Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеют ли право родители бить ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самой легкой ситуацией являются побои, которые, согласно статье 116 Уголовного кодекса, квалифицируются как «насильственные действия, которые причинили физическую боль, но не имели последствий даже в виде легкого вреда здоровью».
Преступления, связанные с избиением
Злодеяния, связанные с избиением несовершеннолетнего, можно разделить на 3 вида:
- побои ребенка;
- причинение вреда здоровью различной степени тяжести;
- истязания.
Существует закон об избиении детей родителями, в котором написано, что это считается преступлением. Родителю или любому другому взрослому человеку грозит уголовная ответственность за избиение детей, так как дети наименее защищены от агрессии, насилия, грубого и нечеловеческого обращения со стороны взрослого, поэтому законодательство уделяет особое и пристальное внимание защите детей от разных проявлений антигуманного отношения со стороны близких или посторонних людей.
В какие организации можно обратиться за помощью в случае насильственных и жестоких действий по отношению к ребенку:
- орган опеки и попечительства (обследование жилищно-бытовых условий, в которых проживает ребенок в семье);
- комиссия по делам несовершеннолетних (защита от различных форм насилия);
- уполномоченный по правам ребенка (обеспечение защиты прав детей);
- прокуратура (защита прав ребенка в суде).
Нужно ли перенимать родительский опыт
Есть ли какая-нибудь статистика, как выросшие дети, которых раньше били, поступают уже со своими детьми?
В. Г.: В 90% случаев избиваемый ребенок будет поступать так же, потому что он не знает другого способа. Но есть и те, кто, повзрослев, понимают, что не хотят поступать таким жестоким образом со своим малышом.
Ю. К.: Часто родители говорят: «Меня били в детстве, и ничего: нормальным человеком вырос!» Но это большая ловушка, потому что очевидно, что методы воспитания, которые использовали 25–30 лет назад, категорически не подходят современным детям. Кардинально изменился мир, общество, да и сами дети сейчас другие. Объем психики современных детей в разы больше, чем еще 30 лет назад.
Среди причин, по которым малолетнего или несовершеннолетнего родители наказывают физически, часто называют семейные традиции воспитания, неспособность справиться иными методы воздействия, неуправляемость сына или дочери.
Однако чаще всего корень проблемы – в некомпетентности мам и пап, неумении воспитывать или нежелании выполнять обязанности по воспитанию детей. Часто на детях вымещают зло за неудачи на работе, в личной жизни, считая их виновниками всех бед.
Чаще всего побои наносят малышам, которым нет и 5 лет: ребенок заведомо беспомощен, он еще не понимает, куда и как обратиться за помощью, кому рассказать о том, что его бьют.
Порой такие детки и говорить не умеют, либо им внушили, что о таком стыдно и запрещено говорить с посторонними, либо малолетние запуганы и страшатся более серьезного наказания, если обмолвятся о том, откуда у них синяки.
Как правило, уже в школе, где дети находятся на глазах у множества посторонних – ровесников, педагогов, психологов, скрывать правду становится невозможно. Малыши уже способны правильно оценить настроение родителей и уровень угрозы, убежать, спрятаться, позвать на помощь.
Синяки и ссадины непременно привлекут внимание, да и сам школьник способен откровенно поговорить с учителем. Именно поэтому сами факты нанесения побоев малолетнему школьного возраста становятся известны чаще, но случают правонарушения и преступления в отношении них в семьях реже.
Альтернативные методы наказаний
И. Кон даёт такое определение наказанию. “В самом общем значении слова, наказание — это применение к человеку или животному каких-то неприятных или нежелательных для него мер воздействия, причинение ему страдания в ответ на неповиновение или нежелательное, антинормативное поведение.
Мы должны понять, чего мы хотим добиться — «отомстить» ребёнку за его «неправильное» с нашей точки зрения поведение или дать ему инструменты для лучшей приспособляемости в социуме и жизни? Если второе, тогда прежде чем наказать за что-то нужно убедиться, что ребёнок чётко понимает, чего от него хотят, понимает для чего это нужно и может (а иногда и хочет) это выполнить.
Для этого нужно соблюсти ряд предварительных требований:
- Избавиться от необоснованных ожиданий — не нужно наказывать четырёхлетку за разбитую чашку, он неловок в силу возраста и неспособен понять цену чашки по той же причине. Просто купите ему пластмассовую.
- Личный пример. Хотите, чтобы ребёнок был вежлив — здоровайтесь с соседями, хотите, чтобы он не рвал цветы — объясняйте это, не рвите их сами, не наступайте на жуков.
- Чёткие границы. Научитесь устанавливать чёткие границы (для этого нужна работа над собой): «Подожди, пока мы с папой договорим; не заходи в ванную комнату, пока я умываюсь», это поможет и ребёнку очень быстро осознать собственные границы, собственную идентичность, а значит с ним легче будет договориться.
Ну и собственно альтернативные наказания. Нужно помнить, что они будут работать, только, если выстроена система взаимодействия: есть чёткие понятные правила, границы, запреты, и они не меняются из-за хорошего/плохого настроения родителя.
Как воспитывать без рукоприкладства
Иногда родители спрашивают: как объяснить совсем маленькому ребенку, что можно, а чего нельзя делать? Ведь зачастую он пока не способен понять объяснения. С другой стороны, с чего мы взяли, что ребенок может в этом случае правильно понять, что мы хотим сказать ему с помощью наказания?
По логике взрослых, ребенок должен сделать вывод: «Буду поступать плохо — меня ударят». Однако нет оснований полагать, что он подумает именно так. Почему бы ему не прийти к умозаключению вроде: «Мама плохая, она меня не любит и поэтому бьет».
В дошкольном возрасте ребенок — «раб зрительного поля». Вместо наказаний и даже вместо объяснений, которые не всегда эффективны, когда он возбужден, можно просто взять его на руки и унести в другое место, где он сможет переключиться и успокоиться, либо отвлечь другим способом. Например, подойти к окну и, глядя на улицу, сказать: «Какие чудесные облака проплывают над нами, интересно куда? Вот бы на них прокатиться!»
До 3 лет дети наиболее активно изучают окружающий мир, им просто необходимо пространство для его исследования. Своим непослушанием ребенок подает сигналы родителям, что ему неудобно, или хочется познать неизведанное, или он банально привлекает к себе внимание.
Родителям вовсе не обязательно скрывать собственные негативные чувства, неизбежно возникающие вследствие «неправильного» поведения ребенка. Вполне допустимы сожаление, разочарование, досада, возмущение, раздражение — но не обвинение. Нормально и даже желательно их проявление, демонстрация этих чувств себе и ребенку. Такая обратная связь способна показать ему, что он поступает неправильно.
«Не ищите виноватого, ищите решения», — почти 100 лет назад говорил Генри Форд. К примеру, одна мама для своего трехлетнего сына, не желавшего убирать на место свои игрушки, придумала увлекательную игру под названием «Где кто живет?». Теперь проблема с уборкой игрушек для этого ребенка решена.
Вот еще опыт другой мамы: «Если ребенок капризничает, я пытаюсь отвлечь его внимание игрой. Если не получается, и он продолжает визжать, я говорю: если не хочешь нормально гулять, пойдем домой. И он почти сразу успокаивается. А если он капризничает в магазине, обычно это значит, что он хочет или пить, или есть. На такие случаи у нас есть бутылка с водой, и обычно с удовлетворением естественных потребностей он успокаивается. Еще у меня в сумке всегда припасено несколько интересных „отвлекалок“. Это может быть связка старых ненужных ключей, например, или любые другие безделушки».
Общаясь с ребенком, старайтесь чаще вспоминать себя маленького. Представлять, какие чувства испытывали или могли бы испытывать в сходной ситуации, о чем думали, чего хотели.
«Мама выгнала меня, трехлетнюю, в подъезд»
— Сколько я себя помню, меня били родители. А помню я себя лет с двух.
Я — ранний ребенок, родителям было чуть больше 20, когда я родилась. И, думаю, они были просто не готовы к тем трудностям, что начинаются с появлением ребенка. Мама безумно уставала, она в это время еще училась и уже работала. И первые побои я помню от мамы.
Мама била меня ремнем, ладонью, всем, что под руку попадалось, и за волосы таскала очень жестко. Как-то она сказала мне: «Я от тебя устала, ты мне надоела, иди отсюда». И выгнала меня, трехлетнюю, в подъезд. Я, заплаканная, избитая, долго спускалась по лестнице на улицу. И целый день там провела, потому что боялась возвращаться домой.
Папа на меня маленькую не поднимал руку и начал бить, когда я в школу пошла. В семь лет это уже был воспитательный процесс. Папу тоже жестко били его родители — до крови. Поэтому бить детей для него было привычным явлением. Если я задерживалась на улице, он встречал меня ремнем. И так продолжалось до 14 лет.
Из всех детей родители били только меня. Младшая сестра совершала более тяжелые провинности, ее пальцем не трогали. Брата физически наказали один раз, когда он украл половину зарплаты у папы и детям во дворе купил всякой ерунды.
Но несмотря на побои, я продолжала любить своих родителей, ремень никак не влиял на мое отношение к ним. Я думала: «Это я плохая, я все это заслужила, надо больше стараться».
Насилие было частью моего мира, мне кажется, я воспринимала его как норму. То же самое происходило в семье маминой сестры, у друзей во дворе. И все это были обычные с виду, вполне приличные семьи. Но внутри каждой было много боли.
Однажды произошла страшная история, мне до сих пор ее больно вспоминать. Мне было лет 14. Папа выпил и сильно избил маму. До крови. Я имела глупость вмешаться — встала между ними. Он меня головой ударил об стенку и дал пощечину. А мама, которую я пошла защищать, схватила за волосы, оттаскала и накричала, что я лезу не в свое дело. Избила за то, что я попыталась ей помочь.
После этого папа нас всех взял за шкирку и выкинул из подъезда. Я была в ночной рубашке, босиком, и в таком виде нам пришлось идти по улице к тетке, чтобы переночевать. Мне, подростку, было ужасно, невыносимо, стыдно идти в таком виде по улице.
Папа, протрезвев, перед нами не извинился. Мама тоже никогда не извинялась, она считала, что она права и все делает правильно.
«Сын встретил моего мужа с радостью»
Еще когда я была беременна, поняла, что одна не вывезу. Тем более, родился мальчик. Если бы родилась девочка, может, я бы в замужество не особо рвалась. Думаю, мы с девочкой договорились бы, спокойно прожили вдвоем. А в сыне мне хотелось мужские качества закладывать. И как я могла бы это делать без мужчины? Поэтому я сознательно решила, что мне нужен муж, а моему сыну — отец и брат или сестра.
Я несколько раз пыталась завязать отношения, но все это было не то. С Сережей, своим будущим мужем, я познакомилась на работе.
Ко всем мужчинам-коллегам я подходила с одним и тем же вопросом: «Ты тиран?» Мне было интересно, каким кажется мужчина и какой он на самом деле. Мой будущий муж выглядел как тиран. И в ответ на мой вопрос он долго смеялся. И вообще, подумал, что я с ним так оригинально заигрываю. Пригласил меня в кино. Через несколько месяцев мы стояли в ЗАГСе. И еще через несколько месяцев родился второй ребенок.
Во время первых свиданий мы много говорили про семью. И он был инициатором этих всех разговоров, спрашивал, какие у меня были родители, как мы жили. Мы узнавали жизнь каждого из нас еще до свадьбы.
Причины насилия со стороны родителей
Основная причина насилия по отношению к несовершеннолетнему ребёнку — стремление продемонстрировать собственную власть или самоутвердиться за его счет. В далеком прошлом физическое или эмоциональное насилие считалось нормальным и вполне допустимым способом улучшения моральных качеств ребёнка. Но практика показывает его недопустимость и неэффективность.
Во многих случаях жестокое обращение обусловлено социальными причинами. Его жертвой может стать ребёнок из асоциальной семьи, члены которой злоупотребляют алкоголем или наркотиками, имеют криминальное прошлое или психические отклонения. Но насилие может встречаться и в благополучных семьях.
Эмоциональное насилие часто имеет те же причины, что и физическое — желание показать свою власть или обесценить другого человека. Во многих случаях оно применяется к ребёнку, появления которого не хотели, или черты характера которого напоминают отсутствующего родителя. В будущем ребёнок, пострадавший от насилия, будет реализовывать такую же модель воспитания в собственной семье или искать партнера, склонного к физическому или эмоциональному абьюзу.
Последствия насилия по отношению к ребёнку могут быть самыми разными — от психических расстройств до социальной дезадаптации, формирования различных зависимостей и воспроизведения негативной модели воспитания в следующих поколениях. Прошлое изменить нельзя, но взрослый человек вполне может проработать последствия детских травм при помощи психотерапии.
Это убеждение достаточно стойко и прочно засело в родительском сознании, и апеллировать к нему проще простого. Но чаще всего к такому заявлению прибегают самые нетерпеливые и невыдержанные родили, которые начинают избивать ребенка, даже не дав ему времени понять свои ошибки и переосмыслить свое поведение. Детское восприятие часто хаотично и сумбурно, а в своем поведении он руководствуется больше эмоциями, чем здравым смыслом. В этом отношении терпение к маленькому человеку должно быть максимальным. К этому чаще всего бывают неспособны как раз те отцы и матери, которым в свое время подумать и отрегулировать поведение не давали. Поэтому такое понятие, как терпение, ими не только отвергается, но и вызывает возмущение. Бить ребенка кажется единственным правильным решением, потому как терпение и другие способы не помогают, но на самом деле такие родители просто не имели возможности в своем детстве проверить, действует оно или нет.
Чтобы преодолеть эту причину, своих собственных сил бывает недостаточно. Нужно длительно тренироваться сначала на самом себе. Разрешая себе все делать в своем темпе, а уж потом пытаясь что-то донести своему ребенку.
Когда наказания необходимы
В некоторых случаях от порки бывает иногда не отказаться. Родители часто спрашивают — имеют ли они вообще право бить детей хоть когда-либо. Дело в том, что отсутствие внимания в отношении поступков дитя — это такая же проблема, как и их наказание. Не реагировать на вызывающее, бестактное, равнодушное, агрессивное и раздражающее поведение маленького ребенка — это не решать проблему, а наоборот ее затягивать. В арсенале любого родителя должна быть масса способов реакции на такое поведение без рукоприкладства. Также нельзя оставлять безнаказанным детское воровство, жестокость и чрезмерную жадность. Бьющий родитель при этом может стать определенным стоппером при желании повторить поступок, но без разговора с детьми все равно не обойтись.
Как бы ни горячились современные педагоги в отношении того, что бить ребенка никогда нельзя, тем не менее выдержать эту линию поведения до конца, пожалуй, никому не удавалось. Вообще ударить однажды ребенка — это не проблема. Никто не застрахован от вспышки гнева или ярости, и наверняка даже какой-либо идеальный педагог вынужден будет признать, что однажды он все-таки поднял руку на одного из своих детей или угрожал ему. Но, с другой стороны, это нисколько не является оправданием для всех тех, кто привык наказывать детей регулярно.
Оптимальным наказанием для детей любого возраста будет всегда лишение их чего-либо. Угрожать, бить и пороть детей — это результат своего персонального бессилия, отчаяния и отсутствие личного опыта терпения к самому себе, а значит, и неумение его приложить к ребенку.
Разрешить бить ребенка, пожалуй, нельзя, скорее всего, можно перестать себя винить или корить, если это однажды это случилось. Если так происходит постоянно, то это повод начать думать над своими убеждениями и своей состоятельностью как родителя.
Екатерина Вторая, отменившая порку дворян в конце 18 века, способствовала появлению первого непоротого поколения, среди которых были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов и вообще весь цвет тогдашней нации, а это хороший повод задуматься.
Метки:Наказание, Родители
Общее описание неприятных ситуаций в учебном процессе
Учителя, которые выгоняют детей за плохое поведение из класса, отбирают телефоны, прилюдно читая личные переписки, ставя низкий балл просто за то, что ребенок отсутствовал на занятии или не пришел вовремя, забывают о том, что они нарушают закон. Родителям приходится часто сталкиваться с тем, что их дети жалуются на действия преподавателей. Вашей первоначальной задачей должна быть защита интересов своего ребенка, отстаивание его прав. Но! Еще важно соблюсти грань и не поссориться с администрацией школы на ровном месте.
Нельзя не отметить, что в последнее время уровень правосознания, как школьных педагогов, так и учеников, их родителей заметно повысился и это хорошо. Однако ситуации, когда учителя применяют непедагогические методы, все же имеют место. С особой внимательностью следует относиться к применению противозаконных мер наказания, воспитания.
Как сказано в Законе «Об образовании» учитель имеет право выбирать, а также использовать методики обучения и воспитания на свое усмотрение. Самое главное, чтобы не были нарушены педагогические границы.
Нельзя отбрасывать тот факт, что дети бывают разными, у каждого ребенка свой характер, воспитание. Но одно можно сказать точно, применять насилие, имеющее физическую или психологическую форму, категорически запрещено. Многих родителей интересует, что делать, если учитель ударил ученика? Оставлять без внимания подобные инциденты ни в коем случае нельзя. Это может повториться, и что самое главное, негативно сказаться на психологическом состоянии ребенка, понизить его самооценку.
Как защитить ребенка от неправомерных действий со стороны педагога
Для ребенка физическое насилие со стороны учителя – это серьезная психологическая травма. Поэтому родители обязаны делать все правильно и не усугублять этот конфликт. С другой стороны, не предпринимать никаких мер также неправильно. Если администрация школы проигнорировала обращение родителей, а полиция не спешит передавать дело в суд, есть смысл перевести ребенка в другое образовательное учреждение.
Родителям учеников, которые становятся жертвами нервных учителей, следует не только возмущаться и требовать наказания для педагога. Важно понимать, что ни один преподаватель, если у него все в порядке с психикой, не будет бить ученика. Но если спровоцировать его, на что современные дети вполне способны, то может произойти нечто подобное. В этой проблеме виноват не только педагог, но еще родители, отсутствие дисциплинарных мер, позволяющих контролировать поведение детей, и многое другое.
Наказывать педагогов, бьющих детей, нужно по-разному. Если это просто нервный срыв, то вполне достаточно уволить человека. Но при наличии таких отягчающих факторов, как ненависть (расовая или национальная) и систематичность избиения, то обязательно нужно идти в полицию. На наказание также влияет тяжесть нанесенных школьнику побоев.
Ответственность за нанесение побоев несовершеннолетним
В настоящее время, к сожалению, нередки случаи возникновения конфликтных ситуация с применением физического насилия в различных детских коллективах, в том числе и школе. Все преступления, посягающие на жизнь и здоровье малолетних, связанные с избиением, можно условно разделить на 3 вида: побои; причинение вреда здоровью различной степени тяжести; истязание.
Побои — самое легкое преступление из вышеуказанных, характеризуется однократным или неоднократным нанесением ударов, причинивших боль, которые не влекут расстройства здоровья и потери трудоспособности.
С 14 июля 2016 года состав правонарушения «побои» внесен в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Теперь за нанесение побоев граждане несут административную ответственность, но только в том случае, если их действия не повлекли последствий, установленных статьей 115 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как привлечь к ответственности за нанесение побоев несовершеннолетнему? Порядок действий в данном случае зависит от лица, от которого исходит конфликт. Чаще всего это другой несовершеннолетний. Для начала надо попытаться урегулировать подобную ситуацию — провести профилактическую беседу с участием обоих сторон конфликта и их родителей, педагога-психолога. Если несовершеннолетние обучаются в учебных заведениях, то можно подать заявление с просьбой провести профилактическую беседу с ребенком и родителями непосредственно в комиссию по делам несовершеннолетних. Если вы обеспокоены ситуацией, и ребенку причинили значительные телесные повреждения, вы можете подать заявление по этому факту в полицию.
С какого возраста наступает ответственность за нанесение побоев? Статьей 2.3. КоАП РФ установлено, что к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Иными словами, в случае причинения побоев несовершеннолетним ребенком, не достигшим возраста 16 лет, он не может быть привлечен к ответственности в силу возраста. В таком случае сотрудники полиции примут решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, а именно субъекта преступления. Отказ в возбуждении дела направляется в комиссию по делам несовершеннолетних. Ребенка поставят на учет в качестве неблагополучного несовершеннолетнего или всю семью в качестве неблагополучной семьи и будут периодически приглашать на комиссии для профилактической беседы, а также обследовать жилищно-бытовые условия. Кроме того, родителей малолетнего могут привлечь к ответственности за ненадлежащее исполнение (неисполнение) родительских обязанностей.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности за совершение ряда преступлений, в том числе за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ) и др.
Кроме уголовной ответственности за драки несовершеннолетних детей, есть еще и гражданско-правовая. Поэтому можно обратиться и в суд с гражданским иском о возмещении вреда.
Понятие избиения ребёнка в контексте статьи 116 Уголовного Кодекса РФ
Избиение ребенка, как и человека, достигшего возраста совершеннолетия, подпадает под действие положений статьи 116 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Однако в рамках данной статьи действовать такое правило будет только в том случае, если при проведении медицинского осмотра потерпевшего удастся зафиксировать побои, или человек будет жаловаться на болезненность в тех частях тела, куда, по его словам, наносились удары.
В целом избиение ребенка (несовершеннолетнего лица) – это комплекс физических действий, нацеленных на причинение определенного вреда здоровью (тяжесть такого вреда определяется в ходе осмотра потерпевшего медиками) с целью оказания определенного рода психологического воздействия. Данное понятие характерно как для совершеннолетних потерпевших, так и для несовершеннолетних, и сформулировано оно на основе действующей правоприменительной практики.
Подвергнуться избиению ребенок может дома (применение насилия со стороны родителей), в школе (несовершеннолетние нападающие), а также со стороны посторонних лиц на улице (несовершеннолетние и совершеннолетние).
Откуда берутся злые родители
Когда мы с мужем поняли, что ор и рукоприкладство не работают, мы стали искать другие способы восстановления мирной обстановки в семье.
Скажу сразу: все наладилось очень быстро, когда мы поняли главную причину—счастливые, отдохнувшие, реализованные родители не срываются на ор и тем более на шлепки. Поэтому начать надо с главного.
Никакая психология не поможет, если ваше физическое состояние близко к критическому. Вы можете сколько угодно работать с лучшими психологами страны, но если вы сильно устаете и мало спите — вы так или иначе будете срываться на крик и рукоприкладство.
Если мы регулярно не досыпаем — в кровь вбрасывается много гормона стресса кортизола. Этот гормон делает нас агрессивными и раздражительными. И он сильнее любых психологических примочек.
«Меня иногда уже дочь спрашивает: „Мама, а ты выспалась?“. Ну потому что я часто говорю, что не выспалась, поэтому злая».
Для начала стоит попробовать поговорить с ребенком в доверительном тоне. Можно аккуратно спросить, как дела дома. Но это должен быть очень тонкий разговор, ведь дети не любят агрессивных нападок на своих родителей.
Прежде чем предпринимать дальнейшие шаги, хорошо убедиться, что на теле есть следы побоев.
Конечно, мы не имеем права раздеть ребенка, но можно схитрить. Например, с помощью медсестры: отправить его на какую-нибудь фальшивый медосмотр, чтобы понять, есть ли синяки и характерные раны.
Если учитель уверен, что физическое наказание в семье существует, он должен обратиться к социальному педагогу и педагогу-психологу. Вместе они решат, что делать.
Если из общения станет ясно, что перед вами не нормальный родитель, а абсолютное зло, то тогда психолог, социальный педагог, органы опеки имеют право прийти домой к ребёнку и посмотреть, что там происходит.
В этом случае в дело вступает закон. Например, согласно статье 77 Семейного кодекса ребенка из семьи могут забрать в течение 24 часов, если его жизни и здоровью что-то угрожает.
Если необходима временная изоляция ребенка от семьи, дети уезжают в социально-реабилитационный центр (СРЦ), где живут какое-то время.
У многих это место вызывает хтонический ужас: считается, что там бьют, убивают, что там кошмарный кошмар. Но моя практика показывает, что это не так. Современные СРЦ — по крайней мере, в Москве — устроены весьма прилично. Многие дети говорили, что там отдыхали: хорошо ели, нормально спали. Да, там не мир розовых пони, но дома у этих ребят — совершенный мрак.
Дети могут вернуться в семьи, если родители исправятся и устранят причины, по которым у них забрали ребенка.