Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация воинскоого учета на предприятии 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно абз. 2 п. 22 Рекомендаций, организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, необходимо согласовать с военкомом по адресу нахождения предприятия (компании). Ответственности за нарушение такого правила нет. Ведь оно является рекомендацией и не считается обязательным к исполнению.
Образец приказа об организации воинского учета
Приказом об организации воинского учета устанавливаются обязанности соответствующих сотрудников по его ведению. Кроме того, в этом акте указывается, кто из работников будет заменять их в случае ухода на больничный, в отпуск или при увольнении.
В итоге ответственность за ведение ВУ несет руководитель организации. Он и обязан проводить проверку правильности ведения воинского учета на предприятии (компании).
Военкому отправляются ксерокопии 2 приказов:
- Об организации воинского учета.
- О назначении лица, ведущего ВУ.
Предприятия (компании), не занимающиеся бронированием работников, ежегодно до 31 декабря представляют в территориальный военкомат качестве отчета по форме Ф-18, по состоянию на 1 января будущего года.
Организации, где работают работники с бронью, дополнительно направляют в военкомат отчет о численности работающих и забронированных сотрудников.
Кроме того, предприятие (фирма) предоставляет в военкомат:
- сведения о трудоустроенных или уволенных работниках, состоящих на воинском учете — на протяжении 2 недель с даты приема на работу или со дня увольнения;
- списки юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет, — до 01.11 каждого года.
Как осуществляется первоначальная постановка граждан на воинский учет
По закону, 16-летние юноши на протяжении 1-го квартала года обязаны явиться в военкомат. Если это студенты (школьники), день явки согласуется с директором ссуза (школы). Если несовершеннолетний не является учеником, он обязан явиться в военкомат по повестке (в день, указанный в ней). Остальные категории граждан также получают повестку и по ней являются в военный комиссариат.
Прибывшие на первоначальную постановку на ВУ молодые люди проходят мед. освидетельствование, профессиональный отбор и иные мероприятия. В итоге, медкомиссия военкомата решает, ставить их на воинский учет или нет.
Состав комиссии установлен ч. 5 ст. 9 ФЗ № 53. В нее входят
- врачи;
- представители военкомата;
- сотрудники местной администрации;
- секретарь.
По итогам проведенного мед. обследования комиссия оформляет соответствующее заключение. В этом документе она указывает состояние здоровья гражданина и его морально-деловые качества. Кроме того, комиссия военкомата распределяет граждан по предназначению по видам войск.
На руки будущие призывники получают приписное свидетельство. С этим документом юноши приходят в военкомат до призыва на службу в рядах ВС РФ.
По призыву в ряды ВС РФ и отправке на сборный пункт по месту прописки призывникам выдается военный билет. Его нужно хранить всю жизнь.
Остальные категории граждан сразу получают военный билет. Это:
- курсанты военных училищ;
- мужчины, прошедшие альтернативную службу;
- лица, зачисленные в запас;
- женщины, получившие одну из военно-учетных специальностей.
Чем грозят организации и её руководителю нарушения в ведении воинского учета
Правонарушениям в сфере воинского учета работников организации посвящена целая глава 21 КоАП РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 14.10.2021) “Об утверждении Положения о воинском учете”, воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств.
За нарушения ведения воинского учета в организации в 2022 предусмотрена административная ответственность:
- непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
- не оповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) (ст. 21.2 КоАП РФ);
- несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Если в ходе проверки будет выявлено неисполнение работодателем требований Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О воинской обязанности и военной службе», то помимо наложения штрафов, материалы об этом могут быть переданы в прокуратуру по месту нахождения организации. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вынесет представление об устранении нарушения закона, на которое Ваша организация обязана ответить в месячный срок.
Невыполнение представления прокурора может повлечь привлечение как должностных лиц, так и юридического лица к административной ответственности уже по ст. 17.7 КоАП РФ: на должностных лиц может быть наложен штраф – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность с грубым или систематическим нарушением закона, то согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ оно может быть ликвидировано в судебном порядке, в том числе по иску прокурора.
Ответственность за нарушение правил – штрафы в 2023 году
Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.
Нарушениями считаются:
- Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
- Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
- Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.
Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.
Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.
- 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
- 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
- 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.
За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.
VIII. Документы воинского учета
48. Документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.
Бланки военных билетов, справок взамен военного билета, персональных электронных карт и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет изготавливаются по заказам Министерства обороны Российской Федерации, размещаемым в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
С 8 января – новые правила воинского учета работников
8 января 2022 г. вступила в силу новая инструкция по организации воинского учета (Приказ Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. № 700 (зарег. в Минюсте 28 декабря 2021 г.).
Инструкция определяет, в частности, перечень, формы документов воинского учета, по которым ведется воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения; порядок проведения сверки сведений о воинском учете; показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, критерии оценки их деятельности.
Организациям придется заводить на каждого работника-призывника или военнообязанного карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма приведена в приложении № 22 к новой инструкции). Ранее сведения о воинском учете вносились в личные карточки работников (форма Т-2).
Заполнять карточки необходимо на основании удостоверений призывников, военных билетов военнообязанных или временных удостоверений, выданных взамен военных билетов. Некоторые сведения (об образовании, семейном положении и пр.) необходимо уточнять у работника.
Новые карточки должны формироваться и вестись в электронном и бумажном видах. Бумажные карточки можно заполнять от руки разборчивым почерком без помарок и сокращений (записи о семейном положении, адресе места жительства или пребывания, номере телефона производятся карандашом) или распечатать заполненную карточку в электронном виде.
Карточки должны помещаться в соответствующие разделы картотеки:
- первый раздел – карточки офицеров запаса;
- второй раздел – карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
- третий раздел – карточки военнообязанных запаса женского пола;
- четвертый раздел – карточки призывников.
Картотека должна строиться в алфавитном порядке.
При наличии в организации на воинском учете свыше 500 граждан карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах о вручении мобилизационных предписаний, помещаются в пятый раздел картотеки.
В этом разделе карточки размещаются по номерам команд (партий) на основании данных пункта 7 карточки, в них – в алфавитном порядке (если военным комиссаром субъекта РФ не установлен иной порядок построения этого раздела картотеки).
Снятие с воинского учета
В реквизите «Отметка о снятии с воинского учета» карточек граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, делаются записи: «20.03.2010», «По возрасту» и проставляется подпись работника, осуществляющего воинский учет.
В карточках граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья, делаются записи: «20.03.2010», «По состоянию здоровья» и проставляется подпись работника, осуществляющего воинский учет.
Отметка производится на основании записи, сделанной в военном комиссариате:
-
в военном билете офицера запаса – в п. 26 и 27;
-
в военном билете – в разд. X.
Порядок проведения сверки сведений о воинском учете
Сверка сведений о воинском учете, содержащихся в карточках организаций, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет, проводится не реже 1 раза в год.
Дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом (органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет), ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация.
В ходе сверки уточняются сведения, указанные в разд. II карточки, а также следующие данные о гражданах:
-
фамилия, имя и отчество (при наличии);
-
дата и место рождения;
-
образование;
-
должность (профессия);
-
семейное положение и состав семьи;
-
состояние здоровья;
-
прохождение военных сборов;
-
адрес места жительства (пребывания), номера контактных телефонов.
Контроль за исполнением законодательства
Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.
Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.
Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ, непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.
Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.
Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.
Работа, проводимая по воинскому учёту в компаниях, подлежит инспектированию. В КоАП предусмотрены админнаказания за нарушения проведения регистрационных мероприятий по ВУ и регламентных обязанностей компетентного сотрудника.
Применяемые санкции собраны в таблице:
Вид нарушения |
Сумма, руб. |
Не произведено оповещение сотрудника о вызове его в военкомат |
500-1000 |
Сведения, поданные в военкомат, не соответствуют действительности |
300-1000 |
Степень выполнения возложенных обязанностей проверяется руководством. Для чего назначается внутренняя проверка. Деятельность рассматривается согласно нормативам, и найденные огрехи протоколируются. Ответственный устраняет найденные нарушения, чем позволяет администрации не попасть под штраф.
Согласно обязанностям уполномоченный обязан вносить любые изменения, касающиеся данных о сотруднике. Для этого существует личная карточка. Информировать об изменениях также получает райвоенкомат.
Обязанности администрации компании по обеспечению учёта, или пошаговое руководство к действию
Организация воинского учёта в компании включает в себя три направления деятельности нанимателя:
- Оформление организационных документов для ведения учёта:
- приказа, назначающего ответственных лиц;
- годовых планов работы;
- журнала проверок состояния ведения учёта;
- служебного делопроизводства — отдельного дела для аккумулирования документации, касающейся ведения учёта.
- Действия по проверке и оформлению документов при приёме работника и постановке его на учёт.
- Действия по поддержанию актуальности сведений, имеющихся в учёте.