Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В отличие от доставления административное задержание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если Вас задержали — сотрудники обязаны в соответствии со ст. 27.4 КоАП РФ, составить протокол об административном задержании, в котором в обязательном порядке указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
1 Если Вас задержали, то сотрудники по Вашей просьбе обязаны о месте Вашего нахождения в кратчайший срок уведомить родственников, администрацию по месту его работы (учебы), а также защитника. Вы выбираете кого уведомить! Настаивайте на своем праве!
2 Если задержан несовершеннолетний, то сотрудники, даже без его просьбы, обязаны уведомить его родителей или иных законных представителей.
3 Если задержан военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы — незамедлительно сотрудниками должна быть уведомлена военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 КоАП РФ, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
4 Если Вы член общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации,и Вас задержали – сотрудники обязаны незамедлительно уведомить секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию.
Срок административного задержания
Помните, что согласно ст. 27.5 КоАП РФ, при административном задержании его срок не должен превышать три часа, за исключением случаев, когда Вы совершили административное правонарушение, посягающее на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил.
Также. Если в отношении Вас ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации. Во всех вышеперечисленных исключительных случаях Вы можете быть законно задержаны на срок до 48 часов. Законность такой меры подтверждена даже Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П.
Комментарий к Ст. 27.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Кодекс относит доставление к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении и определяет его как принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 10.1 ч. 1 комментируемой статьи, также как принудительное препровождение используемых для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ судна и других орудий совершения административного правонарушения.
Частной целью доставления является составление протокола об административном правонарушении, когда составление протокола является обязательным и только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Таким образом, законодатель связывает доставление с необходимостью обязательного составления протокола об административном правонарушении. Следовательно, должны иметься поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, перечисленные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. В случае отступления от этого правила должностное лицо органа административной юрисдикции несет ответственность за неправомерное применение данной меры административного принуждения.
Вместе с тем общими целями доставления, присущими ему наряду с другими мерами, могут служить пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, а также обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления.
В ч. 1 комментируемой статьи строго определен круг должностных лиц органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять доставление. К числу таких лиц относятся:
Должностные лица органов внутренних дел (полиции);
Военнослужащие внутренних войск МВД России, должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
Должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;
Должностные лица военной автомобильной инспекции;
Должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов;
Должностные лица пограничных органов, военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также другие лица, исполняющие обязанности по охране Государственной границы РФ;
Должностные лица таможенных органов;
Военнослужащие и сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
Должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
Должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;
Судебные приставы;
Должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
Отдельно законодатель указал, что должностными лицами органов внутренних дел (полиции) может осуществляться доставление в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, но не перечисленных в комментируемой статье, поскольку последние не наделены Конституцией РФ и федеральными законами правом на осуществление принудительных действий, ограничивающих права и свободы человека и гражданина.
Специально определены и служебные помещения (помещения), в которые может осуществляться доставление, например служебное помещение органа внутренних дел (полиции); помещение органа местного самоуправления сельского поселения; служебное помещение охраны, служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск МВД России; помещение военной полиции Вооруженных Сил РФ или воинской части; служебное помещение пограничного органа, в том числе находящееся в порту РФ; служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы; служебное помещение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: помещение органа, осуществляющего контртеррористическую операцию; служебное помещение суда; помещение органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; помещение муниципального органа или иное служебное помещение. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения доставляются в порт РФ, а иностранные суда — в один из портов РФ, открытых для захода иностранных судов.
2. Срок доставления определен как возможно короткий (ч. 2 комментируемой статьи).
3. О доставлении может быть составлен протокол, но вместо его составления допускается сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. В любом случае фиксация доставления как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении является обязательной. После достижения цели доставления (составления протокола об административном правонарушении) продолжение применения данной меры не допускается.
1. Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.
Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.
При этом важно уяснить, что доставление допускается только тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно. Дело в том, что, как будет показано далее, КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Так, протокол не составляется, если наказанием за совершенное правонарушение является предупреждение или административный штраф, не превышающий 100 руб. (а при нарушении таможенных правил — 1000 руб.), и если лицо, которому назначается такое наказание, не оспаривает ни факта совершения им правонарушения, ни административного наказания, не отказывается от уплаты штрафа. В подобных случаях доставление физического лица, совершившего административное правонарушение, в специальное служебное помещение не допускается.
Правом доставления физического лица наделены должностные лица ряда федеральных органов исполнительной власти. Это сотрудники органов внутренних дел (полиции); военнослужащие внутренних войск; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти.
Порядок административного задержания
Соблюдение процессуальных норм имеет важное значение для защиты – любое выявленное нарушение может стать основанием для оспаривания задержания. Порядок выводится из статей 27.3 – 27.5 КоАП:
- Составление протокола задержания (ст.27.4 КоАП). Документ обязан включать в себя:
- Дату и место составления.
- Должность и Ф.И.О. лица, составившего рапорт.
- Данные задержанного.
- Дату и место задержания.
- Мотивы произведенного задержания.
- Подписи составившего и задержанного.
- Задержанный получает полную информацию о своих правах и обязанностях в соответствии с КоАП РФ (ч.5 ст.27.3 устанавливает обязанность разъяснить).
- По просьбе задержанного, его родственники (при желании, руководство учебного заведения и/или адвокат) уведомляются о произошедшем (ч.3 ст.27.3). Уведомление родителей несовершеннолетнего обязательно (ч.4 ст.27.3). Если задержан военнослужащий (участник сборов), уведомляется военная полиция или конкретная воинская часть (ч.4.1 ст.27.3).
Общественное наказание
Что такое административное наказание?
Административное наказание – это мера ответственности, применяемая за совершенные административные правонарушения. Цель административного наказания – навести порядок и поддерживать общественную безопасность.
Какие виды административных наказаний существуют?
В зависимости от совершенного правонарушения могут применяться различные виды административных наказаний: штраф, административный арест, административное выдворение, трудовые работы, общественные работы и т.д.
Что такое общественное наказание?
Общественное наказание – это один из видов административных наказаний, который заключается в привлечении нарушителя к общественно полезной работе в качестве меры наказания за совершенные административные правонарушения.
В чем заключается общественное наказание?
Общественное наказание может заключаться в выполнении таких работ, как уборка территории, обустройство пешеходных дорожек, окраска остановок общественного транспорта и т.д. Количество часов, которые должен отработать нарушитель, определяется судом в зависимости от совершенного правонарушения и тяжести вины нарушителя.
Юридические последствия
Административное задержание – такое задержание, которое происходит по решению уполномоченного должностного лица, в целях проверки того, что задержанный не нарушал общественный порядок и права других людей.
Результаты административного задержания существенно отличаются от результатов доставления в правоохранительные органы, поскольку нет обвинения в конкретном преступлении.
Однако, юридические последствия могут быть серьезными, включая: штрафы, приостановление водительских прав, административное наказание и даже арест в крайних случаях.
- Штрафы: эквивалент определенной величины денег.
- Приостановление водительских прав: имеет место при задержании за нарушения правил дорожного движения.
- Административное наказание: является результатом, когда задержанный признается виновным в нарушении закона.
- Арест: возможен при повторных нарушениях законодательства в течение короткого периода времени.
В целом, в соответствии с законодательством, административное задержание – это мера стимулирования одного человека поддерживать официальную дисциплину и защищать личные права других людей.
Кто имеет право задерживать гражданина?
Перечень этих лиц точно указан в той же ч.1 ст.27.3 КоАП. Понимая, что должностные лица, не указанные в списке, не имеют прав на административное задержание, это может считаться еще одним из условий данного действия.
Подвергнуть задержанию по КоАП имеет право:
- полиция (в некоторых случаях задерживать может и инспектор ДПС);
- таможенные органы;
- пограничники;
- старшие в местах лишения свободы;
- сотрудники ВАИ и/или военной полиции ВС РФ.
Наличие в перечне не означает, что каждый из указанных может действовать по всему фронту возможных правонарушений. Каждый обладает возможностями производить административное задержание исключительно в рамках собственных полномочий.
К примеру, уполномоченные на то военнослужащие – во время несения службы (охраны объекта), пограничники – при незаконном пересечении границы, полицейские – при выявлении (подозрении) правонарушений административного толка в «гражданских» условиях.
Кроме этого, указаны другие случаи, когда задержание может быть использовано. Может быть задержан нарушитель:
- При проведении контртеррористической операции.
- За административные нарушения в зале суда.
- При нарушении государственной границы или законности пребывания на территории РФ.
Это можно назвать дополнительными условиями, которые не отрицают, а дополняют остальные случаи нарушения КоАП РФ.
Доставление и административное задержание
Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.
При этом важно уяснить, что доставление допускается только тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно. Дело в том, что, как будет показано в следующей главе, КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Так, протокол не составляется, если наказанием за совершенное правонарушение является предупреждение или административный штраф, не превышающий 100 руб. (а при нарушении таможенных правил — 1 тыс. руб.), и если лицо, которому назначается такое наказание, не оспаривает ни факта совершения им правонарушения, ни административного наказания, не отказывается от уплаты штрафа. В подобных случаях доставление физического лица, совершившего административное правонарушение, в специальное служебное помещение не допускается.
Правом доставления физического лица наделены должностные лица ряда федеральных органов исполнительной власти.
О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании
В отличие от доставления административное задержание является уже кратковременным ограничением свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В частности, административное задержание может осуществляться, чтобы установить личность нарушителя, а затем составить протокол об административном правонарушении.
Административное задержание: особенности
Административное задержание – это временное ограничение свободы гражданина на определенный срок по решению полицейского офицера или другого уполномоченного лица за нарушение административного законодательства.
Особенностью административного задержания является отсутствие необходимости получения судебного разрешения на задержание. Полицейский офицер может задержать гражданина на срок до трех суток.
При административном задержании нарушитель должен быть проинформирован о причине задержания и о своих правах. Он также имеет право на связь с адвокатом и близкими, на получение необходимой медицинской помощи.
После окончания срока административного задержания гражданин должен быть освобожден, если не было выдано постановление о привлечении к административной ответственности.
Важно понимать, что административное задержание является мерой принуждения и не может быть использовано произвольно. Полицейский офицер должен проводить задержание только в тех случаях, когда это действительно необходимо для обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.
Комментарии к ст. 27.3 КОАП РФ
1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.
Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).
3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.
4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
5. Административное задержание также не допускается:
а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).
6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.
Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.
В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.
8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.
Обязанности должностного лица и права гражданина
Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:
- обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
- сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
- разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.
Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:
- знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
- просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
- требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
- требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
- обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.
Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.
Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.
Основания и порядок задержания
В соответствии со статьей 46 УПК РФ, подозреваемым считается человек, который:
- преследуется законом на основании того, что в его отношении возбуждено уголовное дело (согласно ст. 20 УПК «Виды уголовного преследования»);
- временно лишен некоторых прав (мера пресечения) до момента оглашения обвинения (ст. 100 УПК РФ);
- получил уведомление о подозрении на совершение преступления (ст. 223.1 УПК РФ);
- задержан в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ.
Мотивы задержания подозреваемого содержатся в статье 91 УПК, их может быть несколько:
- человек застигнут при совершении преступления или был пойман сразу после его совершения;
- потерпевшие или свидетели указали на виновного в злодеянии;
- на человеке – одежде, лице – или в его жилище обнаружены следы правонарушения.
Во всех этих случаях дознаватель или следователь вправе задержать гражданина в подозрении на совершение преступления.
Права задержанных лиц
В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции», с момента задержания гражданин имеет право на юридическую помощь, о чем ему должен сообщить сотрудник полиции.
Задержанный вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания
, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также уведомить родственников посредством телефонного звонка не позднее трех часов с момента задержания (ч. ч. 3, 5 и 7 ст.14 Закона о полиции).
Следует знать, что при задержании каждый имеет право требовать от сотрудников милиции, чтобы они сообщили о месте его нахождения в кратчайший срок родственникам, администрации по месту работы (учебы), а также защитнику. Это закреплено в ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ.
Для несовершеннолетних задержанных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.
Кроме того, статья 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” предоставляет задержанным право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует указать еще один немаловажный момент. Юридическую помощь задержанным может оказывать, как адвокат, так и представитель по доверенности, однако в доверенности обязательно должна быть формулировка, которая предоставляет представителю права, какие предоставляются для участия адвокату, плюс с собой, к доверенности нужен диплом о высшем юридическом образовании. Данные выводы автор делает из собственной практики и положений п.1 ст. 55 Кодекса об административном судопроизводстве.
Права и обязанности административно задержанного лица
Административное задержание – ограничение прав. Но далеко не все конституционные права могут быть ограничены. Говоря о порядке влекущего адм. задержание, уже упоминались основные из прав, поэтому коротко напомним:
- Право получить копию протокола.
- Право отказаться от подписания протокола.
- Оповещение правонарушителя о правах и обязанностях задержанного по КоАП (является обязанностью лица, производящего задержание).
- Общение с адвокатом – оповещение его о произошедшем.
- Оповещение родных: право совершеннолетнего или обязанность задержавших по оповещению родителей задержанного в случаях несовершеннолетних.
Кроме этого имеются специфические возможности. Такие как право на оповещение руководства учебного заведения, воинской части и т.п. По всем фактам составляется необходимая документация. Перечисленное не исключает и общих прав гражданина, к которым, например, можно отнести право не свидетельствовать против себя.
Зафиксируйте точное время, когда вы окажетесь в полицейском транспорте (например, можно отправить смс). Это позволит пожаловаться на то, что вас слишком долго продержали в автозаке (если такое произойдет).
Несмотря на то что закон требует доставить вас в отдел как можно скорее, на практике путь может затянуться.
Обязанности должностного лица и права гражданина
Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:
- обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
- сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
- разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.
Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:
- знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
- просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
- требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
- требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
- обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.
Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.
Доставление. Административное задержание. Привод
Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.
Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.