос применения данного положения затрагивает именно тех, кто обязан платить этот налог.
Когда возникают временные разницы. Пример
Временные разницы возникают, когда доходы (расходы) формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или последующих периодах
Самый, пожалуй, наглядный пример возникновения временных разниц — это срок полезного использования (СПИ) основного средства.
Пример:
Организация приобрела в январе оборудование стоимостью 360 000 без НДС. В бухгалтерском учете срок полезного использования составил 2 года. Для простоты расчетов примем ликвидационную стоимость равной 0.
Амортизацию рассчитываем ежемесячно с 1-го числа следующего месяца линейным методом.
В налоговом учете 3 года. Метод амортизации линейный.
Решение:
Амортизация на 31.12. года, в котором основное средство принято к учету:
В БУ: 360 000 *11/ 24 = 165 000 ( амортизация в месяц по бухучету составила 15 000 руб)
В НУ: 360 000 *11/36 = 110 000 (( амортизация в месяц по налоговому учету составила 10 000 руб)
Мы видим, что за первый год эксплуатации ОС в бухгалтерском учете расходы на амортизацию составили 165 000 руб., а в налоговом — 110 000 руб.
Теперь посчитаем расходы по амортизации за второй календарный год:
В БУ: 15 000*12 = 180 000
В НУ: 10 000*12 = 120 000
За третий календарный год:
В БУ: 15 000*1 = 15 000
В НУ: 10 000* 12 = 120 000
И, наконец, четвертый год:
В БУ — ОС полностью самортизировано еще в прошлом году, и, естественно расходы на амортизацию отсутствуют.
В НУ: 10 000*1 = 10 000
В принципе получается, что суммы расходов в бухгалтерском и налоговом учете в итоге одинаковые (расходы на амортизацию и в бухгалтерском, и в налоговом учете составили 360 000 руб.), но они по-разному распределены во времени.
В этом и состоит суть временных разниц.
Временные разницы (ВР) – это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по НП в другом или других отчетных периодах.
В отчетном периоде, когда возникают ВР между данными БУ и НУ, формируются отложенные налоговые активы (ОНА) и отложенные налоговые обязательства (ОНО).
Временные разницы подразделяются на вычитаемые (ВВР) и налогооблагаемые (НВР).
Вычитаемые временные разницы образуются, если какие-либо расходы в БУ уменьшают бухгалтерскую прибыль в отчетном периоде, а в НУ будут приняты только в следующих отчетных (налоговых) периодах.
Пример.
Малые предприятия вправе единовременно амортизировать основное средство (ОС), которое относится к хозяйственному инвентарю, а в НУ, если такое ОС удовлетворяет условиям амортизируемого имущества, оно будет амортизироваться в течение срока полезного использования. Таким образом, будет образована ВВР.
И в том отчетным периоде, когда возникают ВВР, формируются отложенный налоговый актив, который также исчисляется как произведение этой разницы на текущую ставку налога на прибыль.
Начисляется ОНА по дебету счета 09, погашается – по кредиту счета 09 в корреспонденции со счетом 68.04.2.
Налогооблагаемые ВР образуются, если в отчетном периоде налоговая база по НП уменьшается, а бухгалтерская прибыль будет уменьшена на эту сумму в следующих отчетных (налоговых) периодах.
Пример.
Если приобретено ОС, стоимость которого 60 000 руб., то в НУ оно амортизироваться не будет, а его стоимость будет сразу учтена в расходах текущего периода, а в БУ стоимость будет погашаться посредством амортизации в течение срока полезного использования.
В том отчетном периоде, когда возникает НВР, признаются отложенные налоговые обязательства.
Изменение величины ОНО рассчитывается как произведение НВР на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату. Начисляется ОНО по дебету счета 77, погашается – обратной проводкой по кредиту счета 77 в корреспонденции со счетом 68.04.2.
Выручка от реализации для целей НУ
Напомним об особенностях учета для выручки от реализации для целей НУ.
Выручка от реализации для целей налогообложения учитывается без НДС и акцизов. Поэтому в НУ не отражаются суммы налогов, пошлин, акцизов, учтенных в БУ на счетах 90.03, 90.04, 90.05.
В БУ доход отражается с учетом НДС, а НДС учитывается на отдельных счетах. Но в свернутом виде все равно выручка указывается в нетто-оценке. А в НУ она сразу очищается от НДС и указывается в нетто-оценке без пошлин, акцизов и НДС. Поэтому визуально разница есть, но на деле ее не возникает.
Доходы по кредиту счета 90.01 учитываются в нетто-оценке.
Обратите внимание, что не возникает постоянных и временных разниц!
Чтобы проанализировать данные по ПР и ВР, во всех стандартных отчетах есть настройки, где можно включить соответствующие флаги и проанализировать ПР, ВР, скомбинировать различны показатели, чтобы просмотреть данные БУ, НУ.
Для суммовых показателей проводок должно соблюдаться следующее правило:
БУ = НУ + ПР + ВР
То есть оценка стоимости актива или обязательства в БУ должна равняться оценке стоимости актива или обязательства в НУ с учетом постоянных и временных разниц.
Где БУ и НУ – оценка стоимости актива или обязательства в БУ и НУ.
ПР и ВР – сумма постоянных и временных разниц в стоимости актива или обязательства.
Проконтролировать выполнение правила БУ = НУ + ПР + ВР можно с помощью стандартных отчетов, если установить флаг для показателя «Контроль».
Для тех счетов, где поддерживается НУ, должно соблюдаться ключевое правило соотношения сумм проводки: БУ = НУ + ПР + ВР, особенно для операций, введенных вручную!
Также стоит не забывать, что в оборотах счетов 68.04 и 99.09 может быть погрешность за счет округления налогов, но не более чем на 3-4 руб. за год.
Рекомендуем проверять обороты счета 68.04 в корреспонденции со счетом 99.09.
В программе есть обработка, которая позволит быстро отыскать ошибки, связанные с ведением учета по налогу на прибыль – «Анализ состояния налогового учета по НП». При формировании отчета за определенный период программа сразу укажет, если не будет выполняется правило БУ = НУ + ПР + ВР.
Зачем понадобилась новая редакция ПБУ 18/02
Как и прежде, приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н утверждено положение по бухгалтерскому учету под названием «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Сокращённо – ПБУ 18/02.
Но с 2020 года этот документ действует в новой редакции: изменения о новшества в него внёс приказа Минфина от 20.11.2018 № 236н.
Основная цель почти всех изменений в бухучете расчетов по налогу на прибыль с 2020 года – привести правила бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ними объектов бухучета в соответствие с МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Он введен в действие на территории России приказом Минфина от 28 декабря 2015 г. № 217н.
С 2020 года необходимо по новым правилам ПБУ 18/02 рассчитывать и отражать в бухучете:
- временные разницы;
- постоянные разницы;
- чистую прибыль.
Сразу скажем, изменения в ПБУ 18/02 повлияли и на формы бухгалтерской отчетности. Соответствующие поправки в них внёс приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н.
Урегулировано применение ПБУ 18/02 участниками КГН
С 2020 года в ПБУ 18/02 включены специальные положения, посвященные порядку его применения участниками консолидированной группы налогоплательщиков. В частности, установлено, что такие лица:
Обязанность |
Пояснение |
Определяют временные и постоянные разницы исходя из их налоговой базы, включаемой в консолидированную налоговую базу | Формируется ответственным участником в соответствии с законодательством о налогах и сборах вне системы бухучета |
Отражают в бухучете отложенные налоговые активы с учетом всех вычитаемых временных разниц | Кроме:
|
Формируют в бухучете текущий налог на прибыль на отдельном счете по учету расчетов с участниками КГН | Ответственный участник отражает на нём сумму налога на прибыль к уплате по консолидированной группе в целом |
Раскрывают обособленно в отчете о финансовых результатах разницу между суммой текущего налога на прибыль, исчисленного участником (вкл. ответственного участника) для включения в консолидированную налоговую базу такой группы, и суммой денежных средств, причитающейся с участника (участнику) исходя из условий договора о создании КГН | – |
С 2020 года статья отчета о финрезультатах, отражающая данную разницу, называется «Перераспределение налога на прибыль внутри консолидированной группы налогоплательщиков».
Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица
Что изменилось | Как применять | С какой даты действует, основание |
---|---|---|
Единый налоговый платеж | ||
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт |
Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени. Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП. |
С 1 января 2023 года. П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными | Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо. |
С 1 января 2023 года. П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП | Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты. |
С 1 января 2023 года. Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам |
Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр. Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС. Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке. |
С 1 января 2023 года. П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Защита капиталовложений | ||
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) |
Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:
В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете. ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика). Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092). В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют. Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ |
Налог на прибыль | ||
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога |
Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:
Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года |
С 1 января 2023 года. п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства |
Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц. |
С 1 января 2023 года. Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний |
Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:
|
С 1 января 2023 года. Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ |
Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации |
Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:
|
С 1 января 2023 года. п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ. |
Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5 |
При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:
Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет |
Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДС | ||
Изменили срок уплаты НДС в бюджет |
Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК |
Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки. Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС. Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС. До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных |
В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:
Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы. Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК |
В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства. Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата). Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ |
Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа |
В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%. Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:
Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке. |
С 1 января 2023 года. Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ |
Акцизы | ||
Установили ставки акцизов на 2025 год |
Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт. При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.). |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДДДУС | ||
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС) |
Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям. Кроме того:
Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ |
Налог на имущество | ||
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год |
Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года. Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик. Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022). |
С 1 января 2023 года. П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости |
Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога. Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили. Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке. Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость. |
С 1 января 2023 года. Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667 |
Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество |
Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости. Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451). |
С 1 января 2023 года. Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ |
Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество |
Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:
Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке. |
С 1 января 2023 года. Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739 |
Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога |
Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК). |
С 1 января 2023 года. Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247 |
УСН | ||
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации |
Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта. Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля |
С 1 января 2023 года. П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН |
Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу. |
С 1 января 2023 года. П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
ЕСХН | ||
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года |
Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта. Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля. |
С 1 января 2023 года. П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Патент ИП | ||
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте |
ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями. |
С 1 января 2023 года. П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
Путевой лист | ||
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах |
Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге. В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа |
Путевой лист должен содержать следующие сведения:
Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368. Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Кадры | ||
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью |
При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования. Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда. |
С 1 января 2023 года. Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ |
Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников |
Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ |
Применение пбу 18 02 малыми предприятиями в 2018 году
Штрафы за неприменение ПБУ 18/02 Как правило, на бухгалтера магически действует сумма штрафа за то или иное нарушение. А чем грозит неприменение ПБУ 18/02, посвященное учету расчетов по налогу на прибыль организаций? От того, применяет компания ПБУ 18/02 или нет, сумма налогов никак не зависит. Сначала признаем расходы в налоговом учете, а в последующие периоды в бухгалтерском.
О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
- Организации со статусом участников проектов согласно закону «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.10 № 244-ФЗ.
- При этом свое право на упрощенный учет и отчетность такие организации должны отразить в учетной политике. Специалист Минфина разъяснил, как обосновать отказ от ПБУ 18/02 с 2016 г.тем, кто может вести бухучет упрощенно. ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ “В конце 2014 г. были внесены изменения в Закон о бухучете, определившие круг субъектов, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетностьст. Важно На вопросы отвечала Л.А. Елина, экономист-бухгалтер В предыдущей статье мы рассмотрели ряд вопросов по составлению и сдаче бухгалтерской отчетности.
А чем грозит неприменение ПБУ 18/02, посвященное учету расчетов по налогу на прибыль организаций? От того, применяет компания ПБУ 18/02 или нет, сумма налогов никак не зависит.
Налог-налог 07 мая 2019 27521 Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен ПБУ 18/02 — кто должен применять, кто вправе не применять, а кто имеет право выбора? В данной статье вы найдете принципы определения и способы оформления принятого решения об использовании ПБУ 18/02. Ответ на вопрос, кто обязан применять ПБУ 18/02, определен в самом начале этого документа (пп.
А также те, кто не платит налог на прибыль:
- организации, работающие на специальных режимах налогообложения и с налогом на игорный бизнес;
- организации, не признаваемые плательщиками налога на прибыль (или освобождаемые от него) по нормам гл. 25 НК РФ.
Пбу 18/02 : с казенного на русский Тогда для деятельности, облагаемой налогом на прибыль, будут формироваться показатели по ПБУ 18/02, а по другому виду деятельности их не будет.
Действительно, если организация не платит налог на прибыль, то с ПБУ 18/02 она не может работать по простой причине: нет налога на прибыль и других необходимых показателей. Отметим, что кооперативы (потребкредита и по жилью), организации с обязательным аудитом отчётности обязаны применять ПБУ 18/02. П. 2 исключения для них не сделано. Также см.
Какие ПБУ могут не применять малые предприятия
Малые предприятия полностью освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок;
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.
Субъекты, которые вправе вести упрощенный бухгалтерский учет (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), из правил, установленных другими ПБУ и ФСБУ, вправе выбирать те положения, которые предусматривают послабления, предусмотренные для них этими документами.
- Применение ПБУ 18/02: кто обязан применять, кто может не применять ПБУ. Варианты применения ПБУ 18/02: затратный метод или метод отсрочки.
- Основные правила для применения ПБУ 18/02 в 2020 году: изменение определения временных разниц, новые виды и случаи определения временных разниц; Когда возникают временные разницы, отложенные налоговые активы (обязательства) и как они отражаются в бухучете
- Изменение определения постоянных разниц, новые термины, применяемые в отношении постоянных разниц.Когда возникают постоянные разницы, постоянные налоговые расходы (доходы) и как они отражаются в бухучете
- Введение показателя, характеризующего изменение экономических выгод организации в связи с налогообложением прибыли: «Расход по налогу на прибыль»
- Порядок определения текущего налога на прибыль
- Способы определения текущего налога на прибыль, отражение выбора в учетной политике организации.
- Заполнение показателей Отчета о финансовых результатах при применении ПБУ 18/02.
- Взаимоувязка показателей отчета о финансовых результатах и декларации по налогу на прибыль
- Разбор конкретных ситуаций и примеры отражения показателей ПБУ 18/02 при применении разных правил в бухгалтерском и налоговом учете.
- Практические рекомендации БМЦ: Рекомендация Р-109/2019-КпР «Регистр учета временных разниц»
- Рекомендация БМЦ: Р-110/2019-КпР «Переход на новый порядок учета налога на прибыль с 2020 года»
Зачем нужно ПБУ 18/02?
Типичные, но неверные ответы на вопрос «Зачем нужно ПБУ 18»:
- для уплаты налога на прибыль в бюджет
- грамотное применение ПБУ позволяет сэкономить на налоге на прибыль
- можно не вести НУ, если применяется этот стандарт
- отложенное налоговое обязательство — это сумма, которую налоговая заставит заплатить в будущем
- неверный расчет постоянного налогового актива увеличивает базу по налогу на прибыль
А теперь правильный ответ — ПБУ 18/02 это бухгалтерский стандарт и он никак не влияет на налоговый учет и сумму налога, вот прям абсолютно никак не влияет.
Цель этого стандарта — определить порядок учета налога на прибыль. Главный вопрос состоит в том, как учитывать последствия:
- будущего возмещения стоимости активов, которые признаны в отчете о финансовом положении организации
- событий текущего периода, признанных в финансовой отчетности организации
Бухгалтерский учет объекта ОС при продаже его ниже остаточной стоимости
Бухучет реализации материального актива ниже остаточной стоимости ведется по аналогии с учетом продажи актива с прибылью.
Основные контировки, используемые для отображения продажи основного средства ниже остаточной стоимости | Описание |
ДТ 62 (Расплата с покупателями»), КТ 91 (Иные траты и прибыль), субсч. «Прочие доходы» | Выручка |
ДТ 91, субсч. «Иные траты», КТ 01 (ОС) | Аннулируется остаточная стоимость объекта |
ДТ 02 (Амортизация ОС), КТ 01 | Аннулируется амортизация |
ДТ 99, КТ 91 («Сальдо иных трат и прибыли») | Ущерб от продажи ОС по цене, меньшей, чем остаточная стоимость |
ДТ 91, субсч. «Прочие траты», КТ 68, субсч. «Платежи по НДС» | НДС с реализации объекта |
ДТ 91, субсч. «Прочие траты», КТ 10 (20, 23 и др.) | Аннулируются траты, связанные с продажей ОС |
Реализацию ОС в бухгалтерской программе 1с можно оформить посредством документа «Передача ОС».
Пример 1. Контировки для отображения продажи лекгвового автомобиля ООО «Гарант» своему сотруднику Ледову Н. И. ниже остаточной стоимости. ООО «Гарант» сбывает легковой автомобиль своему сотруднику Ледову Н. И. по меньшей цене, чем остаточная стоимость. Законом это не возбраняется. Двумя сторонами заключается договор купли-продажи. После его подписания право собственности переходит к покупателю, другому владельцу, Ледову Н. И.
Бухгалтерия ООО «Гарант» отображает все действия надлежащими контировками. Списание основного средства происходит тогда, когда договор подписан и автомобиль обретает нового собственника.
ФСБУ 5/2019 «Запасы»: что нового в учёте
Типичные, но неверные ответы на вопрос «Зачем нужно ПБУ 18»:
- для уплаты налога на прибыль в бюджет
- грамотное применение ПБУ позволяет сэкономить на налоге на прибыль
- можно не вести НУ, если применяется этот стандарт
- отложенное налоговое обязательство — это сумма, которую налоговая заставит заплатить в будущем
- неверный расчет постоянного налогового актива увеличивает базу по налогу на прибыль
А теперь правильный ответ — ПБУ 18/02 это бухгалтерский стандарт и он никак не влияет на налоговый учет и сумму налога, вот прям абсолютно никак не влияет.
Цель этого стандарта — определить порядок учета налога на прибыль. Главный вопрос состоит в том, как учитывать последствия:
- будущего возмещения стоимости активов, которые признаны в отчете о финансовом положении организации
- событий текущего периода, признанных в финансовой отчетности организации
Сокращенная цитата из IAS 12 «Налоги на прибыль», Минфин, приказ от
Организация ведет учет, рассчитывает налог на прибыль, указывает его в декларации и уплачивает в соответствии с нормами налогового законодательства, но никак не бухгалтерского законодательства. Поэтому рассчитанная сумма налога с точки зрения ПБУ — это уже свершившийся факт для ПБУ 18/02.
Поэтому, еще раз подчеркнем, ПБУ 18 никак не влияет на налоговый учет, безусловно между ними есть взаимосвязь, но ведем мы ПБУ 18/02 или не ведем, от этого налог на прибыль никак не пострадает. Цель ПБУ 18 — отражение в бухгалтерском учете сумм, которые способны влиять на величину налога на прибыль в последующих отчетных периодах. Кому эта информация может быть полезна? Налоговой инспекции? Нет, налоговому органу эта информация не интересна. Эта информация может быть интересна инвесторам, собственникам бизнеса.
Рассмотрим условный пример, наша организация купила станок, который будет приносить реальный доход 3 года. Соответственно прибыль будет исчисляться по формуле Доход — Стоимость оборудования, распределенная на 3 года — по БУ. А для целей НУ срок полезного использования оборудования 10 лет, соответственно и расходы на покупку оборудования будут «размазаны» на 10 лет. И в этом случае у нас будет получаться так, что налогооблагаемая прибыль может оказаться больше реально заработанной. Но в будущем ситуация может оказаться обратной, когда расходов будет мало, а прибыль будет расти. Прибыль увеличилась, а налог остался прежний.
Таким образом, ПБУ 18/02 вносит ключевое понятие Отложенный налог.
Мы должны каким то образом исчисленный налог, который мы заплатили в отчетном году разделить на части и объяснить и себе и инвестору и указать в бухгалтерской отчетности, какая часть этого налога непосредственно относится к этому налоговому периоду, а какая часть налога является отложенным налогом, который повлияет на налог в последующих периодах
- Малые предприятия — не обязаны применять
- Публичные общества — применяют для информирования акционеров и инвесторов
- Дочерние и зависимые общества — применяют для подготовки консолидированной отчетности (МСФО)
- Остальные компании — обязаны применять, но реального пользователя, как правило нет
Не рекомендуем применять ПБУ 18, на малых предприятиях, если нет полного понимания, кому на этом предприятии нужны его результаты.
Переход на балансовый метод применения ПБУ 18/02
На это обращает внимание Бухгалтерский методологический центр в рекомендации № Р-110/2019-КпР «Переход на новый порядок учета налога на прибыль с 2020 года» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 11.12.2019). Суть требований ПБУ 1/2008 заключается в том, что сначала организация должна самостоятельно оценить, насколько существенным оказалось (или окажется) влияние последствий изменения учетной политики на финансовое положение организации.
Если последствия изменений не оказывают существенного влияния на финансовое положение организации или организация вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности можно отражать перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). На практике это означает, что скорректировать величину отложенного налога в соответствии с новыми правилами можно и в текущем периоде, например в январе 2020 года.
Если последствия изменений существенные, то необходим ретроспективный пересчет всех представляемых в бухгалтерской отчетности данных таким образом, как если бы новый порядок учета применялся с самого раннего момента, затрагиваемого изменениями в учете.
Согласно пункту 15 ПБУ 1/2008 при ретроспективном пересчете корректировке подлежат следующие данные:
- входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату;
- значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.
С целью перехода на новые правила учета налога на прибыль БМЦ в Рекомендации № Р-110/2019-КпР предлагает организациям выполнить следующие процедуры:
- определить суммы отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО) на начало 2020 года в соответствии с рекомендацией № Р-109/2019-КпР «Регистр учета временных разниц» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 11.12.2019);
- ранее сформированные данные по счетам учета отложенных налогов (09 и 77) необходимо «довести» до рассчитанной величины путем корректирующей записи в корреспонденции с кредитом или дебетом счета учета нераспределенной прибыли (84) или добавочного капитала (83). Указанная корректирующая запись не должна приводить к изменению показателей бухгалтерской отчетности за 2019 год (п. 2 Рекомендации № Р-110/2019-КпР);
- в бухгалтерской отчетности за 2020 год в качестве сравнительных приводятся скорректированные данные за 2019 год. Для этих целей организация определяет суммы ОНА и ОНО по состоянию на начало 2019 года в соответствии с Рекомендацией Р-109/2019-КпР (без формирования проводок);
- сумма отложенного налога на прибыль за 2019 год, представляемая в отчете о финансовых результатах за 2020 год в качестве сравнительного показателя, определяется как изменение сумм ОНА и ОНО за 2019 год, рассчитанных по новым правилам (п. 4 Рекомендации № Р-110/2019-КпР).
Примеры расчета ОНА и ОНО на счетах 83 и 84
При исправлении существенных ошибок временная разница может возникнуть только при одновременном выполнении двух условий: ошибка есть только в бухучете и ее исправили через счет 84.
Например, организация неправильно определила срок полезного использования основного средства в бухучете и неправильно начисляла амортизацию по нему в течение прошлого года. Вместо 1000 тыс. руб. за год амортизация была начислена только на 600 тыс. руб.
Бухгалтер исправил ошибку в бухучете проводкой:
Дебет 84 Кредит 02
- 400 000 руб. – доначислена амортизация за прошлый год.
В налоговом учете никаких ошибок не было. Следовательно, из-за исправления ошибки возникнет вычитаемая разница, на основании которой бухгалтер сформирует ОНА:
Дебет 09 Кредит 84
- 80 000 руб. (400 тыс. руб. × 20%) – сформирован ОНА.
В дальнейшем организация уменьшает ОНА проводкой по дебету счета 99 и кредиту 09. Эта сумма ОНА все равно попадет на счет 84, но бухгалтеру не придется делать отдельный расчет по расчету временных разниц.
Тот же принцип применяйте при ретроспективном пересчете в связи с изменением учетной политики. Временные разницы возникнут, если пересчет касается только бухучета и затрагивает счет 84. Например, сейчас организации будут отражать те отложенные налоги, которые они должны доформировать в связи с новыми правилами. Их отразите по счету 84.
Учтите, что если способ формирования текущего налога организация вправе выбрать, то для отложенных налогов порядок учета не предусматривает никакой альтернативы. То есть в отношении дооценки отложенные налоги должны отражаться на счете 83, а при исправлении ошибок или при ретроспективном пересчете – на счете 84.
ПБУ 18/02 — кто должен применять и кто нет?
Спецрежимы (упрощенка, вмененка — в 2020 году, сельскохозяйственный налог) добровольны и могут применяться при выполнении определенных требований или для некоторых видов деятельности.
ВАЖНО! ЕНВД утрачивает силу и с 2021 года не применяется. Подробности см. в материале «Отмена ЕНВД в 2021 году: последние новости, изменения с 1 января 2020 года».
Однако условия применения спецрежима, к примеру упрощенки, могут в какой-либо момент перестать выполняться, и организация утратит право на его применение и станет обязанной работать с ПБУ 18/02.
Кроме того, некоторые спецрежимы совместимы с обычной системой налогообложения. Например, организация может вести разные виды деятельности, облагаемые в обычном порядке налогом на прибыль и облагаемые единым налогом с вмененного дохода. Тогда для деятельности, облагаемой налогом на прибыль, будут формироваться показатели по ПБУ 18/02, а по другому виду деятельности их не будет. В таком случае важно вести учет доходов и расходов раздельно.
В нашей схеме помещены в элемент в желтой рамке те компании, которые могут сами принять решение в вопросе применения ПБУ 18/02 (п. 2). Это организации, которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять отчетность упрощенного вида.
Переход на балансовый метод
Для того чтобы перейти на балансовый метод, необходимо выбрать его в «1С» в переключателе в учетной политике с 2020 г. Далее нужно выполнить закрытие месяца за январь 2020, а также убедиться, что не нужен ретроспективный пересчет.
Первое выполнение закрытия месяца приведет суммы на счетах и в соответствии с
балансовым данным на 31 января 2020 г. Такое исправление может требовать ретроспективного пересчета, если:
-
результат пересчета существенный;
-
организация не имеет права применять упрощенные способы учета (п. 15 ПБУ 1 «Учетная политика организации», п. 9 ПБУ 22 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).
Суть ретроспективного пересчета заключается в том, что данные на начало периода необходимо откорректировать так, как если бы новый способ применялся всегда. Для этого после выпуска отчетности за 2019 г. нужно изменить настройки учетной политики на 2019 г. и выполнить закрытие месяца за декабрь 2019. В результате на 01.01.2020 данные на счетах и будут посчитаны балансовым методом, а разница отразится на счете «Нераспределенная прибыль».