Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?

В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.

За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.

Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 % доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 руб.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 40 000 руб., а те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 80 000 руб.

Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб., а те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 000 руб. Если деяния повлекли занижение налоговой базы, то они влекут взыскание штрафа в размере 20 % суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения — отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, либо регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Читайте также:  Какие выплаты положены матерям одиночкам в 2024 Самара

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 1293 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы налога (сбора), а те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 % неуплаченной суммы налога (сбора).

К налоговым правонарушениям также относят:

  • сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником, которое влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы налога, а те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 % неуплаченной суммы налога;
  • неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, которое влечет взыскание штрафа в размере 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.

Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.

Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

– в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);

– суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Правовое регулирование ответственности за налоговые правонарушения в Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 года №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» с 1 января 1999 года вступила в силу часть первая Налогового Кодекса Российской Федерации. С этого момента утрачивает силу (за исключением ряда статей) Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в частности и статья 13, регламентирующая вопросы ответственности за налоговые правонарушения.

Таким образом, в настоящее время основные понятия, условия и обстоятельства привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений установлены в Налоговом Кодексе Российской Федерации, в частности в главе 15.

При рассмотрении налоговых споров надо иметь в виду, что правила толкования актов законодательства о налогах и сборах, определенные статьей 3 Налогового Кодекса РФ, а также положения об основаниях и условиях привлечения (освобождения, смягчения) к налоговой ответственности, установленной главой 15 Кодекса подлежат применению независимо от того, до или после вступления в силу части первой Налогового кодекса возникли спорные правоотношения либо было допущено налоговое правонарушение.

В связи с этим при разрешении споров о применении налоговой ответственности необходимо руководствоваться следующим.

Пунктом 3 статьи 5 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Согласно Федерального закона от 26.11.2008 №224-ФЗ, вносящему дополнение в пункт 1 статьи 5 акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

В соответствии с этим решение о применении ответственности за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 1999 года, не может быть вынесено налоговым органом после вступления в силу части первой Налогового кодекса, если ответственность за соответствующее правонарушение ею не установлена.

Читайте также:  Как оформить землю в собственность в 2024 году в есенинской зоне

Например, когда Налоговый Кодекс устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года, применяется ответственность, установленная частью первой Кодекса.

С учетом положений пункта 3 статьи 5 Налогового Кодекса РФ взыскание финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 года может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных частью первой Кодекса за такое правонарушение.

Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового Кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Поэтому соответствующие положения Раздела VI Налогового Кодекса РФ могут применяться только в отношении налоговых правонарушений, допущенных налогоплательщиками и иными обязанными лицами после вступления в силу настоящего кодекса.

А также налоговые правонарушения регулируются Действующим Уголовным Кодексом РФ, глава 22 (Преступления в сфере экономической деятельности) предусматривает составы налоговых преступлений и ответственность за их совершение.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

В каких случаях ответственность за нарушения не наступает

Всего существует четыре основных обстоятельства, при которых ответственность не наступает:

  • Исходя из здравого смысла, нельзя привлечь к ответственности, если нет события нарушения. Например, когда факт налогового нарушения не был доказан
  • Если конкретное лицо лично не виновно в совершенном правонарушении
  • Если на момент совершения нарушения лицо, которое виновато, не достигло 16 лет
  • Если прошел срок давности по данному правонарушению. В зависимости от того, какое конкретно нарушение было допущено, срок давности исчисляется тремя годами. Срок исчисляется либо с момента совершения правонарушения, либо со следующего дня за окончанием налогового периода, в котором правонарушение совершено

Административная и уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства

При нарушениях в сфере налогового законодательства, кроме налоговой ответственности предусмотрена и административная. Административная ответственность назначается в соответствии с КОАП (статьи с 15.3 по 15.11).

Нарушение Сумма штрафа
Нарушен срок государственной регистрации 500-1000 рублей
Если государственная регистрация не проведена, а деятельность ведется 2000-3000 рублей
Опоздание с представлением в налоговый орган расчета по страховым взносам 300-500 рублей
Непредоставление или неполное предоставление в контролирующие органы необходимых документов или информации 100-300 рублей для граждан и 300-500 рублей для должностных лиц
Грубые нарушения требований к бухучету и бухгалтерской отчетности 5000-10000 рублей на должностных лиц

Повторное нарушение 10000-20000 рублей или дисквалификация от 1 года до 2 лет

Классификация составов налоговых правонарушений

  • по степени общественной опасности:
  • основ­ной (простой) — содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
  • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
  • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  • по особенности конструкции объективной стороны:
  • материальные;
  • формальные.
  • по форме совершения противоправного деяния:
  • совершенные в результате действия;
  • совершенные в результате бездействия;
  • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).

По непосредственному объекту состава правонарушений:

  • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
  • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Общая характеристика налогового правонарушения

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса);
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 Налогового кодекса);
  • непредставление налоговой декларации (ст. 119 Налогового кодекса);
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 Налогового кодекса);
  • неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 Налогового кодекса);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 Налогового кодекса);
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 Налогового кодекса);
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 Налогового кодекса);
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 Налогового кодекса);
  • неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пеней (ст. 135 Налогового кодекса);
  • непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 135.1 Налогового кодекса).
Читайте также:  Все способы получения гражданства США

Некоторые правонарушения, хотя и отнесены НК к налоговым правонарушениям и за их совершение ответственность назначается в соответствии с правилами назначения ответственности за налоговое правонарушение, с точки зрения теории налогового права к налоговым правонарушениям отнесены быть не могут и имеют скорее административно-правовую природу. Таковыми правонарушениями являются:

  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 Налогового кодекса);
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 Налогового кодекса);
  • неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 Налогового кодекса);
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК);
  • нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 Налогового кодекса);
  • нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 Налогового кодекса);
  • неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 Налогового кодекса).

Право, теория и понятие права

1. Общие положения об ответственности за совершение налого­вых правонарушений регламентируются нормами в гл. 15 части первой НК РФ. Легальное определение налогового правонарушения содержится в ст. 106 НК РФ, согласно которой это виновно противоправное (то есть совершенное в нарушение законодательства РФ о нало­гах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплатель­щика, налогового агента и их представителей, за которое НК РФ установлена ответственность. 2. Элементами налогового правонарушения являются: ^ Объект налогового правонарушения (публичный правопорядок в сфере налогообложения — урегулированные и защищенные дей­ствующим правом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием или бездействием). Объективная сторона налогового правонарушения (противо­правное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое нормами НК РФ установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного право­порядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними). Такое действие либо бездейст­вие именуется также событием налогового правонарушения. Субъективная сторона налогового правонарушения (юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности).

%/ Субъект налогового правонарушения (деликто способное лицо, совершившее правонарушение, — налогоплательщик, налого­вый агент, лица, содействующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист) и т. д.). В дальнейшем данное лицо, совершившее правонарушение, и становится субъектом ответственности. 3* Круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответствен­ности за нарушение налогового законодательства РФ, очерчен ст. 107 Н К РФ. Это: физические лица (вменяемый и достигший 16-летнего возраста); организации.

4. Важнейшие принципы установления и применения к участникам налоговых правоотношений ответственности за совершение на­логовых правонарушений: принцип законности; принцип однократности наказания; принцип персональной ответственности руководителя органи­зации за нарушение налогового законодательства РФ; принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога; презумпция невиновности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

5. В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привле­чено к ответственности за совершение налогового правонару­шения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствует событие налогового правонарушения; отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения; совершено деяние, содержащее признаки налогового правона­рушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совер­шения деяния 16-летнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

6. Мерой ответственности за совершение налогового правонаруше­ния являются налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных за конкретное право­нарушение статьями глав 16 и 18 части первой НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность об­стоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не мень­ше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ за совершение налогового правонарушения. 7. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение на­логового правонарушения: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (применяется только к ответственности налогоплательщика — физического лица); совершение правонарушения под влиянием угрозы или прину­ждения либо в силу материальной, служебной или иной зави­симости (угроза и принуждение могут рассматриваться в качест­ве обстоятельств, смягчающих ответственность организации в случае, если под влиянием этих обстоятельств действовал, на­пример, руководитель организации); иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом

могут быть признаны смягчающими ответственность. Признавать обстоятельства смягчающими вправе как налого­вый орган при применении налоговой санкции, так и суд при рассмотрении иска о ее взыскании. Но учет смягчающих об­стоятельств не должен привести к полному освобождению правонарушителя от ответственности. 8. Срок исковой давности взыскания налоговой санкции по тре­ бованиям налоговых органов составляет 3 месяца. По общему правилу, этот срок исчисляется со дня составления акта о налоговом правонарушении (или дня, когда такой акт должен был быть составлен).

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.

Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.

Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

  • в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);
  • суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *