Превышение должностных обязанностей руководителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Превышение должностных обязанностей руководителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно ст. 285 УК РФ, превышение должностных полномочий – это умышленные действия, совершаемые должностным лицом, которые явно выходят за пределы его должностных обязанностей. При этом важно, что такие действия должны нанести определенный ущерб физическому или юридическому лицу, государству или обществу. К должностным лицам относятся чиновники, руководители государственных предприятий, сотрудники правоохранительных органов, судов, служащие Вооруженных сил, представители местных и федеральных властей. Действие статьи не распространяется на частных лиц, коммерческие организации, объединения граждан и т.д.

Основные виды превышения должностных полномочий

Какие же виды этого преступления различают в следственной и судебной практике? К основным из них относят такие:

  • лицо берет на себя полномочия, которые принадлежат другому должностному лицу – к примеру, если местные власти издают постановление или принимают закон, который относится к компетенции федеральных властей;
  • должностное лицо совершает действия, на которые имеет право только в некоторых ситуациях, и в данном случае такие обстоятельства не наступили – как пример можно привести ситуацию, когда подозреваемого помещают под арест, даже если такая санкция не предусмотрена по статье, по которой он обвиняется. Еще один пример – сотрудники ГИБДД отправляют на штраф-площадку автомобиль за незначительные нарушения ПДД (например, отсутствие аптечки или не пристёгнутый ремень);
  • единоличное принятие решения, которое должно приниматься коллегиально – в качестве примера ситуации можно привести утверждение протокола по выборам на избирательном участке, которое самостоятельно утверждает глава комиссии, без необходимой процедуры голосования всех членов УИК;
  • действия, совершаемые должностным лицом, которые явно выходят за пределы его полномочий и в принципе не могут входить в такие рамки – к примеру, если ректор ВУЗа издаст приказ собирать со студентов оплату за учебу, хотя они учатся на условиях госзаказа, т.е. бесплатно, это можно квалифицировать как превышение служебных полномочий.

Конечно, это не единственные возможные виды правонарушения. Но для того, чтобы действия квалифицировались как превышение служебных полномочий, должно одновременно соблюдаться несколько условий:

  • обвиняемый занимает государственную должность или место работы подразумевает выполнение соответствующих функций;
  • действия не входят в рамки полномочий согласно занимаемой должности;
  • деяния нанесли ущерб, который можно оценить;
  • между нарушением полномочий и нанесением ущерба есть четкая взаимосвязь.

Если некоторые из этих обстоятельств не имеют доказательств, дело может быть переквалифицирован в другую статью, например, преступная халатность, невыполнение служебных обязанностей и т.д.

Комментарий к Статье 286 УК РФ

1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.

2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.

3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.

3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. «а» ч. 3 коммент. статьи).

3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.

3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.

5. Субъект специальный — должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).

6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).

Читайте также:  Чем отличаются понятия трудоемкость и трудозатраты

7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.

7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.

Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.

7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 — 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).

Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.

7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.

Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.

7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).

7.5. Причинение тяжких последствий — оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.

8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 — к тяжким преступлениям.

Должностные лица – кто они?

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

Когда ответственности не будет вообще

Да, в некоторых ситуациях даже при наличии всех признаков составов преступлений в виде превышения или злоупотребления должностными полномочиями результатом рассмотрения вопроса о виновности может стать полное освобождение лица от уголовного преследования. Так, если будет доказано, что сотрудник действовал из-за соображений безопасности других людей, общества или государства в целом, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Пример №10. При освобождении заложников из здания начальник криминальной полиции отдал приказ взорвать черный вход, поскольку при любых других вариантах действий была высока вероятность жертв людей, находившихся внутри. Впоследствии, уже после освобождения пострадавших, был подсчитан более чем значительный ущерб, причиненный зданию (оно принадлежало государству и, более того, имело историческую ценность). Но, учитывая обстановку, сотрудника полиции не привлекли к ответственности за превышение, поскольку была установлена невозможность иным способом разрешить критическую ситуацию, создающую опасность для окружающих.

Если представитель власти действует по приказу, который он воспринимает как законный, ответственности также не будет.

Пример №11. Егоркину Е.Н. было предъявлено обвинение в том, что он, будучи сотрудником ГИБДД, превысил свои должностные полномочия и незаконно изъял у автомобилиста машину, которую поставил на штрафстоянку без оснований. Адвокату Егоркина Е.Н. удалось доказать в суде, что данные действия он выполнял по указанию старшего смены, которому был обязан подчиняться. При этом руководитель, отдавая приказ об изъятии автомобиля у владельца, сообщил подчиненному Егоркину Е.Н. заведомо ложные сведения о том, что машина находится в розыске. Поскольку инспектор ГИБДД не мог предвидеть, что начальство отдает заведомо ложный приказ, был вынесен оправдательный приговор. При этом старший смены был впоследствии осужден за совершение вымогательства и злоупотребление своими полномочиями.

Мы подробно рассмотрели в данной статье нюансы, связанные с такими квалификацией должностных преступлений. Еще раз обратим внимание на то, что ответственность за такие деяния несет только представитель власти, который в момент совершения был наделен полномочиями. Если доказательств наделения лица служебными обязанностями нет, то преступление вменяется виновному как частному лицу.

Превышение должностных полномочий – состав преступления

Состав преступления по деяниям, связанным с превышением обязанностей по работе, определен в Уголовном Кодексе РФ в статье 286. В частности, в пункте первом говориться о таких действиях ответственных субъектов, которые выходят за рамки их полномочий и влекут за собой существенное нарушение прав и свобод других граждан.

В пункте втором ст. 286 УК РФ разъясняется состав деяния, совершенного должностным лицом, находящимся на федеральной государственной службе либо во главе местного муниципалитета.

Третий пункт предусматривает уголовное наказание лиц, которые будучи ответственными служащими, совершили умышленные деяния по превышению своих обязанностей с применением оружия, насилия, угрозы вреда здоровью, а также с причинением тяжких последствий.

Применение спецсредств

Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств — это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего. Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная. Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. «а» части 3 рассматриваемой нормы. Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Взятка может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, а также в форме услуг имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественных прав (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Взамен должностное лицо:

  • совершает входящие в его служебные полномочия действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
  • способствует в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
  • покровительствует по службе;
  • совершает незаконные действия (бездействия).

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

  • Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
  • Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
  • Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.

Комментарий к ст. 286 УК РФ

1. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

2. С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

  • относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
  • могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
  • совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
  • никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Директоров школ привлекают к уголовной ответственности

26 июня в Советском районном суде начался процесс над директором общеобразовательной школы-интерната №2, более известной в народе как «кадетский корпус» И буквально недавно в Октябрьском районе Улан-Удэ возбуждено уголовное дело по факту злоупотреблений в школе №49.

После уголовного дела, расследовавшегося против директора лингвистической гимназии №3 и прекращенного по амнистии, такая череда процессов говорит о своеобразной тенденции.Антонида Мункуева, бывший директор лингвистической гимназии №3, стала первой в списке провинившихся руководителей общеобразовательных учреждений.

Следствие по ее делу длилось почти год, только продлевалось оно шесть раз. Официальное обвинение ей было предъявлено 6 июня 2005 года по части 1 статьи 285 и части 1 статьи 286 Уголовного кодекса РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Превышение должностных полномочий».Следствием были доказаны бесспорные факты нарушений.

Технология успеха управленческой деятельности директора школы

  1. , директор

Разделы: Человек, который желает выжить в современном мире, на мой взгляд, должен быть успешным.

Что нужно, чтобы быть успешным руководителем, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность? Главное – смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой. Успешные директора устанавливают высокие внутренние стандарты работы.

У них высокие ожидания в отношении своих учеников и сотрудников; они сообщают об этих ожиданиях людям внутри и за пределами своей школы. Основные качества, которые должны быть присущи руководителю, следующие:

  1. Смелость в принятии решений.
  2. Внимательное отношение к подчиненным.
  3. Коммуникабельность.
  4. Компетентность.
  5. Способность творчески решать проблемы.

Функциональные обязанности директора средней школы

Основными обязанностями директора средней школы считают общее руководство образовательным заведением и обеспечение конкретных условий для организации ежедневной педагогической деятельности.

В этой ситуации по утвержденной должностной инструкции выполняют следующие действия:

  • руководят средней школой и педсоветом, а также координируют учебные и воспитательные рабочие процессы в образовательном заведении;
  • организуют хозяйственную и административную деятельность;
  • обеспечивают реализацию разнообразных стандартов ФГОС;
  • утверждают учебные планы и календарные графики на год;
  • в рамках своих полномочий контролируют выполнение учителями образовательных различных программ;
  • утверждают Устав общеобразовательного государственного учреждения, правила официального внутреннего распорядка и другие локальные акты;
  • выполняют официальное утверждение учебного ежегодного расписания, графика работы и отпусков учителей, тарификационных конкретных списков;
  • в рамках своих полномочий утверждают определенную структуру и штатное расписание средней школы;
  • определяют и утверждают стратегию, задачи и цели, при применении которых осуществляют дальнейшую работу образовательного заведения;
  • подбирают и трудоустраивают в среднюю школу новых работников — учителей, завхоза, охранников, уборщиц и др.;
  • контролируют трудовую деятельность школьного персонала;
  • формируют контингент учеников — утверждают наборы в 1 класс;
  • в рамках своих полномочий контролируют качество знаний и поведение учащихся;
  • следят за организацией внеклассной и внешкольной работы;
  • организуют плодотворное сотрудничество персонала образовательного заведения с родительским школьным комитетом и родителями учеников;
  • обеспечивают правильное ведение делопроизводства (оформление разнообразных документов);
  • контролируют своевременное составление бухгалтерской, управленческой и налоговой отчетности;
  • создают необходимые условия для карьерного роста и ежегодного повышения квалификации педагогических работников среднего образования;
  • обеспечивают эффективное и регулярное взаимодействие с общественностью и местными муниципалитетами;
  • следят за целевым расходованием средств из бюджета и денег, которые поступают от иных источников;
  • обеспечивают закупку новых, учет и сохранность устаревших учебных методических пособий, документации и материалов;
  • оперативно решают различные административные, кадровые, финансовые и иные текущие вопросы;
  • осуществляют делегирование определенных полномочий завучу школы;
  • награждают и поощряют учителей и иных сотрудников образовательного заведения за отличие в работе;
  • штрафуют школьный персонал за конкретные нарушения во время проведения уроков (в пределах должностных полномочий);
  • несут ответственность за соблюдение педагогическим и иным трудовым коллективом требований по пожаробезопасности, различных правил техники безопасности и др.
Читайте также:  Какие документы проверяет трудовая инспекция по жалобе

Вышеприведенные должностные обязанности директора средней школы существенно дополняют в Уставе образовательного заведения. На этом посту также контролируют деятельность ученического самоуправления, своевременное проведение профориентации и др.

Превышение полномочий должностным лицом

При разборе превышения должностных полномочий важно обратить также внимание, что существует также злоупотребление должностными полномочиями. Сами понятия похожи, но тем не менее, в рамках уголовного права они имеют существенные различия, а также имеют разные составы.

Превышение полномочий обычно подразумевает, что у должностного лица уже имеются определенные полномочия, и он ведет деятельность, которая становится существенно шире, чем его полномочия. Например, сотрудник ДПС остановил обычного гражданина, идущего по тротуару и забрал его в отделении. Это явно выходит за рамки его полномочий, так как сотрудники ДПС занимаются дорожными нарушителями. По закону у него есть право на то, чтобы вызвать соответствующее подразделение, но задержать обычного человека, не являющегося участником дорожного движения он не может без достаточных на то оснований, которые позволили бы ему использовать данное право.

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.

Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия. Обращаясь к уголовной отрасли важное значение имеет два нормативно-правовых актов: Уголовный Кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. В первом мы можем увидеть само понятие преступлений, все необходимое для его квалификации, конкретный состав преступления и определить наказание за совершенное деяние. Процессуальный кодекс же регламентирует уже порядки сбора доказательств, возбуждения дела, передачи в суд, вынесение приговора и т. д.

Таким образом, Уголовный Кодекс разрешает материальные вопросы, а Уголовно-процессуальный разрешает процедурные или процессуальные моменты. Чтобы добиться успеха по уголовному делу важно понимать тонкости этих двух кодексов, для это потребуется привлечение опытного юриста. С точки зрения уголовного кодекса в деле может быть неправильная квалификация самого деяния, отсутствия каких-либо признаков. Чаще всего юристы находят большие дыры с процессуальной точки зрения, так как Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает достаточно строгие порядки, которые обязательно к соблюдению не только обычными гражданами, но и сотрудниками правоохранительных органов.

Кроме того, важное значение юрист имеет и в суде, когда необходимо правильно и своевременно выполнять различные процедуры, но обыватель из-за незнания может наделать массу ошибок, которые могут сыграть не в его пользу. Поэтому, например, подозреваемым и обвиняемым даже предлагается бесплатная помощь государственного защитника.

Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.

Когда начинают действовать приставы

Пристав не вправе действовать самостоятельно. Сотрудники службы подключаются к процессу взыскания только после получения исполнительного документа, когда начато исполнительное производство и составлен исполнительный лист или приказ суда. После этого заемщику дается пять дней, в течение которых ему предлагают самостоятельно погасить задолженность, и лишь по их истечении начинает действовать пристав. Сумма задолженности при этом увеличивается на 7 %, то есть на сумму исполнительского сбора. Перед визитом сотрудник службы обязан предупредить человека в письменной форме, также на его действия накладываются ограничения:

  1. пристав не может приходить в ночное время;
  2. он обязан прийти в назначенное время;
  3. допустимый временной промежуток — с 6 утра до 22 ч. вечера;
  4. сотрудник действительно имеет право открыть дверь принудительно, если ему не открывают, но только с разрешения вышестоящего лица.

Что может и чего не может судебный пристав

Пристав обладает широкими полномочиями, но они не безграничны. Даже если в Вашей жизни случилась неприятность, и Вам пришлось столкнуться с деятельностью ФССП, помните несколько важных деталей:

  1. войти в квартиру без разрешения владельца сотрудник службы может только при наличии документально подтвержденного разрешения старшего пристава;
  2. сотрудник ФССП не имеет права действовать самостоятельно, без исполнительного листа и постановления о начале исполнительного процесса;
  3. пристав обязан представиться и предъявить документы;
  4. широкие полномочия не говорят о вседозволенности. Сотрудник не имеет права хамить, грубить, угрожать заемщику или еще как-то проявлять агрессию. Если пристав демонстрирует такое поведение, Вы вправе подать жалобу.

Какое имущество забирать нельзя

Государство стремится защитить граждан, поэтому на право изъятия собственности налагаются ограничения: приставы не вправе забрать то, без чего человек не сможет нормально жить. Такое имущество включает в себя:

  1. единственное жилье, если оно не взято в ипотеку (ипотечная квартира является залогом);
  2. предметы личной гигиены, одежду и обувь, домашнюю утварь (кроме предметов роскоши);
  3. животных, которые используются для домашнего хозяйства;
  4. оборудование, необходимое для профессиональной деятельности, если его стоимость не превышает 100 МРОТ;
  5. продукты;
  6. топливо;
  7. предметы, которые нужны инвалидам для передвижения;
  8. необходимую для жизни электронику и бытовую технику (мобильный телефон описать могут, холодильник — нет);
  9. призы, награды и медали.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *